Чернаева Светлана Николаевна
ГБДОУ детский сад №90 г.Санкт-Петербург
Воспитатель
Конспект: День народного единства.
Ход игры-викторины
Дети (команда «Сосны» и команда «Березки») под музыку входят в зал, выполняют строевые упражнения и садятся на стульчики.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас викторина «Мы - патриоты». Прежде чем мы начнем игру-викторину, я хочу у вас спросить: «Кто такие патриоты?» (Люди, которые любят свою Родину, готовы встать на ее защиту).
В нашей игре участвуют две команды. Сейчас мы познакомимся с каждой из команд.
Приветствие команд:
- Команда «Березки»
Мы русские березы,
Нам не страшны морозы.
В любое время года
Нам нравится погода.
- Команда «Сосны»
А мы сосны-богатыри,
В лес зеленый к нам приходи.
Набирайся здоровья и сил,
Свежий воздух еще никому не вредил.
Ведущий: Я желаю вам, ребята, успехов и победы, отвечайте на вопросы, выполняйте задания, будьте единой командой.
1 конкурс: Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
- Наш родной город называется … (Медвежьегорск)
- Жителей нашего города называют… (медвежьегорцы)
- Наша страна называется… (Россия)
- Граждане России называется… (россияне)
- Столица России… (Москва)
Ведущий: Молодцы! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина
2 конкурс «Государственные символы»
- У каждой страны есть свои знаки отличия, своя символика. Какие государственные символы вы знаете?(Герб, флаг, гимн).
Каждая страна имеет свою символику: флаг, герб и гимн (демонстрация детям изображения флага России)
У России флаг трёхцветный, поэтому его называют триколор, он состоит из трёх полос - белой, синей, красной. Что же они обозначают?
Белый - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет-цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Посмотрите на следующее изображение (герб России).
Что вы видите в центре? Орла.
Расскажите о нём, какой он?
С двумя головами, с поднятыми крыльями. Почему же на гербе России изображён орёл?
Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл - сильное и непобедимое.
Но почему у орла две головы?
Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.
А что вы видите ещё? Корону.
А как вы думаете, что она обозначает?
Корона обозначает, что в России главный царь.
А что в лапах у орла?
Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.
Держава - значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Да, в центре изображён герб Москвы.
У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Гимн - это торжественная песня, хвалебная песня в честь своей страны. Его исполняют в самых торжественных случаях- во время праздников и других важных событиях.
Расскажите, как нужно слушать гимн своей страны? (Слушаем уважительно, стоя)
3 конкурс:
Ребята, а сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали меня и усвоили полученные знания. Я предлагаю вам разделиться на 4 подруппы и собрать паззл. Если вы соберете его правильно, то у вас получится один из символов государства.
- мини-аппликация из самоклейки – флаг России (каждой команде дается альбомный лист, конверт с разноцветными полосками из бумаги-самоклейки);
- собрать разрезные картинки «герб России».
Участник одной из команд рассказывает, что означают цвета флага, дети дополняют. Участник другой команды объясняют, что изображено на гербе, дети дополняют.
4 конкурс «Литературный»
Ведущий: Чтобы викторину продолжать,
Надо нам чтецов позвать
(Чтение стихов о Родине, жюри оценивает выразительное чтение.)
Команда «Березки»
Ребенок: У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.
Ребенок: Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Ребенок:
Ты, моя Россия, всех теплей согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это я с друзьями.
Команда «Сосны»
Ребенок: Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная, золотая целина,
Родина бывает разная, но для всех она одна.
Ребенок: Почему мы любим все Родину – Россию,
Потому что нет нигде Родины красивей.
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги светлые, за голос звонкий, как ручей.
Ребенок: В единстве, братстве наша сила,
И нас врагу не победить.
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить
Музыкальная пауза
- «Русский танец» (с платочками)
- «Друзья» (танец)
5 конкурс «Знатоки русского языка»
- У России, у русской земли есть много своего особенного, того, что люди называют «русским». Подумайте и скажите, про что можно сказать «русский», «русская», «русские»? (Русская природа, русская песня, русский характер, русские люди, русская душа, русская зима, русские закаты, русские солдаты, русские морозы и т.д.)
6 конкурс «Пословицы о Родине»
- Русский народ придумал много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте послушаем, какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Предлагает каждой команде по очереди назвать пословицы о Родине).
Дополнительное задание: каждой команде пословица – объяснить ее смысл.
- «Если дружба велика, будет Родина крепка»
- «Нет в мире краше Родины нашей»
7 конкурс:
Воспитатель - Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)
Воспитатель - Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина….
Воспитатель - Ребята, 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. И на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
Умер наш царь, и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. Возмутился русский народ. И тогда во главе его встали Минин торговец и князь Пожарский - хороший полководец. Минин собрал народ и обратился к нему: "Люди русские! Спасём нашу Родину.
Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее, чтобы собрать войско".
Люди отозвались, даже бедняки приносили последнюю копейку. Собралось войско, возглавил которое князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков.
И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы
В память о тех событиях много лет спустя народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа.
Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый памятник, возведенный в Москве!
Поэтому 4 ноября считают днём народного единства, в честь 1612 года (слайд№9)
Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Пожарского? (высказывания детей)
Воспитатель - Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.
Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
Воспитатель - И сегодня накануне Дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно».
Мы для вас приготовили ватманы, вам нужно будет расположить силуэты людей рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!
Воспитатель - Молодцы!