Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3791 Консультация для родителей: "Роль подвижных игр в развитие детей раннего возраста"

Опубликовано 22.03.2018

Баусова Яна Владимировна
МБДОУ "Детский сад № 157",

город Нижний Новгород
воспитатель


Консультация для родителей: "Роль подвижных игр в развитие детей раннего возраста"

 

 

Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает –

пусть находится в постоянном движении.

Ж. -Ж. Руссо

 Что же больше всего любят малыши? Не колеблясь, можем ответить — играть.

Играть или не играть? Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Но это ошибочное утверждение.

Детская психика устроена так, что без игрушек и двигательных навыков малыш не может стать полноценной личностью. Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные игры. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребенка трудно переоценить они считаются универсальными. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса. Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворят жизненные потребности малышей.

Давайте подробнее рассмотрим влияние подвижных игр на всестороннее развитие ребёнка.

Основные аспекты:

1. Совершенствование физических навыков.

В раннем возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков и развитию физических качеств (быстрота, ловкость, сила, равновесие, координация движений ит. д.). Например, заставить ребенка приседать или делать наклоны определенное количество раз довольно тяжело, даже если использовать мотивацию. А вот в ходе веселой игры дети настолько увлекаются, что не замечают, сколько раз они выполняли то или иное полезное движение.

 

2. Оздоровительный эффект

В процессе игр у детей нормализуется работа сердечно-сосудистой системы, активно работают мышцы, укрепляется опорно - двигательная система, улучшается моторика и координация движений, развивается двигательная активность детей. Особенно полезны игры на свежем воздухе для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям, ОРВИ или простудным заболеваниям.

Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Благотворное влияние оказывают они и на психическое и эмоциональное состояние детей.

3. Эмоциональное развитие.

Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила. Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки. Цель подвижных игр — это: давать выход запасам энергии ребенка. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.

4. Развитие речи.

Игры со словами обогащает активный и пассивный словарь детей.

Игры со словами, потешками – прекрасная возможность для совершенствования речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.

5. Познавательное развитие.

Игра помогает расширять и углублять знания об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения. Например, дети узнают, что их ножки очень быстрые, они убежали от мишки, зайки, и даже быстрый мячик их не догнал; оказывается, у дождика есть веселая песенка, и поют ее дождевые капельки; а гусь когда сердится, шипит и может ущипнуть. Игровые действия и игровые правила соответствуют возрастным особенностям малышей, их знаниям и представлениям об окружающем мире.

Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание.

6. Развитие воображения.

Большинство подвижных развлечений в этом возрасте должны обыгрываться, иметь простой сюжет и понятные условия. Нужно не просто бегать, скакать и прятаться. Важно еще перевоплощаться во время игры в разных персонажей: животных, растения, сказочных героев. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в обруче (в круге) – домик, в стульчике или фишке – деревья и т. д.

7. Развитие нравственных и моральных качеств.

Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным, сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать, Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.

Самая любимая подвижная игра - это «Кошки - мышки», где видны все аспекты всестороннего развития ребёнка. Благодаря этой игре у детей развивается двигательные навыки ходьбы, бега, физические качества- ловкость, быстрота реакции, скорость передвижения, умение быстро принимать решения, а также ориентироваться в пространстве в соответствии со сложившейся ситуацией, внимание, речь при проговаривании слов.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованность к играм. Один из важных моментов успешности подвижной игры — заинтересованность в ней самих детей, поэтому она должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно.

Как же научить малыша играть? Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвереньки и лает. Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием.

Организовывая подвижные игры для своих детей, имейте в виду, что малыши довольно быстро привыкают к чему-то одному и начинают терять интерес к игре, скучать. Поэтому правила уже знакомой им подвижной игры стоит периодически менять.

Вот некоторый перечень подвижных игр для детей  раннего возраста: «Дождик», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Куры и кошка», «Птички», «Огуречик», «Мой весёлый, звонкий мяч…»

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше ребёнок, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс. Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу малышей.

А как часто встречается такая ситуация, родители, когда выходят на прогулку со своими детьми, отпускают их бегать, прыгать и заниматься тем, что им нравиться. А ведь ребёнок даже на улице нуждается во внимании. Знакомая ситуация, когда ребёнок подходит и говорит: «Мам, пап пошли поиграем», а в ответ слышит «Я занят (а, мне некогда, я устал». Это неправильно, так как первая мысль у ребёнка возникает, что он совсем не интересен им. Родителям следует уделять внимание своему ребёнку для игр хотя бы полчаса, и ребёнок остальное время будет счастливо играть сам.

Главная цель нас взрослых - расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития.

Игра – замечательный способ пообщаться с ребенком, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Не секрет, что детские воспоминания накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Каждая семья может сделать эти воспоминания теплыми и добрыми.

Список литературы:

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986.

2. Воспитатели и родители / Сост. Л. В. Зягик, В. М. Иванова. – М., 1985.

3. Кальпио Н. Н. 80 игр для детского сада. – М., 1973.

4. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения на воздухе. – М., 1983.

5. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986

6. Сборник подвижных игр. Для работ с детьми 2-7 лет / Ав. сост. Э. Я. Степаненкова. – М., 2013.

7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста – М., 1986.

8. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М., 1982.

9. Физическое воспитание в детском саду/ Ав. сост. Э. Я. Степаненкова. – М.,

2013.