Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4005 Проект "Масленица - блиноедка"

Опубликовано 14.05.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Лесная полянка» комбинированного вида города Белово»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему «Масленица – блиноедка»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

                                                                                                          Авторы проекта:

                                                               Бельская Л.А. воспитатель 1 кв. категории,

                                                    Абдурахманова В.В. воспитатель 1 кв. категории

 

Белово 2018г.

Содержание

  1. Паспорт проекта……………………………………………………………. 3
  2. Этапы реализации проекта………………………………………………… 8
  3. Результаты…………………………………………………………………. 10
  4. Выводы…………………………………………………………………….. 10
  5. Список литературы…………………………………………………………11

  

Паспорт проекта

Тема проекта

«Масленица - блиноедка»

Творческое название

«Масленичная неделя»

Авторы

Бельская Л.А., Абдурахманова В.В.

Тип  проекта:

Краткосрочный, социально - познавательный, групповой.

Участники проекта

Воспитанники 1 младшей группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников

Воспитанники младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Сроки реализации:

12 февраля 2018г. – 16 февраля 2018г.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

Актуальность

 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника. Дать детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.

Объект

Народный праздник Масленица

Предмет

Древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.

Гипотеза

Если в группе создать благоприятные условия для проведения «Масленичной недели», проведение бесед на тему «Масленица», заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы представления о праздновании Масленицы, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

 

Цель

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта. «Масленица- блиноедка».

 

Задачи

1.Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.

2. Формировать рациональное отношение ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.

3. Воспитывать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

5. Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Этапы реализации

проекта

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Подбор методического материала по данной теме;
  5. Создание развивающей среды для работы;
  6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
  7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»
  • Основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Восприятие художественной литературы
  3. Музыкально-художественная деятельность
  4. Восприятие произведений изобразительного искусства
  5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
  7. Развитие двигательной деятельности
  8. Игровая и познавательная деятельность
  9. Работа с родителями
  • Заключительный

   Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица» и проведение праздника.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, развлечение.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные

Риск проекта

  • Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
  • Неактивная позиция детей

 

Предупреждение рисков:

 

  • Организация мероприятий на базе ДОУ;
  • Распределение  сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
  • Разработка  стратегий и тактики привлечения родителей;
  • Оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • Высокий  уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • Добровольность  участия в проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

  • конспекты занятий;
  • выставка детских работ;
  • проведение праздника на улице «Масленица»

Ожидаемый результат

1.  Для  педагога:

  • освоение проектного метода
  • работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в написании сценария по воплощению проекта.
  • организация выставки детских рисунков;
  • организовать праздник для детей по данной теме.
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание закличек, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

 

2.     Для воспитанников:

  • формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
  • познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
  • участие детей в организации выставки рисунков;
  • иметь представление о значении праздника в жизни человека;
  • участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.

 

3.Для родителей:

  • участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
  • организовать в родительском уголке выставку рисунков;

Способ оценки достижения планируемых результатов

Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

  • анкетирование: Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»  
  • игры «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (пальчиковая игра), «Солнышко» для малышей (хороводная игра);
  • беседы «Что такое Масленица», «Соломенная Масленица», «Блины на Масленицу»;
  • выставка детских работ: «Матрёшки»
  • (поделка из бумаги); «Блинный пир на весь мир» (лепка); «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (рисование);
  • заучивание закличек, пословиц, стихотворений;
  • отгадывание загадок.

 

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

 

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

1.Знакомство с темой проекта

2.Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

3.Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

4.Подбор методического материала по данной теме;

5.Создание развивающей среды для работы;

6.Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;

7.Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»  

II этап: творческий (основной)

План реализации проекта

Дни недели

     Цели и задачи

  Содержание

Понедельник-«Встреча».

Познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа

Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Изготовление куклы «Масленица». Знакомство с Масленицей

Вторник- «Заигрыш».

Расширять знания детей о видах устного народного творчества.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Выставка поделок ««Наша Масленица». Разучивание песен про блины

Среда - «Лакомка».

