Брейда Мария Ивановна
МБДОУ "ЦРР-д/с "Хрусталик" г. Абакан
Воспитатель
Консультация для родителей "Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?"
С какого возраста нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Некоторые специалисты рекомендуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1) Поглаживание и растирание ладошки вверх- вниз;
2) Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем-поперек;
3) Растирать пальцы спиралевидными движениями.
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой ( если не предусмотрено участие обеих рук), затем-другой рукой, после этого- двумя одновременно.
3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый- самый легкий.
4.Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребенку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадет: Вы показывайте картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4.Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положение рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
6.В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы
I группа.
Упражнения для кисти рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
-учат напрягать и расслаблять мышцы;
-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
-учат переключаться с одного движения на другое.
II группа.
Упражнения для пальцев условно статистические:
-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа.
Упражнения для пальцев динамические:
-развивают точную координацию движений;
-учат сгибать и разгибать пальцы;
-учат противопостовлять большой палец с остальными.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность