Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4481 Методическая разработка Тема “Родной свой край люби и знай”

Опубликовано 10.11.2018

Управление народного образования

Администрации городского округа города Бор

Нижегородской области

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По образовательной области «Социализация».


 

ТЕМА:

Работа по воспитанию у старших дошкольников

интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

 "Родной свой край люби и знай!" 

СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами и фото)

 

Выполнил: Никитина Ирина Владимировна

Должность: воспитатель

 

Место работы: МБДОУ Чистопольский д/с «Тополёк»

2014 г

 

 

Содержание.

1.Пояснительная записка. Актуальность темы.

2.Особенности краеведческого  воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Цели и задачи работы по краеведческому воспитанию дошкольников.

 4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения данного раздела программы детьми старшего дошкольного возраста.

5.Методы и приёмы используемые в работе.

6. Програмно -методическое обеспечение краеведческой работы. Предметно-развивающая среда.

7. Ожидаемые результаты.

8. Этапы работы.

9.Приложения

-анкеты

-результаты опросов

-конспекты занятий и мероприятий

 

 

1.Пояснительная записка. Актуальность темы.

 

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

 

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех явля­ется той путеводной звездой, кото­рая на протяжении всей жизни оп­ределяет очень многое, если не ска­зать — всё.Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каж­дому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленно­го нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, кото­рое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и рас­пространяя ее среди потомков.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать  его богатство.

Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном учреждении озна­комление с окружающим миром осу­ществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические осо­бенности региона.

 

Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том,  что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.

Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной  системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок.  Анкетирование также показало, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию любви к родному  селу  можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия различные конкурсы.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и его невостребованностью вследствие специфичности;

 3) между  богатым развивающим  материалом и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации  познавательной активности  дошкольников на занятиях, в опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности, в организованной и неорганизованной деятельности детей;

4) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом,  выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой  системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников  к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному селу,  краю, малой родине. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

    Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

- к 5-6 годам у 65 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села и края;

- у 60 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села и края;

- 90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села и районного центра из – за занятости и недостатка финансовых средств;

- 60 % родителей затрудняются в знании истории села и края;

- 30 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.

Полученные данные показывают ,что необходимо расширять работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Опрос детей проводился по следующим вопросам-

            Вопросы для анкетирования детей «Что ты знаешь о своем селе?»

1. Как называется страна в которой мы живём?

2. Как называется село, в котором ты живешь?

3. Почему село так назвали?

4. Сколько примерно лет нашему селу?

5. Какие памятники есть в нашем селе?

6.Как называется река, протекающая в селе?

7.Какие здания есть в селе?

8. Что бы ты еще хотел узнать о нашем селе?

Ответы детей мы отразили в таблицах 1 и 2.

Ответы оценивались по баллам

1 балл - правильный ответ

0,5 балла - неполный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Таблица 1    

 Первичный мониторинг сформированности у детей знаний о родном крае.

№ п/п

Группа

Ответы детей в баллах

 

 

 

Номера вопросов

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма балов

1

Ангелина В.

1

1

0

0.5

0.5

1

1

1

6

2

Лида З.

1

1

0

0.5

1

1

1

1

6.5

3

Оля К.

1

1

0

1

0.5

1

0,5

0,5

5.5

4

Юля Г.

1

1

0

0

0

1

0

1

4

5

Настя Б.

1

1

0

0

0

1

0

1

4

6

Артём М.

1

1

0

0

0

1

0

0

3

7

Максим К.

1

1

0

0

1

0

1

1

5

8

Валя В.

1

1

0

0

0,5

1

1

0,5

5

9

Толя К.

1

1

0

0

0

0

0.5

1

3.5

10

Артём Н.

1

1

0

0

1

0

0.5

1

4.5

Таблица 2.Уровень знаний детей.

№ п/п

Группа

Первичный мониторинг

 

 

 

Сумма баллов

Уровни

 

 

 

 

высокий

средний

низкий

 

1

Ангелина В.

6

-

+

-

 

2

Лида З.

6.5

-

+

-

 

3

Оля К.

5.5

-

+

-

 

4

Юля Г.

4

-

-

+

 

5

Настя Б.

4

-

-

+

 

6

Артём М.

3

-

-

+

 

7

Максим К.

5

-

+

-

 

8

Валя В.

5

-

+

-

 

9

Толя К.

3.5

-

-

+

 

10

Артём Н.

4.5

-

+

-

             

 

Таблица 3 - Количественные показатели знаний об истории родного края у детей

Этапы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Первичный

мониторинг

0 чел 0%

6 чел. 60%

4 чел. 40%

 

Оценивая результаты опроса,  видно что дети владеют недостаточной информацией о своём селе, поэтому требуется соответствующая работа по расширению знаний детей.

Работа по воспитанию любви к малой родине осуществлялась по четырем направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

  • Работа с детьми,
  • Работа с родителями,
  • Работа с воспитателями,
  • Работа  над развитием предметно-развивающей среды

 

3. Цели и задачи работы по краеведческому воспитанию дошкольников.

Цель - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.

Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:

1.Формировать понятие Родины как места, где человек родился (город, село).

2.Развивать  и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине.

3.Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё

4.Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству  людей родного края, уважение к труду.

5.Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас. 

6.Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях села, района, региона.

7.Познакомить с краеведческим музеем в сельской библиотеке и уголком русского быта в детском саду.

Реализация данных целей обеспечивается через группу взаимосвязанных задач. Данные задачи можно разделить по группам.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за жителей села, ответственность за все, что происходит в селе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.

Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;

Формировать  экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды

Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу.
Образовательные:

Формировать любовь к родному селу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему.

Сформировать у детей начальные представления об истории родного края, его достопримечательностях,

 Расширять кругозор детей и  словарный запас,

Расширить знания детей о флоре и фауне  края;

 Познакомить с культурой и традициями края; музеем в сельской библиотеке и уголком  русского быта в детском саду.

Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей.

Развивающие:

Развивать эмоционально-ценностное отношение к селу и Родине.

Развивать патриотические чувства у детей,

 Продолжать работу над развитием творческих способностей детей,

 Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего .

Участники : дети старше -подготовительной   группы, родители воспитанников, педагоги, библиотекарь сельской библиотеки.

Сроки  реализации: в течение года.

Основной  раздел  программы: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы и художественное творчество, музыка, труд, безопасность.

Приоритетная образовательная область: социализация.

Необходимые условия :

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада и сельской библиотеки

4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения данного раздела программы детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики  всегда уделялось  большое внимание. 

        Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных  воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др.Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе…

М.Монтессори отмечала, что «местные»  черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают  весьма существенные человеческие качества.

5 Используемые  методы  и приёмы обучения :

Методология исторического и краеведческого познания дошкольников является проблемой дискуссионной, широко обсуждаемой отечественными исследователями. Региональный компонент в изучении детьми истории родного края, может характеризоваться тремя группами признаков : климато –географическими, антропо –биологическим и социокультурными. Разнообразие подходов и методов к изучению данных групп и определяет методологическую базу данного исследования.

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения.

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном крае и Родине.

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали  Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде , как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

Используются следующие методы экспериментального исследования:

- наблюдение за детьми;

- разработка и проведение экскурсий;

обследование, анкетирование (опрос) уровня исторических знаний дошкольников;

обзор и чтение тематической художественной литературы;

- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;

- осуществление организации бесед.