МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 СТ. ЗЕЛЕНЕЧУКСКОЙ»
«Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»
СКАЧАТЬ (презентация)
Воспитатель:
Побызакова Т.Л.
Слайд 2 Прежде чем давать знания надо,
научить думать,
воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
В свете современных требований ФГОС наука математического развития изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья.
Актуальность Слайд 3
Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.
Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
Слайд 4 На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я. и др. Они (слайд 5) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Слайд 6. На основании Концепции математического образования в Российской Федерации (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г) где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. В связи с этим меня заинтересовала проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.
Слайд 7. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Сказку считаю одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Слайд 8. Целью работы стало: создание системы работы по развитию математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.
Для реализации цели поставила следующие задачи:
-Обучать детей основным логическим операциям: (анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям).
-Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать и доказывать;
-Развивать у детей временные и пространственные представления;
-Учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).
3. Разработать и реализовать перспективные планы.
4.Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.
Слайд 9. Новизна опыта заключается в разработке и использовании авторских математических игр и упражнений с элементами сказок в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд 10 ( 1,2,3,4,5)В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:
Принцип индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).
Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания).
Принцип активности (в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка).
Принцип последовательности (предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные).
Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.
Слайд 11 (1,2,3,4) Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).
Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).
Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.
Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)
Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.
Дети активно используют математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
У детей сформировано активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умеют выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
Ребенок способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Слайд 12. Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литературу. Свою работу решила построить по следующим направлениям: Слайд 13
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Для реализации работы с детьми были использованы следующие педагогические условия: Слайд 14
- Учёт возрастных, речевых, психических и индивидуальных особенностей дошкольников.
- Использование игр в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Привлечение родителей и педагогов в процесс формирования математических представлений посредством сказки у детей дошкольного возраста.
Слайд 15. Для работы с детьми разработала и использую перспективное планирование по формированию математических представлений через сказку икартотеку игр и игровых упражнений которые широко использую в непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» и в режимных моментах.
Слайд 16. Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть - это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице).
Слайд 17 ( 1,2,3) С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, дети легко запоминают количественный счёт до 10.
При обучении детей элементарным математическим представлениям, использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд 18 ( 1,2)В группе оборудовали центр «Сказочная математика»
Подобрала дидактические игры; развивающая игра «Математика», конструктор «Цифры», развивающая игра «Собери сказку». математическое домино; развивающая игра «Поиграем, посчитаем».
Слайд19 (1,2,3)Оформили папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты».
Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные, театр на фланелеграфе, кукольный театр, (в качестве героев выступают сами дети).
Подобрали методическую, художественную литературу, - аудио и – видео записи через которую дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении
Активными участниками образовательного процесса являлись и родители. Взаимодействие с ними происходит по разработанному плану, в котором указаны формы проведения, и тематика встреч.
Слайд 20. Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Как развить математические способности детей сказкой», наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Нетрадиционные методы работы со сказкой», разработала памятку для родителей по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку.
«Сказочные игры и упражнения по математике в которые можно играть дома».
При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Слайд 21. Использование сказок в системе математического развития у дошкольников считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.
Таким образом, проводя работу по ФЭМП у детей старшего возраста посредством сказки, я считаю:
Слайд 22
-сказка положительно влияет на развитие математических способностей,
-комплексный подход с применением сказки даёт высокие результаты при обучении детей математике,
-с помощью сказки дети легче устанавливают временные и пространственные отношения, учатся порядковому и количественному счёту,
-сказка воспитывает любознательность, развивает памяти речь, учит импровизации.
Слайд 23. Спасибо за внимание.