Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3795 "Песочная терапия и ее роль в развитии детей дошкольного возраста"

Опубликовано 22.03.2018

Тамалинцева Татьяна Анатольевна, воспитатель

МАДОУ № 63

 

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста

 

         У 35% детей психологи отмечают нарушения социальной и эмоционально-волевой сфер, что выражается в трудности вхождения ребенка в контакт, как с чужими взрослыми, так и с ровесниками; боязнь новых помещений и новых социальных ситуаций. Такие дети на групповых и индивидуальных занятиях не проявляют свои знания и умения, не отвечают на вопросы, не выполняют элементарные задания. При проявлении взрослым настойчивости, ребенок еще больше замыкается, отстраняется, делается еще более пассивным в речевом, двигательном и эмоциональном отношениях. Поведение детей дома, как правило, кардинально отличается от поведения в общественных местах. Дома дети жизнерадостны, раскованы, часто двигательно расторможены. В решении этой проблемы помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком.
         Песок- это дар природы, и этот дар, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.        
          Все дети любят играть с песком, им хочется рисовать, и они рисуют всем, что попадается им под руку, будь то палочка или что-то другое, им хочется выкопать ямку, закопать свои ноги в песок, используя при этом лопатки, формочки, различные совочки. Играя с песком для ребенка важен сам процесс.
         Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояние ребенка, эмоциональное настроение, способствует развитию познавательных процессов, совершенствует предметно-игровую деятельность и развивает коммуникативные навыки.
         При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребенка от застенчивости или нерешительности, закомплексованности, например, понять причины и возникновения его плохого поведения, неправильного поведения. 
А с помощью песочницы и песка и при изготовлении различных фигурок можно проигрывать сказки. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, тревогой, характером наделять героев, им созданных, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаенных уголках его души. 
А мы взрослые, поняв, что конкретно волнует ребенка, можем помочь ему решить его возникшие проблемы. 
         Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.
          Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.
Погружая свои руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Играя с песком у ребенка отступает тревога, напряжение, пропадают симптомы хронического стресса, повышается эмоциональное настроение и уверенность в себе, в своих силах.
       А игра с песком способствует внутреннему расслаблению, и активизации творческого начала.
         Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые его межличностные связи и общение с детьми у них происходят именно там - в песочнице.
Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, у них появляется желание почувствовать себя защищенными, игры развивают мелкую моторику рук и даже могут помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма!
       Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а приобретенный опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит.
         В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова, рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно. 
         Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала - песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.
     После прочтения сказки, попросите ребенка ее нарисовать с помощью песка.    В своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои  чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит.
Неважно чем будет рисовать ребенок, будь то палочка, камешек, пальчик, все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления. 
         Есть такое направление как лэнд-арт – использование песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) тем самым создавать интересные композиции и объекты. 
С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка. 
       Нужно только объяснить ребенку, что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, надежная, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра, а дальше уже предоставляйте свободу выбора своих дальнейших действий . Пусть ребенок думает сам, какая будет его конструкция,  пусть сам проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его постройка: будет у него замок, крепость или гараж, ангар, или что-то невозможно фантастическое?         Построенные фантастические замки, служат хорошим материалом для создания сюжетно-ролевой игры, стоит только предложить  все это обыграть, придумать новую историю, и ребенок подхватывает и развивает эту идею, и в ход тогда идут различные палочки, веточки, листочки, цветочки. Важно чтобы  в ходе игры проговаривал слова, фразы о том, что же он построил в песочнице, проговаривая слова вслух ребенок учится слышать сам себя, и это способствует развитию речи, мышления, воображения. Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.
         Разыгрывая ситуацию на песке появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг,  найти, или по крайней мере искать способы решения этой проблемы.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
         Можно устроить  ливень из ведра, и вы увидите бурю положительных эмоций, это он будет помнить долго. Сделайте так, чтобы сначала был маленький дождик - тонкая струйка песка, а потом дождик, пусть усиливается, зачерпывая двумя ладонями песок. Ребенок осознает идею своей причастности к событиям окружающего мира, тогда малыш перестает бояться дождя, а мир для него перестанет быть враждебным. Это упражнение хорошо снимает напряжение, тревогу, агрессию, стресс у вашего ребенка.
       Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно – игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
       Таким образом, процесс игры с песком, сказкотерапия имеют не только психотерапевтическое значение, но и развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно – логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук и тонкую чувствительность пальцев, что имеет колоссальное значение в процессе развития речи детей. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно – терапевтический эффект.

 

Список литературы:

1.Епанчинцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О.Ю. Епанчинцева – М.: Детство-Пресс, 2010.-80 с.

2.Сапожникова, О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова – М.: Сфера, 2014. – 63 с.

3. Белоусова, О.А. Обучение дошкольников рисованию песком / О.А. Белоусова // Старший воспитатель. – 2012. - №5. – с. 31-40.