Управление народного образования
Администрации городского округа города Бор
Нижегородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По образовательной области «Социализация».
ТЕМА:
Работа по воспитанию у старших дошкольников
интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем
"Родной свой край люби и знай!"
СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами и фото)
Выполнил: Никитина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Чистопольский д/с «Тополёк»
2014 г
Содержание.
1.Пояснительная записка. Актуальность темы.
2.Особенности краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Цели и задачи работы по краеведческому воспитанию дошкольников.
4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения данного раздела программы детьми старшего дошкольного возраста.
5.Методы и приёмы используемые в работе.
6. Програмно -методическое обеспечение краеведческой работы. Предметно-развивающая среда.
7. Ожидаемые результаты.
8. Этапы работы.
9.Приложения
-анкеты
-результаты опросов
-конспекты занятий и мероприятий
1.Пояснительная записка. Актуальность темы.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.
Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Анкетирование также показало, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию любви к родному селу можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия различные конкурсы.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;
2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и его невостребованностью вследствие специфичности;
3) между богатым развивающим материалом и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на занятиях, в опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности, в организованной и неорганизованной деятельности детей;
4) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному селу, краю, малой родине. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- к 5-6 годам у 65 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села и края;
- у 60 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села и края;
- 90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села и районного центра из – за занятости и недостатка финансовых средств;
- 60 % родителей затрудняются в знании истории села и края;
- 30 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.
Полученные данные показывают ,что необходимо расширять работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Опрос детей проводился по следующим вопросам-
Вопросы для анкетирования детей «Что ты знаешь о своем селе?»
1. Как называется страна в которой мы живём?
2. Как называется село, в котором ты живешь?
3. Почему село так назвали?
4. Сколько примерно лет нашему селу?
5. Какие памятники есть в нашем селе?
6.Как называется река, протекающая в селе?
7.Какие здания есть в селе?
8. Что бы ты еще хотел узнать о нашем селе?
Ответы детей мы отразили в таблицах 1 и 2.
Ответы оценивались по баллам
1 балл - правильный ответ
0,5 балла - неполный ответ
0 баллов - неправильный ответ
Таблица 1
Первичный мониторинг сформированности у детей знаний о родном крае.
№ п/п |
Группа |
Ответы детей в баллах |
|
||||||||
|
|
Номера вопросов |
|
||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сумма балов |
|
1 |
Ангелина В. |
1 |
1 |
0 |
0.5 |
0.5 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
2 |
Лида З. |
1 |
1 |
0 |
0.5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6.5 |
|
3 |
Оля К. |
1 |
1 |
0 |
1 |
0.5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.5 |
|
4 |
Юля Г. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
|
5 |
Настя Б. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
|
6 |
Артём М. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
|
7 |
Максим К. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
|
8 |
Валя В. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
5 |
|
9 |
Толя К. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0.5 |
1 |
3.5 |
|
10 |
Артём Н. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0.5 |
1 |
4.5 |
Таблица 2.Уровень знаний детей.
№ п/п |
Группа |
Первичный мониторинг |
||||
|
|
|
Сумма баллов |
Уровни |
||
|
|
|
|
высокий |
средний |
низкий |
|
1 |
Ангелина В. |
6 |
- |
+ |
- |
|
2 |
Лида З. |
6.5 |
- |
+ |
- |
|
3 |
Оля К. |
5.5 |
- |
+ |
- |
|
4 |
Юля Г. |
4 |
- |
- |
+ |
|
5 |
Настя Б. |
4 |
- |
- |
+ |
|
6 |
Артём М. |
3 |
- |
- |
+ |
|
7 |
Максим К. |
5 |
- |
+ |
- |
|
8 |
Валя В. |
5 |
- |
+ |
- |
|
9 |
Толя К. |
3.5 |
- |
- |
+ |
|
10 |
Артём Н. |
4.5 |
- |
+ |
- |
Таблица 3 - Количественные показатели знаний об истории родного края у детей
Этапы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Первичный мониторинг |
0 чел 0% |
6 чел. 60% |
4 чел. 40% |
Оценивая результаты опроса, видно что дети владеют недостаточной информацией о своём селе, поэтому требуется соответствующая работа по расширению знаний детей.
Работа по воспитанию любви к малой родине осуществлялась по четырем направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:
- Работа с детьми,
- Работа с родителями,
- Работа с воспитателями,
- Работа над развитием предметно-развивающей среды
3. Цели и задачи работы по краеведческому воспитанию дошкольников.
Цель - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
1.Формировать понятие Родины как места, где человек родился (город, село).
2.Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине.
3.Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
4.Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству людей родного края, уважение к труду.
5.Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
6.Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях села, района, региона.
7.Познакомить с краеведческим музеем в сельской библиотеке и уголком русского быта в детском саду.
Реализация данных целей обеспечивается через группу взаимосвязанных задач. Данные задачи можно разделить по группам.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за жителей села, ответственность за все, что происходит в селе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.
Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу.
Образовательные:
Формировать любовь к родному селу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему.
Сформировать у детей начальные представления об истории родного края, его достопримечательностях,
Расширять кругозор детей и словарный запас,
Расширить знания детей о флоре и фауне края;
Познакомить с культурой и традициями края; музеем в сельской библиотеке и уголком русского быта в детском саду.
Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей.
Развивающие:
Развивать эмоционально-ценностное отношение к селу и Родине.
Развивать патриотические чувства у детей,
Продолжать работу над развитием творческих способностей детей,
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего .
Участники : дети старше -подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги, библиотекарь сельской библиотеки.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы и художественное творчество, музыка, труд, безопасность.
Приоритетная образовательная область: социализация.
Необходимые условия :
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада и сельской библиотеки
4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения данного раздела программы детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др.Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
М.Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
5 Используемые методы и приёмы обучения :
Методология исторического и краеведческого познания дошкольников является проблемой дискуссионной, широко обсуждаемой отечественными исследователями. Региональный компонент в изучении детьми истории родного края, может характеризоваться тремя группами признаков : климато –географическими, антропо –биологическим и социокультурными. Разнообразие подходов и методов к изучению данных групп и определяет методологическую базу данного исследования.
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения.
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном крае и Родине.
• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде , как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.
Используются следующие методы экспериментального исследования:
- наблюдение за детьми;
- разработка и проведение экскурсий;
- обследование, анкетирование (опрос) уровня исторических знаний дошкольников;
- обзор и чтение тематической художественной литературы;
- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;
- осуществление организации бесед.