Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4064 Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Опубликовано 28.05.2018
 
МБОУ Гимназия № 118 имени В. Н. Цыганова
 

 

Конспект занятия по неживой природе. Тема: «Камни».

В подготовительной группе «В гостях у Мишутки».


 

                                                                                  Воспитатель: 1 –й категории

       Максимова. И.Е

 

Программное содержание. Разви­вать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый» неровный или гладкий, тяже­лый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой, формы, глад­кие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями,        которые используются для украшений построек и изготовления памятников, су­вениров (гранит; мрамор), показать изделия из драгоценных камней.

Материал. Наборы речных и мор­ских камней, мрамор, гранит (на подносах), сосуды с водой. Лупы, салфетки (на
каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит* (кварц, слюда, полевой шпат) и «Из чего состоит мрамор». Кусочек дерева, гвозди, молоток, миски с водой, шкатулка с камнями, фонограмма инструментальной музыки, шум моря, кисти, краски, тонированные камни в разные цвета. Слайды: памятник. А, С, Пушкину, могила Неизвестного солдата, станция метро «Кропоткинская», набережная реки Москвы, Красная площадь.Письмо в конверте от Хозяйки Медной  горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением памятников, набережной г. Каменска, загадывание загадок, наблюдения ребят за явлениями в окружающей среде, рассматривание иллюстраций с изображением недрагоценных камней, проведение опытов с камнями.   

Ход занятия.

-В. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто зна­ет адрес нашего детского сада.? Кто помнит номер нашего детского сада? (От­веты.) Значит, письмо предназначено   нам     (вскрывает конверт, достает письмо читает его). «Здравствуйте дорогие  дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, пе­ревязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Мед­ной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

-Д. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

-В. Тогда пошли искать ее. (Де­ти ищут посылку, находят зеленую ко­робку, перевязанную розовой лептой?)Вот она! Смотрите, здесь записка. Да­вайте ее прочтем

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

                                              в ладошке лежать,

Тяжелый, большой -

                                           одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

-Д. Это камень. Это разные камни.

. Давайте проверим, пра­вильно ли мы отгадали загадку открывает посылку), Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку.  Давайте теперь о камнях и побеседуем.

      Дети садятся за столы. На них подносы  (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек., сосуд с во­дой, салфетки..

 -В. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее
   слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Дети слушают.} Что ты услышал? А ты? Какие
  картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз по­слушаем музыку. Слышите, как шумит -
море, как волны, набегая на берег, пере­катывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

. На берегу моря много камушков, море красивое.

-В. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и не   скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?

-Д. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые" твердые, холодные, красивые, разного цвета.

., Почему они такие? (Ответы.). Да, такими гладкими. Их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими - гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами,

-В. Так чем же морские камни отличаются от речных. (Ответы).Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко, Изменил он форму? Верно. Нет, Почему? (Он твёрдый.). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим? Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из де­рева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Ответы детей.). Приглашаю ребят вбить гвоздь в камень, дерево. А сейчас я попробую вбить гвоздь в ка­мень. (Забивает - не получается. Предлагаю двум - трём детям попробовать сделать то же).  Давайте я еще раз по­пробую. Что получается? (Гвоздь гнётся, но не вбивается) Ну что, смогли мы за­бить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Отве­ты.) Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

. Камень тверже дерева.

-В. А как камень и дерево будут себя в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить. Дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.} Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый.) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее). Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме.) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы). Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Найдите такой же на своём подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите, какой он?

- Д. Шершавый, неровный, разноцветный.

- В. Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит- это горная порода.   Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зёрен. Они разные по цвету и разного вида. В состав входят три разные камня (показываю их): сверкающий кварц, тёмная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита  и соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

-Д. Гладкий, блестящий, красивый.

-В. Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро. А сейчас давайте рассмотрим слайды.

1-й слайд – памятник А.С. Пушкину: Кому установлен этот памятник? Правильно, А,С, Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. Постамент для него выполнен из гранита.

2-й слайд – могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому посвящён этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3-й слайд – набережная реки Москвы. Эта набережная реки Москвы. Она гранитная. И не боится ни сырости, ни холода: гранит – очень прочный камень.

4-й слайд – Красная площадь. Что вы видите на этом слайде? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в её убранстве тоже использованы камни.

-В. Ребята, давайте подышим свежим воздухом?

                  Сильный ветер сосны крутит!

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик. 

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи.      
(Вращение корпусом вправо и влево,)  

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится'.
 Белка прыгает так ловко,     

Ведь во всём нужна сноровка.  

(Прыжки на месте.)                           

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд.

(Ходьба на месте.)

Ну, а нам пора садиться

Заниматься, не лениться.

 (Дети садятся).

-В. Вот, сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро… а ещё есть драгоценные камни.

- В. Ребята, давайте подарим хозяйке «Медной горы» разноцветные камни, которые превратим в забавных зверушек. (Ребята берут цветные камни и рисуют на них забавных зверушек).

Литература: Журнал «Воспитание и обучение». Стр. 27-28. 2004 год.

                      Конспекты по неживой природе в подготовительной группе.