Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3835 АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано 29.03.2018

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

      «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

            От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают                     

            источник творческой мысли…

                        Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»   

                                                                                                 В. А. Сухомлинский

 

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

В.А. Сухомлинский говорил, что ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается. Вовлечение дошкольников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий  возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми  задатками  высоко ценится в современном мире.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.           

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей.

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний, развивает эстетическое мировосприятие. Занятия аппликацией способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формируют художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать, что является весьма значимым фактором с точки зрения психического развития. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая, не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают,   что       упражнения с    готовыми     плоскостными формами и  изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Сминая бумагу, скручивая ее в жгуты, разрывая, дети создают разные формы и вместе с воспитателем наклеивают на чистые листы бумаги и дорисовывают красками, фломастерами. Желтый комочек бумаги превращается в цыпленка (ребенок рисует клюв, воспитатель дорисовывает лапки); другой желтый комочек – в колобка. Силуэт дерева – скрученная мягкая бумага – превращается в яблоню с помощью листочков и плодов; корзина «наполняется» яблоками. Художественно – эстетическая деятельность – это деятельность специфическая, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В заключении хочу отметить, что детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

                                                                                                        

                                                                                           Э. ГАББАСОВА,

                                                                                                                    воспитатель,

                                                                                          МБДОУ «Детский сад №3»,

                                                                                                                   г. Абдулино,

                                                                                                Оренбургская область