Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4006 Проект "Светлая Пасха"

Опубликовано 14.05.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Лесная полянка» комбинированного вида города Белово»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Светлая Пасха»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

Авторы проекта:

Абдурахманова В.В. воспитатель 1 кв. категории

Бельская Л.А. воспитатель высшей кв. категории

 

 

Белово 2018г.

Содержание

  1. Паспорт проекта……………………………………………………3
  2. Этапы реализации проекта………………………………………...7  
  3. Результаты…………………………………………………………..9
  4. Выводы……………………………………………………………...9
  5. Список литературы…………………………………………………10
  6. Приложение…………………………………………………………11

 

Паспорт проекта

 

Тема проекта

«Светлая Пасха»

Творческое название

«Светлая Пасха»

Авторы

Абдурахманова В.В., Бельская Л.А.

Тип проекта:

Краткосрочный, творчески - информационный. 

Участники проекта

Воспитанники 1 младшей группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников

Воспитанники младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Сроки реализации:

26 марта 2018г. – 8 апреля 2018г.

Проблема:

У детей не сформированы представления о традициях празднования праздника Пасхи в России. 

Актуальность

 

Известно, что впечатления, полученные в детские годы, остаются в нашей памяти надолго. Именно поэтому дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русских народных традиций. Мы взрослые должны уже сейчас начать знакомить наших детей с историей нашей Родины, с ее культурой, с ее праздниками. 
Не секрет, что в наши дни культура праздника практически отсутствует, мы стали забывать о своем культурном прошлом, о своих традициях и обычаях. А ведь именно народные праздники всегда объединяли всех людей: взрослых и детей. А человек, соприкасаясь с ними, становится более мягким, добрым, чутким. 
Для дошкольника знакомство со своей культурой является действенным средством нравственного, познавательного и эстетического развития. 
Поэтому знакомство с обычаями, традициями нашего народа мы начали с самого большого и радостного праздника христиан «Светлого Воскресенья Христова». 

Объект

Народный праздник Пасха

Предмет

Древний русский народный светлый праздник Воскресения Христова, история традиций, основа формирования патриотизма.

Гипотеза

Если в группе создать благоприятные условия для проведения «Светлой Пасхи», проведение бесед на тему «Пасха», заучивание стихов, слушание музыки, то у детей будут сформированы представления о праздновании Пасхи, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

Цель

Дать представление детям о традициях празднования праздника Пасхи в России. 

Задачи

Задачи работы с детьми
1.Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресенье Христово», его историей, обычаями и обрядами, связанными с праздником. 
2.Познакомить с литературными произведениями, посвященными с праздником Пасхи. 
3.Создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения. 
4.Развивать интерес к русской культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа. 
5.Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства. 
Задачи работы с родителями
1.Ознакомить родителей с темой, целью и актуальностью данного проекта. 
2.Предоставить консультационный материал для проведения бесед с детьми по ознакомлению и празднованию Пасхи. 
3.Совместная деятельность родителей и детей по теме проекта. 

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Этапы реализации

проекта

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта;
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Подбор методического материала по данной теме;
  5. Создание развивающей среды для работы;
  6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
  7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Светлая пасха»
  • Основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность;
  2. Восприятие художественной литературы;
  3. Музыкально-художественная деятельность;
  4. Восприятие произведений изобразительного искусства;
  5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;
  6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства;
  7. Развитие двигательной деятельности;
  8. Игровая и познавательная деятельность;
  9. Работа с родителями.
  • Заключительный

 Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Светлая Пасха» и проведение театрализованного представления.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, театрализованное представление.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные.

Риск проекта

  • Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
  • Неактивная позиция детей

Предупреждение рисков:

  • Организация мероприятий на базе ДОУ;
  • Распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
  • Разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
  • Оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • Добровольность участия в проектной деятельности.

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

  • конспекты занятий;
  • выставка детских работ;
  • театрализованное представление «Пасхальный колобок»
  • конкурс поделок родителей и детей, посвященный празднику «Светлая Пасха».

Ожидаемый результат

1.Пробуждение интереса у детей и родителей к русской культуре. 
2.Дети и родители получат знания об обычаях и традициях празднования Пасхи. 
3.Дети познакомятся со стихами, сказками, рассказами, песнями и картинами, посвященными празднику. 
4.Дети научатся играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни. 
5.Дети получат практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве. 
6.Совместная творческая деятельность детей и родителей. 

Способ оценки достижения планируемых результатов

Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

  • пасхальные игры-забавы: «Катание яиц»; «Бои с крашенками»; «Прятание яиц»; «Где яйца варятся» и т.п.
  • беседы «Что такое Пасха».
  • выставка детских работ: «Пасхальное яичко» (рисование)
  • слушание музыки «Пасхальный колокольный звон»

 

Содержание проекта

 

Этапы реализации проекта 

Первый этап: Подготовительный
1.Составление перспективного плана мероприятий. 
2.Изучение методических рекомендаций по ознакомлению воспитанников группы с православной культурой. 
3.Создание развивающей среды: подбор материалов для проведения занятий, бесед, консультаций, иллюстраций, художественной литературы, фольклора, изготовление пособий и атрибутов. 
4.Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта. 

Второй этап: Основной (практический)
1. Познавательное развитие

- Компьютерные презентации; «Детям об истории Пасхи»,

- Театрализованное представление «Пасхальный Колобок».

- «Пословицы и поговорки о Пасхе в старинных картинках». 

- Беседы на тему «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху»

- Чтение стихов о празднике Пасха, рассматривание иллюстраций.

2. Социализация

- Дидактические игры: «Парные картинки»; «Найди отличия»; «Лабиринты»; «Дополни ряд» и т.п.

 - Сюжетно-ролевая игра: «Семья» сюжеты: «Празднуем Пасху».

- Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц»; «Бои с крашенками»; «Прятание яиц»; «Где яйца варятся» и т.п.

- Игры по сказкам: настольный театр «Колобок»; пасхальные сказки «Колобок» и «Курочка Ряба»;

 - Подвижные и хороводные игры: «Горелки»; «Баба- Яга»; «Игра с Солнцем»; «Карусель»; «Зайка» и т.п. 
3. Художественное творчество

Лепка «Веточка вербы», нетрадиционный способ рисования  пальчиками на тему «Яичко не простое, а расписное», коллективная аппликация «Курочка с цыплятками».

4. Музыка 
Слушание: Пасхальный Колокольный перезвон, игра с колокольчиками. 
5. Работа с родителями
Папки- ширмы:

«Родителям о Пасхе» (История праздника, Пасхальные традиции); 
«Готовимся к Пасхе» (Пасхальные поделки, Украшение Пасхального стола,

Пасхальное меню); 

Консультации: «Что поведать ребенку о Пасхе», «Как отметить с ребенком Пасху»,

Компьютерная презентация «Подвижные и хороводные игры». 
Советы родителям: 
Совместное творчество детей с родителями: «Светлая Пасха» (Изготовление пасхальных яиц из различных материалов на конкурс). 

Третий этап. Заключительный 
Организовали выставку совместных поделок детей и родителей «Светлая Пасха».

 

Результаты работы:

  1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны.
  2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других.
  3. Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Светлая Пасха».
  4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Пасхи.
  5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
  7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

 

Выводы:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, слушание музыки, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.


 

Список литературы

1. Т. Барнс «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007г.

2. Н. В. Бредихина «Рождество и Пасха в детской литературе». Астрель, АСТ, 2006г.

3. «Празднуем Пасху всей семьёй» (перевод С. Н. Одинцовой; под редакцией Т. Лёвкиной). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006г.

4. http://paskha.gatchina3000.ru/:Пасха-Источник радости Светлое Христово Воскресение.

 

Приложение

Занятие по формированию целостной картины мира.

 

Тема: «Православный праздник – Пасха».

Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа; формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться; умение выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Предварительная работа: Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи, с народными традициями. Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание весенних хороводных игр, закличек, считалок. 
Материал: Иллюстрации из Библии, кегли, мячи, корзинка, деревянные ложки, теннисные мячи. Аудиозапись пение птиц.

Ход  непосредственно  образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись – пение птиц.

Весной природа просыпается,
И праздник Пасхи отмечается.
На славный праздник светлой Пасхи
Яички красили они,
И дружно праздник отмечали,
И веселись в эти дни!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Пасха?

Дети: Это такой хлеб.

Воспитатель: Правильно, этот хлеб и куличи пекут на церковный праздник - Пасха.

А кто такой Бог?  Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, чтобы люди были счастливыми. Но увидев, что люди делают очень много плохих поступков, прислал на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло. Но, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес.

Пасха Христова – это самый величайший, самый светлый, торжественный праздник, праздник победы любви и добра над злом. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым. Пасха – очень древний праздник.

Воспитатель: Кого прислал Бог на землю и зачем?

Дети: своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о том, почему на Пасху дарят яйца.

«Однажды святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес». 
С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками.

 Яйцо – это главный символ Пасхи. Яйцо – символ жизни, потому что из него вылупляется живой птенец. Поэтому на Пасху дарят куриные яйца – как символ будущей жизни.

Воспитатель: Что является главным символом Пасхи?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И если ранним утром небо чистое, голубое, значит, будет хороший урожай. 

А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель: А теперь мы проведём с вами соревнования.

Первое задание: «Сбей кеглю» (кегли и мячи).

Второе задание: «Пронеси и не урони» (деревянные ложки, теннисные мячи).

Третье задание: «Попади в корзинку» (корзинка, мячи).

В конце соревнования детям вручаются сладкие призы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о празднике Пасха.

Весть летит во все концы: 
Трубят Ангелы-гонцы, 
В небесах поют Христа: 
Он от тления восстал! 
То не выдумка, не сказка, 
Главный праздник - наша! Пасха

К нам пришел праздник праздников лучший, 
Самый главный, любимый, певучий, 
Торжествуйте же, люди! Все вместе 
Принимайте такое известье: 
Днесь Воскресе Христос! То не сказка! 
Вот она, долгожданная ...! Пасха

Почему для всех людей радость и веселие? –
Потому, что празднуем сегодня Христово ... Воскресение

Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо - ... Куличи

Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ... Яички

 

 

Коллективная работа аппликация «Курочка и цыплятки».

Тема: «Курочка и цыплятки»

Цель: Предоставить возможность детям расположить свою работу в любом месте на большом листе, учить располагать детали в соответствии со строением цыпленка; развивать воображение, творческий подход к работе; закрепить приемы наклеивания (намазываем всю поверхность обратной стороны детали, наклеиваем аккуратно, лишний клей убираем салфеткой); воспитывать взаимопонимание, любовь к животным.

Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Материалы: Большой лист, детали для аппликации:- круг желтого цвета (2 шт. на каждого ребенка) , клей-карандаш, салфетки, красный (коричневый) карандаш.

Предварительная работа: Рассматривание картины: «Курица и цыплята», беседа: «Домашние птицы и их детеныши», дидактическая игра: «Чей малыш».

Ход НОД:

  1. Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла… читает загадку:

Всё кудахчет эта птица,
Ищет, чем бы подкрепиться.
Нет, она не хмурится.
Просто это – (Курица)

2. Пение песенки
Воспитатель. Давайте, вместе споем песенку. Воспитатель поет песню, 
дети повторяют за ним подпевают.
 Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко. Ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышко ищите.

 

  1. Подвижная игра «Курочка - Петушок».

Если воспитатель говорит «курочка», дети хлопают в ладошки и поют ко-ко-ко, если «петушок», дети высоко поднимают ноги и идут по кругу.

  1. Выполнение аппликации 

Воспитатель показывает курочку на ватмане и говори, что  Курочка наша грустит одна,  как мы можем помочь ей? (Дети предлагают сделать ей цыплят).

        

  1. Рефлексия. Молодцы ребята! Вот какие красивые цыплята у нас получились. Нравятся вам они, ребятки? Вы такие молодцы у меня, столько деток цыпляток весёлых сделали для курочки! Смотрите, как она радуется, пританцовывает и говорит Вам спасибо!