Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4046 Опыт работы формирования основ нормативного поведения у старших дошкольников

Опубликовано 23.05.2018


Веневцева Ирина Владимировна
Свердловская область, город Сухой Лог
Воспитатель

Опыт работы

формирования основ нормативного поведения у старших дошкольников

Для формирования основ  нормативного поведения детей старшего дошкольного возраста нами была спланирована и проведена специальная организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с нормами и правилами поведения в обществе.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нормами и правилами поведения осуществлялось на основе этических бесед и чтения художественной литературы.

Задачи:

1) познакомить детей с разными гуманными качествами, свойственными литературным персонажам (доброжелательность, внимательность, отзывчивость, заботливость, справедливость);

2) обогащать чувства и эмоций ребенка по отношению к социально-нравственным нормам поведения, развивать способность детей выражать их на основе внутреннего принятия;

3) учить распознавать различные ситуации, связанные с гуманными отношениями и следованием нормам поведения в обществе.

Известно, что художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности. Перед чтением каждого художественного произведения нами проводилась этическая беседа. В соответствии с программой по чтению художественной литературы для подготовительной группы детского сада нами были проведены  беседы этического характера по сказкам, которые учат детей понимать чувства героев, их настроения. Нами были использованы сказка «Кошкин дом», «Теремок», рассказ Л.Н. Толстого «Два товарища».

Методика проведения этической беседы:

Этические беседы мы проводили в разных формах – индивидуально (с каждым ребенком в отдельности), с подгруппой в 5-6 человек или фронтально (со всей группой детей). Содержание этической беседы составляли гуманные чувства, о которых дети узнавали при первоначальном прочтении того или иного произведения художественной литературы, или при рассматривании произведения изобразительного искусства.

К каждой этической беседе мы соблюдали единые методические требования, к которым относятся: опора на личный жизненный опыт детей; постановка и решение задач, соответствующих возрасту и усложнение задач от одной беседы к другой; доступность пониманию детей обсуждаемых ситуаций, их конкретность; наличие ситуации выбора, когда дети могли предложить разные нормы для разрешения обсуждаемых проблемных ситуаций; связь с последующей деятельностью и практикой поведения детей; соблюдение такта при обсуждении тех проблем, которые могут касаться конкретных детей группы.

В ходе беседы мы активно использовали наглядный материал. Например, дети рассматривали картинки и классифицировали их по  предложенному основанию. Здесь детям давались такие задания: «Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой поступок; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение, поступил так, как поступает хороший человек; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т.п.)».

Беседуя с детьми на этические темы, побуждали их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давали ребятам подумать и затем высказать свое мнение. Это позволяло  нам понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. 

Например, в этической беседе перед чтением рассказа Л.Н. Толстого «Два товарища» использовались вопросы: Когда в группу приходит новенький, то вы стараетесь познакомиться с ним поближе. Как вы это делаете? (рассказы детей). Можно ли сказать, что новенький твой друг? Когда вы станете друзьями? С кем из ребят вы чаще всего играете? Почему? Что тебе нравиться в твоем друге? Что не нравиться? Как вы договариваетесь о совместной игре? Кому достаются всегда самые интересные и главные роли? Ссоритесь ли вы? Кто первым предлагает помириться? Если ты упал, тебе больно, кто приходит к тебе на помощь? Поднимает тебя? Сочувствует тебе? Хорошо ли смеяться над несчастьями других? Как ты думаешь, сколько может быть друзей? Почему? Как долго может продолжаться дружба? Почему?

После проведения этической беседы на этапе чтения художественных произведений и их обсуждения решали следующие задачи:

– на примере героев художественных произведений формировать знания детей о таких социально-нравственных ценностях, как дружба, товарищество, доброта, милосердие, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, заботливость;

– закреплять знания детей о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью;

– побуждать детей проявлять в их поведении (поступках и действиях) эти ценности.

Эти задачи решались с помощью метода доверительного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе литературного чтения, благодаря которому у детей воспитывалось умение сопереживать персонажам художественного произведения. Сопереживание представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят базовые эмоции радости, печали, удивления, сострадания, осуждение, гнев (злость). Эти социально ценные эмоции затем закреплялись, актуализировались в процессе сюжетно-ролевой игры, специально организованной взрослым.

Задания детям:

1. Послушай произведение внимательно.

2. Ответь на вопросы по содержанию произведения:

Например, по сказке «Кошкин дом» вопросы могут быть такими: 

Какой была кошка?

Как вы оцениваете отказ кошки в помощи племянникам?

Почему не спасли дом кошки?

По каким причинам отказали кошке в ночлеге ее бывшие гости?

Серьезны ли  были эти причины, чтобы отказать в помощи?

Какими оказались котята?

Похожа ли кошка в конце сказки на прежнюю кошку? Как вы думаете, почему не похожа?

3. Перескажи эпизод, где герой проявляет доброту (доброжелательность, внимательность, отзывчивость, заботливость, справедливость и т.д.).

4. Работа по иллюстрациям к произведению включала такие вопросы, обращенные к детям: Как художник передал настроение и чувства героев? (Позы, расположение на картинке, краски). Как вы думаете, что говорят герои картины друг другу?

5. Познакомимся с пословицами о дружбе (труде, семье и т.д.) и обсудим, как вы понимаете их смысл.

На этом подэтапе педагогической работы воспитатели мы использовали  две группы методов формирования нормативного поведения:

1) методы формирования нравственного сознания (чтение, разъяснение, беседа);           

2) методы доверительного взаимодействия (уважение, обсуждение).

Данные методы направлены на формирование у старших дошкольников представлений о нормативном поведении, знаний о гуманных отношениях и качествах, социально-нравственных ценностях на основе понимания, осмысления и принятия.

Воспитательная задача на этом подэтапе считалась выполненной, если мы  сумели создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и «помогающее» поведение могут быть перенесены ребенком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Для этого мы :

– обучали детей видеть эмоциональное состояние другого (формы и методы работы – выразительное чтение; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций);

– создавали определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей эмоциональной, эмпатийной и нравственной сути;

– воспитывали активное отношение детей к реальным ситуациям.

Главным достижением этого этапа является умение ребенка открыть своей собственный внутренний мир и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»).

На следующем подэтапе работы воспитателем организуется осознание и понимание переживаний литературных персонажей.

Задачи подэтапа:

–развивать способность детей выражать эмоции и чувства на основе внутреннего принятия/непринятия тех или иных социально-нравственных ценностей и норм поведения;

 – учить понимать переживания героя художественного произведения по его поступкам и словам;

– учить активно высказывать свою нравственную позицию.

На данном этапе мы  использовали комплекс дидактических игр и игровые задания:

Где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Методами формирования основ нормативного поведения являлись:                

1) пример;

2) обсуждение эмоциональных состояний героев и их причин и последствий.

Эти методы позволяли раскрыть чувства самого ребенка, развивать у детей способность сравнивать моральные нормы поведения и аморальные, устанавливать различия, проявляя при этом свое собственное отношение, выражая его через эмоциональные проявления, мимику, жесты, словесную форму выражения.

На следующем подэтапе происходит перенос нормативного поведения и гуманных качеств анализируемого персонажа художественного произведения в реальные жизненные ситуации.

Задачи этого подэтапа:

– воспитывать общительность, доброжелательность, дружелюбие, чувство коллективизма;

– создавать условия для практической реализации всех полученных ранее детьми знаний о нормах поведения и социально-нравственных ценностях;

– учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках.

Для решения поставленных на этом подэтапе задач мы  использовали следующие дидактические игры и творческие задания:

1. Дидактические игры и игровые ситуации: например, «Расскажи, какие герои сказки Маршака «Кошкин дом»?

Примерные ответы детей: Кошка (злая, эгоистичная, ленивая, гордая, бессердечная). Кто Василий (сердитый, безжалостный, работящий, умелый, хозяйственный).

2. Проблемные ситуации социально-нравственного характера: Как вы думаете, если бы кошка приняла котят, какой была бы жизнь котят у кошки? (сказка «Кошкин дом»).

3. Составление творческих рассказов: например, «Измени отношение кошки к котятам».

