Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3996 "Формирование нравственно-коммуникативных навыков у дошкольников средствами этикета"

Опубликовано 11.05.2018

Нагимова Зульфия Зуфаровна

МКДОУ детский сад "Калинка" пгт Красная Поляна,Вятско-Поянского района, Кировской области

Воспитатель

 

"Формирование нравственно-коммуникативных навыков у дошкольников средствами этикета"

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, воспитательную функции. При рассмотрении коммуникативной функции этикета возникают вопросы: почему одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно, а другие пугаются, испытывают дискомфорт? каким инструментом снабдить ребёнка при вхождении в "большой мир"? от чего зависит поведение ребёнка: от воспитания или от врождённых качеств? При анализе существующих противоречий возникло предположение,что одним из инструментов может быть обучение ребёнка правилам поведения в обществе,т. е. этикету. Жизнь показывает,что именно родители и воспитатели могут помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров,без которых нельзя чувствовать себя в обществе уверенно.

Возникает противоречие между стремлением педагогического коллектива подготовить выпускника детского сада к реалиям жизни,научить его общаться,т. е. привить коммуникативные навыки (а они, как известно, подразумевают и доведённое до автоматизма правил этикета, и действительностью, в которой ребёнок зачастую не готов применить полученные в детском саду навыки общения.

Хотелось бы подчеркнуть актуальность проблемы. Во-первых, подготовка маленького человека к вхождению во взрослый мир-это требование времени, когда общение между людьми выходит на совершенно новый уровень. Во-вторых, в обществе востребован коммуникабельный, воспитанный, культурный человек. В-третьих,это требование школы,в которую приходит выпускник д/с и которая ожидает, что ребёнок успешно освоил программу обучения в детском саду, в том числе правила этикета.

Работая с семьями воспитанников,видно,что нормы поведения,усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь,многие качества,приобретённые ребёнком в детском коллективе,привносятся в семью.

Работник детского сада общается с широким кругом лиц (коллеги,воспитанники,родители детей и другие люди) в своём коллективе и за его пределами. Чем лучше он владеет правилами этикета, тем лучше его профессиональная деятельность,тем комфортнее и уютнее он чувствует себя в общественной жизни,на работе, с близкими и друзьями. Знания этикета расширяет внутренний и окружающий мир,создаёт возможности для успешной жизнидеятельности и общения.

Чтобы иметь возможность качественно воспитывать культуру поведения у детей (а очень важно начать это в раннем детстве, педагогу самому надо быть культурным, хорошо воспитанным человеком,знать правила этикета, следовать его принципам и, наконец, владеть методикой обучения этикету детей. Так как воспитатели и все сотрудники детского сада находятся в тесном и достаточно протяженном во времени контакте с ребёнком,очень важно знать,какой пример в плане культуры поведения они сами подают ребёнку.

На основании изложенного по формированию нравственно-коммуникативных навыков можно заключить,что для повышения уровня соблюдения этикета,необходимо проделать следующее:

1. Закрепить коммуникативные навыки,чтобы воспитанники детского сада пришли в школу с хорошим знанием этикета.

2. Постараться, чтобы полученные навыки дети не забыли и стремились выполнить самостоятельно.

3. Сформировать желание детей выполнять правила этикета дома, в школе и в обществе; учить воспитанников показывать пример своим поведением другим детям.

Таким образом, обобщая вышесказанное,можно сделать вывод о том, что общая цель детского сада и семьи- хорошо воспитанный человек,которого они вместе формируют, являясь сотрудниками в этом важном деле. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку вписаться в социум,познать тайны человеческих взаимоотношений. Вхождение ребёнка в современный мир,взаимодействие с обществом будут тем успешнее,чем лучше он усвоит поведенческую культуру общества.