Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3812 Доклад с презентацией "Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку"

Опубликовано 26.03.2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    «ДЕТСКИЙ   САД № 5 СТ. ЗЕЛЕНЕЧУКСКОЙ»

 

 

«Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»

СКАЧАТЬ (презентация)

 

                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                                      Побызакова Т.Л.

                                                                      

                                                        Слайд 2    Прежде чем давать знания надо,                          

                                                                          научить думать,

                                                                         воспринимать,  

                                                                         наблюдать.

                                                                                     В. Сухомлинский

 

 

В свете современных требований ФГОС наука математического развития изменилась, стала более  ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья.

Актуальность Слайд 3

Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

В мир математики ребенок попадает с маленького возраста.  А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.

Математика для дошкольников  позволяет одновременно решить   сразу несколько  задач,  главная  из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

Слайд 4 На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я. и др. Они (слайд  5) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).

Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Слайд 6. На основании Концепции математического образования в Российской Федерации   (утвержденная Правительством РФ  от 24.12.2013г) где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. В связи с этим меня заинтересовала проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Слайд 7. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.

Сказку считаю одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

 Слайд 8. Целью работы стало: создание системы работы по развитию математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

-Обучать детей основным логическим операциям: (анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям).

-Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать и доказывать;

-Развивать у детей  временные и пространственные представления;

-Учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:

1.  Изучить методическую литературу  и опыт  передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).

3. Разработать и реализовать перспективные планы.

4.Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.

 Слайд 9. Новизна опыта заключается в разработке и использовании авторских математических игр и упражнений с элементами сказок в работе с детьми дошкольного возраста.

 Слайд 10  ( 1,2,3,4,5)В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:

Принцип  индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).

Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания).

Принцип активности (в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка).

Принцип последовательности (предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные).

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.

Слайд 11 (1,2,3,4) Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).

Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.

Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)

Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.

Дети активно используют математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

У детей сформировано активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умеют выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

Ребенок способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 12. Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литературу. Свою  работу решила построить по следующим направлениям: Слайд 13

- Работа с детьми.

- Работа с родителями.

Для реализации  работы с детьми были использованы следующие педагогические условия: Слайд 14

- Учёт возрастных, речевых, психических и индивидуальных особенностей дошкольников.

- Использование игр в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

- Привлечение родителей и педагогов в процесс формирования математических представлений посредством сказки у детей дошкольного возраста.

 Слайд 15. Для работы с детьми разработала и использую перспективное планирование по формированию математических представлений через сказку икартотеку игр и игровых упражнений  которые широко использую в непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» и в режимных моментах.

 Слайд 16. Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть - это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице).

 Слайд 17 ( 1,2,3) С помощью сказки «Три медведя»  ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая  вместе с козлёнком героев сказки,  дети легко запоминают количественный счёт до 10.     

 При обучении детей элементарным математическим представлениям, использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.

Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.                                 

Слайд 18 ( 1,2)В группе оборудовали центр «Сказочная математика»

Подобрала дидактические игры; развивающая игра «Математика», конструктор «Цифры», развивающая игра «Собери сказку». математическое домино; развивающая игра «Поиграем, посчитаем».

Слайд19 (1,2,3)Оформили  папки для рассматривания: «Веселый счет»,  «Математические домики» (состав числа),  «Сказочные лабиринты».

Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные, театр на фланелеграфе, кукольный театр, (в качестве героев выступают сами дети).

Подобрали методическую, художественную литературу, - аудио и – видео записи через которую дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении

 Активными участниками образовательного процесса являлись и родители. Взаимодействие с ними происходит по разработанному плану, в котором указаны формы проведения, и тематика встреч.

Слайд 20. Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Как развить математические способности детей сказкой», наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Нетрадиционные методы работы со сказкой», разработала памятку для родителей по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку.

«Сказочные игры и упражнения по математике в которые можно играть дома». 

При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Слайд 21. Использование сказок в системе математического развития у дошкольников считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.

Таким образом, проводя работу по ФЭМП у детей старшего возраста посредством сказки, я  считаю:

Слайд 22

-сказка положительно влияет на развитие математических способностей,

-комплексный подход с применением сказки даёт высокие результаты при обучении детей математике,

-с помощью сказки дети легче устанавливают временные и пространственные отношения, учатся порядковому и количественному счёту,

-сказка воспитывает любознательность, развивает памяти речь, учит импровизации.

Слайд 23. Спасибо за внимание.