4. Пантомима: «Угадай, кого я изображаю и какое у него настроение?».

5. Инсценирование эпизодов сказки, в которых герои следуют общепризнанным нормам поведения или, наоборот, нарушают их.

 Мы использовали следующие методы формирования основ  нормативного поведения: 1) приучение; 2) упражнения; 3) прямое и опосредованное руководство деятельностью детей; 4) пример взрослого и детей; 5) ориентирование на идеал литературного героя сказок; 6) создание проблемных ситуаций, постановка социально-нравственных задач;                7) поощрение.

Использование данных методов позволяло формировать у ребенка потребность и привычку нормативного поведения: к выполнению социально-нравственных поступков и действий, опираясь на уровень сформированности его нравственных представлений, принятых в качестве внутренней мотивации своего собственного поведения в отношении к окружающему миру (взрослым, сверстникам).

Итогом первого этапа работы по формированию гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста являлось то, что представления детей о гуманных взаимоотношениях стали значительно шире. Дети продолжают пользоваться понятиями «добрый», «хороший». Но, раскрывая эти понятия, они называют такие качества, как отзывчивый, ласковый, заботливый, доброжелательный Вопрос о том, что значит справедливый, теперь не вызывает затруднения. Дети освоили конкретное содержание понятия о том, что значит дружить: как играть и мириться, если поссорился; как важно заметить огорчение товарища, успокоить его и помочь. Появилась дифференциация гуманных отношений, дети стали подробнее и более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия и утешения к пострадавшему.

На втором этапе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нормами и правилами поведения основным средством являлась игровая деятельность.

В игровых ситуациях мы позволяли ребятам проигрывать взаимоотношения друг к другу, руководствуясь нравственными нормам поведения, выражать чувства. В игровой ситуации происходил живой процесс общения, направленный на выявление позиции каждого ребенка к происходящему, определению нравственных поступков, норм поведения.

Использовался следующий комплекс развивающих игр, направленных на формирование у детей нормативного поведения: « Палочка - выручалочка», « Верные друзья», «Круг чесности», « Как надо заботиться».

В этот этап также были включены режимные моменты. Например, в группе была установлена традиция: каждое утро приветствовать друг друга стоя в кругу, даря свою улыбку. Как гимн слушали песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». С удовольствием подпевали песням В. Шаинского «Вместе весело шагать», «Про дружбу», «Если с другом вышел в путь».

В утреннее приветствие мы  включали  пословицы, поговорки о дружбе, добре, взаимопомощи, милосердии, сочувствие и т.п. Ребят просили вместе с родителями поискать в книгах пословицы, поговорки и приносить в детский сад. «Одна рука в ладоши не бьет», «Доброму слову – добрый ответ», «Одна пчела много меда не наносит», «Сам себя губит, кто других не любит», – эти пословицы дети знали и использовали в подходящий момент.

С целью научить детей совершать добрые поступки, в группе появился сундучок «Добрых дел». В этом сундучке хранились добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели мы подводили итог и выясняли, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел. Они награждались призами.

Детям давалось задание: обсудить дома с папой, мамой, старшим братом, сестрой, какие могут быть правила поведения в группе. Дети это задание выполняли с удовольствием.

В результате этой  совместной работы с детьми  были приняты следующие Правила нормативного поведения со сверстниками в группе,  на основе гуманных отношений (разработаны старшими дошкольниками при помощи воспитателя Как показал опыт нашей работы, правила, принятые самими детьми выполняются наиболее добросовестно. 

Итогом второго этапа работы по формированию гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста явилось то, что дети стали больше играть вместе, самостоятельно разрешать конфликты, требовать меньше внимания к себе. Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали чаще принимать участие в совместных играх. Так, выяснилось, что у целого ряда детей – в основном совпадают представления и суждения о гуманных отношениях с их реальной деятельностью так и в повседневной их жизни в детском саду. Эти дети и в общении, и в самостоятельных ролевых играх всегда приветливы, доброжелательны, добродушны  с другими детьми, они стараются найти выход при каких-то недоразумениях, быстро отзываются на беды своих друзей по группе, стараются помочь каждому – и воспитателю и другим детям, если они в этом нуждаются.

Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нормами и правилами поведения строилась на основе формирования трех компонентов нормативного поведения – когнитивного, эмоционального и поведенческого – каждый из которых имел свое содержание, средства, методы и приемы работы с детьми.

Содержание когнитивного компонента нормативного поведения заключается в том, что формирование представлений и получение знаний о нормах поведения на уровне принятия и непринятия происходит при активном процессе взаимодействия с объектами окружающего мира: предметными объектами, взрослыми, сверстниками – с опорой на основной источник познания ребенка старшего дошкольного возраста – органы чувств и эмоции. В данном блоке мы формировали представления детей о внутренней составляющей человека – душе, доброте, дружбе, милосердии,  честности и т.д.

Для реализации когнитивного компонента мы предлагаем использование следующих педагогических средств: игры, игровые ситуации, художественные средства (сказки, поговорки, пословицы), игры-тренинги. Данные средства обеспечивали активное включение ребенка в деятельность – игру, познание, общение, которая была направлена на самостоятельное получение ребенком при общении с педагогом знаний о внутреннем мире человека – душе, ее особенностях (невидимая, неощутимая, разная и др.), о нравственных качествах, представляющих важность для внутреннего наполнения души человека, нравственных нормах, обогащении чувств ребенка через разные способы их выражения – тактильный, словесный.

В рамках реализации когнитивного компонента нормативного поведения дошкольников мы предлагаем использование следующих групп методов и приемов: 

– практические методы формирования нравственного сознания (метод организации деятельности, коллективная игра, разъяснение, беседа);

– методы доверительного взаимодействия (уважение, обсуждение).

Данные методы направлены на формирование у старших дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, нравственного сознания, помогают в формировании духовно-нравственных основ личности на основе понимания, осмысления и принятия норм гуманного поведения.

Содержание эмоционально компонента нормативного поведениязаключается в обогащении чувств и эмоций ребенка по отношению к духовно-нравственным ценностям, нормам и качествам, развитии способности выражать их на основе внутреннего принятия.

Для реализации эмоционального компонента нормативного поведения мы использовали следующие педагогические средства: игровые ситуации, художественные средства – сказки. Они позволяли раскрыть чувства ребенка, развивали способность сравнивать моральные нормы поведения и аморальные, устанавливать различия, проявляя при этом свое собственное отношение, выражая его через эмоциональные проявления, мимику, жесты, словесную форму выражения.

Для реализации эмоционального компонента мы предлагаем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие методы и приемы: пример, упражнение, чтение и просмотр сказок.  Они способствуют наполнению внутреннего мира ребенка положительными чувствами и эмоциями, развивают умение выражать адекватные чувства и эмоции в соответствии с нравственными нормами поведения, опираясь на духовно-нравственные ценности.

Содержание поведенческого компонента нормативного поведениязаключается в том, что в процессе практической реализации ребенок  закрепляет все полученные ранее представления о духовно-нравственных ценностях, нормах, качествах, необходимых для жизненной организации во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками.

Для формирования поведенческого компонента нормативного поведения мы использовали следующие педагогические средства: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации. Данные педагогические средства способствовали закреплению полученных знаний детьми через практическую основу, находя свое выражение в поведении самих детей в результате взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Именно это способствовало более прочному осмыслению, осознанию и закреплению нравственных норм, усвоенных ценностей на практике.

Для реализации поведенческого компонента нормативного поведения мы предлагаем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие методы и приемы: приучение, упражнение, руководство деятельностью, пример взрослого и детей, идеал литературного героя сказок, поощрение. Использование данных методов позволяет формировать у ребенка потребность и привычку к выполнению нравственных поступков и действий, опираясь на уровень сформированности его нормативного поведения, принятого в качестве внутренней мотивации своего собственного нормативного поведения в отношении к окружающему миру (взрослым, сверстникам).

Таким образом созданные нами педагогические условия, отобранные содержание, средства, методы и приемы, реализованные в организации деятельности детей на формирующем этапе работы в группе старших дошкольников, способствовали формированию   основ нормативного поведения детей на основе гуманных отношений.