Познаём секреты русской кухни. Обмен рецептами блинов

Загадки о блинах. Угощение- блины с вареньем, маслом, сахаром. Художественно-эстетическое развитие (рисование) с детьми  «Наша Матрёшка». Игра в снежки

Четверг- «Разгуляй».

 

 

Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества

Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Зимние забавы

Пятница- «Посиделки».

Закрепить представление о «Масленице», воспитывать любовь к культуре.

Прощай, Масленица.

Праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны. Спортивные развлечения.

 

III этап: заключительный

  1. Обобщение и анализ результатов работы;
  2. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»;
  3. Проведение праздника «Масленица»
  4. Подведение итогов работы над проектом;
  5. Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по ознакомлению детей с народными традициями и культурой России, продолжение работы по использованию проектных технологий).

 

 

                                  Результаты работы:

  1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны
  2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других
  3. Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»
  4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы
  5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
  7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

 

 

 

ВЫВОДЫ:

Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

 

                                         Список литературы

  1. З. А. Богатеева «Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья» Чебоксары Издательство ЧРИО 2003 г.
  2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010
  3. И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.
  4. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
  5. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов. - М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф,  2001.
  6.  Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. - М.:РИГ,1997.
  7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  М., Владос, 2001 г
  8. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
  9. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009
  10. Кузьмина Р.Б., Капустина М.А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике. -Чеб. 1998.
  11. Культура чувашского края. -Чеб. 1995.
  12. Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды. -Чеб. 1991

 

Список литературы для детей:

  1. Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
  2. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
  3. Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru, http://maam.ru,http://nsportal.ru,http://ldv.metodcenter.edusite.ru,http://semyarossii.ru

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

   «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье»

1.Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?______________________________________________________________________________________________________________________________

3.Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?_______________________________________________________________

4.Какие  народные праздники вы отмечаете в вашей семье?_______________________________________________________________

5.О каком празднике вы узнали от своих предков?__________________________

6.Как вы знакомите с народными праздниками своего ребёнка?_____________________________________________________________

7.Каковы особенности народных традиций нашего села?________________________________________________________________

8.Что вы знаете о народном празднике «Масленица»?_______________________

____________________________________________________________________

9. Как готовитесь к празднику «Масленица?»_____________________________

10. Поделитесь рецептом ваших блинов?_________________________________

 

 

11.Как отмечаете праздник  «Масленица?» _____________________________________________________________________

12.Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», « Народные праздники»?_____________________________

_____________________________________________________________________13.Принимаете ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?_________________________________________________________

14.Чтобы вы хотели предложить, порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре  и традициям?___________________________________________________________

____________________________________________________________

 

Конспект занятия по коммуникации 1 – мл группе

 

Интеграция областей: познание, художественная литература.

Тема : Знакомство с масленицей.

Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, приобщать детей к традициям русского народа, учить отвечать на поставленные вопросы, развивать внимательность, мышление, словарный запас слов, воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал:  кукла- Зима, кукла- Весна, кукла- Масленица, миска со снегом, миска с водой, волшебный мешочек, бусинки , кораблик, шнуровка.

Ход занятия.

Стук в дверь, появляется кукла- зима.

Зима: - здравствуйте дети.  (дети здороваются). Это я зима к вам в гости пришла.

А вас как зовут? А ты кто? (Дети отвечают) Какие вы? (добрая, весёлая. хорошая и т.д.) А я зима снежная, холодная морозная. А у меня для вас сюрприз (достаёт с мешочка миску со снегом). Что это? (снег). Какого цвета снег? (белый). Потрогайте снег. (Дети трогают снег, рассматривают его) Какой он? (холодный, пушистый, мягкий). А руки какие стали? (мокрые и холодные).Давайте посушим наши ручки.

Пальчиковая игра:

Падал снег на порог,

Я лепил себе пирог,

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк,

Пироги себе пеки не из снега, а с муки!

- Какие стали ручки? ( сухие).

Зима:  А я снежок накрою  заботливой  рукою ( накрывает миску со снегом платком) Дружно с мест своим встаем и весну встречать пойдём.

Дети встают с мест хлопают в ладоши и говорят:

Приходи весна- красна,

Принеси ты нам тепла!

Приходи погода ясная!

Приходи солнце красное.

В группу заходит кукла- весна.

Весна: Вы меня звали? Я весна- красна, бужу землю ото сна, ноя не одна пришла а  с Масленице. Посмотрите- это масленица. ( дети обходят куклу- масленицу). Какая она красивая, большая. Давайте нарядим её, сделаем для неё, бусы.

(Дети садятся за стол, собирать бусы).

Воспитатель: Соберите бусы и мы их подарим  Масленицы.( дети собирают бусы, воспитатель, помогает завязать шнурочки)  Какие бусы у вас получились? ( яркие, разноцветные). Нарядим Масленицу. ( Дети одевают бусы масленицы). Какая масленица стала ? ( нарядная).

Зима: Я совсем позабыла, что платком снежок накрыла. Сесть нам надо всем в кружок, посмотреть на наш снежок!( убирает платок а в тазу вода) Где же снег куда пропал, он наверно убежал.

Весна: У меня есть кораблик, посмотрите как он плавает, Чтобы он поплыл на него нужно подуть. Давайте все вместе подуем на кораблик.

Дыхательная гимнастика.

Весна: Зима пора тебе уходить. Прощай зимушка- зима. Спасибо что в гостях была. ( Дети прощаются с зимой) А мы с Масленицей у ребят остаемся в гостях. Они добрые и дружные.

Рефлексия: воспитатель с детьми угощает кукол – Масленицу, Весну чаем с пирогом.


 

Конспект занятия в первой младшей группе

по художественному творчеству (рисованию)

Тема: « Мы весёлые матрёшки».

Цель: познакомить детей с народной куклой матрёшка, продолжать учить детей работать кисточкой и красками, закреплять названия цвета ( красный), развивать моторику рук, внимательность, воспитывать интерес к занятиям.

Материал: силуэт вырезанной матрёшки на бумаге, образец  готового рисунка, кисточка, салфетка, краски красного цвета, сундучок, кукла матрёшка.

Предварительная работа:  Рассматривание матрёшек в группе, игра с народными игрушками, рассказывание потешек,  сказок.

Ход занятия.

Стук в дверь. Входит матрёшка, неся с собой сундучок.

Воспитатель: Дети посмотрите кто к нам пришёл? ( ответы детей). Правильно Матрёшка. Это наша красивая игрушка, но она пришла не одна, с ней пришли её сестрички. Давайте посмотрим сколько их. ( Воспитатель выставляет на стол семь матрёшек  из одного набора). Какие они? ( Красивые, большие и маленькие). Покажите самую большую матрёшку и самую маленькую. ( ответы детей). Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками.

- Ну-ка матрёшки становитесь в весёлый, дружный хоровод. ( Дети ставят по кругу матрёшек , проговаривая вместе с воспитателем слова:

 Семь кукол деревянных,

Круглолиц и румяных,

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что принесла нам матрёшка в сундучке. ( открывает сундучок и достаёт оттуда не раскрашенных матрёшек). Да это её подружки, только у них платья не раскрашены, дайте им поможем, нарядим их в красивые платья.( Дети садятся на свои места за столы). Посмотрите что лежит у вас на столе? ( матрёшка). Мы сейчас будем красить наряд матрёшки.

Воспитатель показывает готовый образец и приём рисования.

Воспитатель: Сегодня наша кисточка будет работать по особенному, станет прыгать вверх вниз. Возьмите кисточки  и попробуйте без краски показать, как кисточка будет рисовать.( Воспитатель показывает каждому ребёнку движение кисти вверх-вниз, дети самостоятельно повторяют движения на листе.

Воспитатель: (хвалит детей) Теперь набирайте на кисточку красную краску, ведь платье матрёшки  красного цвета, и начинайте красит матрёшку. (Воспитатель следит за выполнением работы). Какие у вас красивые матрёшки получились(Можно  наряд матрёшки украсить кружками из белой бумаги, и на каждый наряд матрёшки ,приклеивает кружочки из белой бумаги).

Рефлексия:

Молодцы ребята сегодня мы с вами встретились с народной русской игрушкой Матрёшкой.

Воспитатель выставляет всех матрёшек на стол со словами:

Мы весёлые матрёшки

В сарафанах наших пестрых

Мы похожи словно сёстры,

Завязали нам платочки,

Раскраснелись наши щечки

СТИХОТВОРЕНИЯ  О МАСЛЕНИЦЕ

 

 

1. Здравствуй Масленица, дай нам маслица

    Мы тебе блинов горячих напечём.

 

2. Пусть на Масленицу каждый вспомнит о своих мечтах,

    Это праздник очень важный не забудем о блинах.

 

3. Испечён блинок на славу,

    Всем он нравится по праву

    Честь блину- блину хвала,

    Блин изюминка стола.

 

4. Сытный масленичный,

    Никого не слушайте,

    Вы блиночки кушайте .

 

5. Детям нравятся блины,

    До чего блины вкусны,

    Никого не слушайте,

    Вы блиночки кушайте.

 

6. Ох люблю же я блины,

    До чего блины вкусны,

    Мне их бабушка печёт,

    Вот опять их есть зовёт.

 

7. Солнце- блин на небе светит,

    И в тарелке мёд густой,

    Любят праздник этот дети,

    Всюду пахнет вкуснотой.

 

8. Русский блин- вкуснее всех,

    В пору масленых потех!

 

9. Без блинов и чай не чай,

    Поскорее подавай

    Мёда и варенья, вот так угощенье.

 

10.Все пекут блины послаще,

     И малы и велики,

     Вот он праздник настоящих запах мёда и муки.

 

 

11. Поздравляем пусть с весною,

      Жизнь проснётся и кипит,

      Это праздник много стоит,

      Пусть весна в окно стучит.

 

12. Всю неделю мы гуляем,

      Всех блинами угощаем!

      Зимних холод провожаем,

      Солнышко с весной встречаем!    

 

Конспект занятия в первой младшей группе.

Познание (формирование целостной картины мира, расширения кругозора)

Тема: «Масленица».

Цель: продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, учить детей запоминать весёлые заклички и использовать их в жизненных ситуациях, воспитывать любовь к традициям русского народа, интерес к игре.

Материал: Матрёшка, кукла- Масленица, сани, обруч с лентами разноцветными.

Ход занятия.

Воспитатель: Солнышко взошло, Масленица пришла

                        С песней пляской и весельем,

                        Да хорошим угощеньем!

(Стук в дверь под русскую народную мелодию Матрёшка везёт в группу на санях Масленицу. Дети здороваются, радуются гостям. Масленица предлагает детям поиграть в игру.)

Игра «Хоровод Масленица».

Дети водят хоровод вокруг Масленицы и поют:

Мы с тобою  хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся,

Масленица кривошейка, гуляем хорошенько!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Весёлая карусель»

Игра «Весёлая карусель».

(К обручу  привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).

Еле,еле,еле,еле, закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и закончилась игра.

Рефлексия: кукла- Масленица хвалит всех детей и угощает всех леденцами.


                          ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ

 

1.Это праздник объеденье!

   Напечём блины с утра,

   К ним сметана и варенье

   И конечно же икра (Масленица).

 

2. Жёлтый, круглый, ароматный

    И на вкус такой приятный,

    И с вареньем и медком

    И сгущённым молоком. (Блин).

 

3. Желтый круглый, ароматный,

     Только мама испечёт,

     Он прыг и прямо в рот. (Блин).

 

4. Всю неделю отдыхаем,

     Всех блинами угощаем,

     Холод зимний провожаем,

     А весну с теплом встречаем (Масленица).

 

5. Для любимой бабушки

    Напеку оладушки

    Так румяны и вкусны,

    Это вкусные… (Блины).

 

6. Масленица- объеденье!

    На печём блины с утра,

    К ним сметана и варенье

    И конечно же … (Икра).

 

7. И с икрой, и со сметаной,

    Всякие они вкусны,

    Ноздреваты и румяны

    Наши солнышки… (Блины).