Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3975 Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников с нарушением речи

Опубликовано 04.05.2018

 

 

Суворина Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 7

Город Осинники, Кемеровская область

 

Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников с нарушением речи

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

                                    Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………..4

2.Цели и задачи музыкальной игры………………………………   6

3. Педагогическая направленность музыкальных игр……………….8

4. Заключение………………………………………………………..   12

5. Список литературы………………………………………………….13

6. Приложение………………………………………………………….14

 

Введение.

Детство— это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов игра­ли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова, — это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир.

   Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство,  которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «... игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О.С. Газмана,  в игре у детей возникает три цели.  Первая цель —удовольствие от игры — «Хочу». Вторая цель выполнять правила игры — «Надо». Третья цель — творчес­кое выполнение игровой задачи — «Могу». Таким образом,  складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!

   В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодей­ствия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на орга­низм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект- физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.            

Второй аспект - психологический.   Музыка ,  воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет кор­рекцию познавательных, психических, коммуникативных нару­шений.

Третий аспект -  педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически восприни­мать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздейство­вать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре  головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются му­зыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состоя­ние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апа­тии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.   Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Созда­вая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

 

 

 

Цели и задачи музыкальной игры.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры,  которая отличается от танца,  пляски тем, что помогает детям  внимательно и сознательно слушать музыку.       

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания;
все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение  согласовывать движения с началом и окончанием музыки. Понимание музыкально-иг­рового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на зву­ковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:  

 

1.      Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
  • мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,
  • свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации
    • движений и нормализация их темпа и ритма;  формирование
    • выразительных средств: интонации, ми­мики, жестов, движения.

          2. Оздоровительные:

  • укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем,
  •     костно-мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать   эмоциональное и физическое напряжение);
  • развитие быстроты двигательной реакции.

3.Образовательные:

  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.      

4. Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств, эмоции высшего порядка.

5. Развивающие:

  • Познавательную активность
  • Устойчивый интерес к действованию
  • Саморегуляцию и самоконтроль
  • Внимание, память, мышление
  • Ориентировку в пространстве

 

Педагогическая направленность музыкальных игр.

 

Существуют разнообразные классификации музыкальных игр.

А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью  этих  игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию.  Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр-сказок.

Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки В дальнейшем разработка этой  группы игр была продолжена  А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной и  нашла практическое применение у педагога-практика Н. Е. Ко­ноновой.

   И.Л . Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.

Б. Раевская, С. Руднева, Т. Соболева,   З.Ушакова  разработали  музыкально- ритмические   игры , которые направлены  на всестороннее развитие  музыкальности детей,  а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

A.  Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр- игры забавы. Они способствуют правильному физичес­кому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного  аппарата.

Комиссарова разработала систему применения  нагляд­ных средств   при организации и проведении настольных дидак­тических игр на музыкальном занятии ив повседневной жизни детского сада.

Работая над чистотой интонации   у старших дошкольников  А. Д. Воинова показала значение вокальных игр с  элементами дидактичности.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры  в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе  массовых и коррекционно- образовательных дошкольных учреждений. 

Все музыкально- развивающие игры можно разделить на группы:

Первая группа - игры на развитие внимания.

Вторая группа - игры на развитие памяти.

Третья группа - игры на развитие мышления      

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания; наблюда­тельность, длительность, устойчивость, переключение, распре­деление, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музы­кальную; формируют процессы запоминания, сохранения инфор­мации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа  и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.            

По форме проведения игры подразделяются на:

 

—  статические (стоя или сидя);

—  игры с движением; хороводные игры

—  речедвигательные игры;

—  игры-шутки;

—  игры-песни;

—  артикуляционные игры;

—  игры-забавы;

—  ритмические игры.  

—  Музыкально-дидактические игры. 

    Статические игры развивают собранность,  помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие  тела,  быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

 

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу,  быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют   коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию,  нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический  слух   и все стороны музыкально- слуховых представлений. Игры-песни развивают функции голосообразования    свойства голоса, способствуют   развитию  звукообразования, дикции,   дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок ,активизируют подвижность  верхней и нижней челюсти.

Игры- забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным  умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность  звука,  слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального  и речевого построения с помощью двигательных упражнений  под музыку.                        

    Основное назначение музыкально- дидактических игр- формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно.

 

 

Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.

 На втором идет  формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.  На третьем — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях   музыкального  занятия: в начале, середине, в конце, что­бы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупре­дить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка .

 

Заключение.

 

В заключении хочется отметить, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость , инициатива.

   Нет еще на свете таких детей, которые бы не любили веселые игры,  а если они еще проводятся на музыкальном фоне , это способствует разностороннему развитию маленького человека.

   В итоге можно смело утверждать, что игры с музыкальным сопровождением обеспечат развитие способностей у детей в целом, музыкальные игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия.