Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3983 Педагогический проект на тему: «Мама - жизнь подарила, мир подарила!» возрастная группа: старшая

Опубликовано 06.05.2018

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №5 с.Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

Педагогический проект

на тему:

«Мама - жизнь подарила, мир подарила!»

возрастная группа: старшая

СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами)

 

 

 Выполнил: воспитатель

 Зиганшина Рима Гумеровна

                                                                        Стаж работы – 19 лет

 

 

2018г.

Cодержание:

 

  1. Введение …………………………………………………. 3
  2. Подготовительный этап …………………………………. 8
  3. Основной этап ……………………………………………. 22
  4. Заключительный этап ……………………………………. 28
  5. Список используемой литературы и источников ……… 32

 

                                                                      Дел и дорог будет в жизни немало…

Спросим себя: ну,а где же начало?

Вот он, ответ наш,правильный самый,

Все,чем живем,начинается с мамы!

( А. Костецкий  « Все  начинается  с  мамы.»)

 

Введение

Дошкольный возраст - благодатный возраст для нравственнного развития личности. Знакомясь с нормами и правилами поведения, дети дошкольного возраста учатся  нравственным основам. Одной из составляющих социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание любви и уважения к матери. Первоначальное познание ребенком мира связано с познанием человека и, прежде всего, матери. Образ матери является символом мира и дружбы, тепла и любви, нежности и заботы, человечности и простоты. Именно поэтому слово о матери становится основным, стержневым вопросом нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в XVII-XIX веках домашнему воспитанию детей большое значение придавали представители классической педагогики. Среди них Я.А.Коменский, позднее, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Я. Яковлев, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие. Их труды объединяет мысль о высшей миссии женщины - матери в нравственном воспитании детей с раннего возраста. И важнейшим принципом при этом является воспитание на гуманистических, демократических началах. Целью воспитания должно стать формирование в детях активной добродетельной личности, и это вменялось, в первую очередь, в обязанности матери.

До сих пор сохраняют свою актуальность для нас идеи «Материнской школы» Я.А.Коменского. Материнская школа, как в области мудрости, так и в области нравственности должна заложить прочную основу для формирования «в человеке истинной человечности». Что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться умеренностью, опрятностью, почтительностью к старшим, предупредительностью, справедливостью. «Так как деликатность (гуманность) и готовность служить старшим являются особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы к этому так же приучались они с детства». (Я. А. Коменский).

Психолог В.Д.Шадриков писал: «В системе отношений с окружающим миром особенно следует выделить отношения с родителями, прежде всего, с матерью. С первых моментов жизни от нее исходят все приятные ощущения. Удовлетворение голода, жажды, тепло, ласка, одобрение всех действий, любовь и восхищение. Постепенно ребенок открывает для себя, что комплекс положительных ощущений, получаемых от матери, называется любовью. Когда тебя любят - это значит хорошо, это приятно. Ребенку ничего не надо делать, чтобы мать его любила. Она любит его потому, что он есть... Безусловность материнской любви человек ощущает всю жизнь и всегда тянется к этому духовному пристанищу. И всю свою жизнь человек тянется к безусловной любви (типа материнской), любви к нему такому, какой он есть, любви, не обусловленной конкретными качествами и достоинствами».

Для внутреннего развития ребенка с целью побуждения понимания добра бесконечно много могут делать только родители, являясь в этом отношении примером для своих детей: тот, кто хочет, чтобы дети могли иметь устойчивый характер, тот сам должен иметь нечто подобное. Если ребенок в детстве был свидетелем терпимости и доброты, справедливости и любви к людям, то эти свойства частью или целиком перенесутся к нему, когда он станет взрослым.

В период обретения высоких душевных качеств ребенок вбирает в себя сначала самое доступное в происходящей жизни, на чем впоследствии и основывается его искусство дальнейшего познания окружающей среды. У детей дошкольного возраста личностью, определяющей их судьбу, является, прежде всего, мать. Она для них - воплощение нравственного идеала, существующего как пример для формирования своей собственной нравственности. Дети, воспитываясь в семейной среде, постигают черты близкого и родного для них человека.

Ребенка в домашних условиях растит и воспитывает чаще всего мать. И в зависимости от ее мировоззрения, поведения, отношения к процессу воспитания, а также умения (для многих матерей это особенно важно) и будет зависеть степень воспитанности человеческой личности. Ребенок  накапливает в себе качества материнской нравственности с целью дальнейшего познания и применения их в жизни.

Актуальность. В современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Эмоциональная «закрытость» родителей, несоответствие бодрых слов и печальной мимики, голоса и  жестов, порой излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем или просто нежелание делиться своими переживаниями приводят к непониманию детьми их внутреннего состояния, они не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость и взаимовыручка.

Существует проблема и в нашем поселке: нехватка рабочих мест, низкие семейные доходы, отсутствие многопоколенных семей. В последнее время родителям стало всё сложнее заниматься воспитанием детей, это связано с возрастом, образовательным уровнем родителей. Отсюда изменились нравственные ориентиры, изменилось отношение к пожилым людям, в частности к матери.

Работая в детском саду, на протяжении нескольких лет я наблюдаю капризы, упрямство, грубость детей в разговорах с мамой, требование исполнения своих желаний. Часто родители не замечают, что их отношения с детьми строятся неправильно. Очень часто святое чувство материнской любви, если мать не умеет в необходимых случаях сдерживать его, приводит иногда к очень плачевным результатам. Когда мать отдает ребёнку все свои силы, всю любовь, весь свой труд, всю себя без остатка и взамен ничего не требует, то из него вырастает черствый эгоист, который считает, что у него много прав, но нет обязанностей. Эти факты заставляют задуматься – почему малыш так ведет себя с мамой, что способствует таким негативным проявлениям ребенка, а также как устранить имеющиеся недостатки во взаимоотношениях между родителями и ребенком.

Огромное влияние на нравственное воспитание детей имеют СМИ. В последнее время неприкосновенность детства, охрана его чистоты, понятие «это не предназначено для детских глаз и ушей» всё активнее вытесняется из поля зрения. Я имею маленькую дочь и мне часто приходится смотреть мультфильмы вместе с ней. Я заметила, что во многих из них искажается образ матери: они либо слишком стары, либо непривлекательны, изображены карикатурно, ведут себя нелепо, заторможенно, иногда напоминают ведьм, отталкивают неприятным выражением лица. В создавшейся ситуации остается только гадать, что творится с душой ребенка, когда так искажается образ матери и чем это чревато для семьи. Наблюдая демонстрируемые сцены грубого поведения по отношению к матери, непривлекательного образа матери, дети становятся нечувствительными к чувствам самого близкого человека.Я сделала для себя вывод: необходимо изменить отношение детей к самому близкому и дорогому человеку – маме. Так возникла идея создания проекта «Мама - жизнь подарила, мир подарила!»

Вид проекта: информационно-творческий, практико – ориентированный. Проблема: необходимо изменить отношение детей к самому близкому и дорогому человеку – маме.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: долгосрочный ( ноябрь 2013года – март 2014 года).

Цель: воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному  человеку-маме, уважение к повседневному ее труду и ее жизненному опыту.

 

Задачи:

Для педагога: Повысить свой профессиональный уровень. Найти эффективные формы и методы работы с детьми  

Для детей:

-создать условия для социально-нравственного воспитания детей - воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком-мамой;

- формировать осознанное понимание значимости мамы  в жизни ребенка, через раскрытие образа матери в поэзии, живописи, музыке, художественной литературе;

- уточнить и расширить знания о профессии мамы;

- развивать речевые способности ребёнка, активизировать словарь детей;

- воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме, желание помогать маме в её работе по дому, радовать её хорошими поступками.

Для родителей: Повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

Для педагогов: Повысится  профессиональный уровень. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми  в решении  вопросов нравственного воспитания.

Для детей:

- Расширение кругозора детей в процессе знакомства с произведениями искусства,чтения  художественной  литературы, знакомства с пословицами.

-дети усвоят основы нравственности во взаимоотношениях с матерью,у них сформируется понимание того, что мама – самый дорогой человек в жизни ребенка;

- научатся  уважать ее,слышать и понимать ее проблемы, видеть достоинства и недостатки собственного поведения в отношениях с матерью;

-научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения в отношениях с матерью;

-сформируется желание проявлять заботу и  добрые чувства к своим близким, будут использовать в своей речи ласковые и нежные слова по отношению к матери;

-получат представление о важности и значимости  различных женских  профессий  и их повседневного труда;

-развитие коммуникативных навыков детей

Для родителей:

-у родителей повысится их педагогическая компетентность в вопросах нравственного воспитания детей, родители будут принимать активное участие в организации образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

I этап-подготовительный – ноябрь;

II этап-основной – ноябрь - февраль;

III этап – заключительный - март.

Интеграция образовательных областей:

-коммуникативно-личностное развитие;

-познавательно-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Подготовительный этап

На этом этапе мною был сделан обзор трудов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, И.Я. Яковлева, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые затрагивали роль матери в воспитании детей. Так же была изучена методическая литература по данной теме: «Нравственное воспитание в детском саду», В.И.Петровой, Т.Д.Стульник; «Этические беседы с детьми 4-7 лет», В.И. Петровой, Т.Д.Стульник; «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л.В.Куцаковой, «Занятия по развитию речи», В.В.Гербовой; «Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду», Н.А.Ветлугиной; «Эмоциональное развитие дошкольника», А.Д. Кошелевой; «Вежливые сказки: этикет для малышей», Т.А. Шарыгиной; «Знакомим дошкольников с литературой», О.С.Ушаковой; «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром», С.А.Козловой; «Нравственное воспитание в детском саду», В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой.(Приложение 1)

После изучения методической литературы мною был составлен план реализации проекта: