Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4020 Методическая разработка «Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Опубликовано 17.05.2018

 

  МБДОУ детский сад №72 «Мозаика» города Белгорода,

воспитатель Давиденко Маргарита  Дмитриевна

 

Методическая разработка «Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

 

  

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Мы пытаемся еще в раннем детстве наполнить сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Ведь любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у малышей сама по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе - все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста – процесс сложный, важный и актуальный. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности дошкольника.

Основой в воспитании у дошкольников любви к родному краю являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к родному краю.

Условием возникновения опыта способствовало несколько факторов: занимаясь с детьми, мы заметили, что детям нужно формировать представление о специфики нашего родного края; любовь к родному краю, к своей маленькой Родине посредством народного творчества.   Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ является развитие гражданских качеств дошкольников и в учреждении созданы благоприятные условия для реализации данного направления.

Произведения народного творчества помогают лучше узнать свой край, знакомят с его историей, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Такая педагогическая ценность фольклора является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. В произведениях народного творчества нет исторических дат, лиц, сложных событий, но образцы сказок, песен, пословиц и т.д., олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом - все это может стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов. Каждое произведение народного творчества вбирает в себя специфические особенности данного народа, которые проявляются в языке, в построении сюжета, в персонажах сказок; в мотивах, цветовом и композиционном решении узоров.

А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Белгород имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Сегодня – это один из наиболее динамичных городов России, органично сочетающий в себе древние традиции и современный промышленный размах. Белгород первым в России (27 апреля 2007 г.) получил почетное звание «Город воинской славы», за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость.

Развитие представлений дошкольников о своем родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей.

Таким образом, была обоснована необходимость поиска новых подходов к организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением данной проблемы является воспитание любви к родному краю посредством народного творчества.

  В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками; живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов;  опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Мир народного творчества открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю» [5]. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, чувства и формировании мировоззрения личности дошкольника. Поэтому-то народное творчество является одним из могучих средств, в привитии любви к родному краю.

 Подготовила воспитатель, Давиденко Маргарита Дмитриевна

 МБДОУ детский сад №72  «Мозаика» города Белгорода