Конспект занятия по неживой природе. Тема: «Камни».
В подготовительной группе «В гостях у Мишутки».
Воспитатель: 1 –й категории
Максимова. И.Е
Программное содержание. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый» неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой, формы, гладкие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшений построек и изготовления памятников, сувениров (гранит; мрамор), показать изделия из драгоценных камней.
Материал. Наборы речных и морских камней, мрамор, гранит (на подносах), сосуды с водой. Лупы, салфетки (на
каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит* (кварц, слюда, полевой шпат) и «Из чего состоит мрамор». Кусочек дерева, гвозди, молоток, миски с водой, шкатулка с камнями, фонограмма инструментальной музыки, шум моря, кисти, краски, тонированные камни в разные цвета. Слайды: памятник. А, С, Пушкину, могила Неизвестного солдата, станция метро «Кропоткинская», набережная реки Москвы, Красная площадь.Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением памятников, набережной г. Каменска, загадывание загадок, наблюдения ребят за явлениями в окружающей среде, рассматривание иллюстраций с изображением недрагоценных камней, проведение опытов с камнями.
Ход занятия.
-В. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада.? Кто помнит номер нашего детского сада? (Ответы.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает письмо читает его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
-Д. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.
-В. Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку, находят зеленую коробку, перевязанную розовой лептой?)Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий -
в ладошке лежать,
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
-Д. Это камень. Это разные камни.
-В. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку открывает посылку), Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Дети садятся за столы. На них подносы (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек., сосуд с водой, салфетки..
-В. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее
слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Дети слушают.} Что ты услышал? А ты? Какие
картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит -
море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?
-Д. На берегу моря много камушков, море красивое.
-В. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и не скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?
-Д. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые" твердые, холодные, красивые, разного цвета.
-В., Почему они такие? (Ответы.). Да, такими гладкими. Их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими - гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
-Д. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами,
-В. Так чем же морские камни отличаются от речных. (Ответы).Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко, Изменил он форму? Верно. Нет, Почему? (Он твёрдый.). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим? Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Ответы детей.). Приглашаю ребят вбить гвоздь в камень, дерево. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается. Предлагаю двум - трём детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получается? (Гвоздь гнётся, но не вбивается) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы.) Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).
-Д. Камень тверже дерева.
-В. А как камень и дерево будут себя в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить. Дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.} Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый.) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее). Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме.) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы). Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Найдите такой же на своём подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите, какой он?
- Д. Шершавый, неровный, разноцветный.
- В. Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит- это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зёрен. Они разные по цвету и разного вида. В состав входят три разные камня (показываю их): сверкающий кварц, тёмная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?
-Д. Гладкий, блестящий, красивый.
-В. Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро. А сейчас давайте рассмотрим слайды.
1-й слайд – памятник А.С. Пушкину: Кому установлен этот памятник? Правильно, А,С, Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. Постамент для него выполнен из гранита.
2-й слайд – могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому посвящён этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.
3-й слайд – набережная реки Москвы. Эта набережная реки Москвы. Она гранитная. И не боится ни сырости, ни холода: гранит – очень прочный камень.
4-й слайд – Красная площадь. Что вы видите на этом слайде? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в её убранстве тоже использованы камни.
-В. Ребята, давайте подышим свежим воздухом?
Сильный ветер сосны крутит!
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
(Вращение корпусом вправо и влево,)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится'.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка.
(Прыжки на месте.)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд.
(Ходьба на месте.)
Ну, а нам пора садиться
Заниматься, не лениться.
(Дети садятся).
-В. Вот, сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро… а ещё есть драгоценные камни.
- В. Ребята, давайте подарим хозяйке «Медной горы» разноцветные камни, которые превратим в забавных зверушек. (Ребята берут цветные камни и рисуют на них забавных зверушек).
Литература: Журнал «Воспитание и обучение». Стр. 27-28. 2004 год.
Конспекты по неживой природе в подготовительной группе.