Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4485 Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Беседа "Наши бабушки и дедушки"

Опубликовано 11.11.2018

Махмудова Зейнаб Максимовна, Горячева Светлана Анатольевна
ГБОУ Школа "1161", корпус №4, г. Москва
Воспитатели


Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Беседа "Наши бабушки и дедушки"

 

Цель: 1) Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.

2) Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.

3) Вызвать эмоциональный отклик и оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

4) Учить придумывать предложения и произносить их с различной интонацией, передавая голосом чувства радости, огорчения, удивления.

5) Правильно составлять предложения из набора слов, четко формулируя свою мысль.

6) Давать оценку поведению людей, в предложенных воспитателем ситуациях.

7) Быстро придумывать прилагательные к заданному воспитателем слову. Дающие характеристику этому существительному.

8) Принимать активное участие в беседе на заданную тему, учить выслушивать ответы других детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у вас у всех есть родители – это мамы и папы. Скажите, а как называют родителей ваших мама и пап? (Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно-бабушки и дедушки, а еще молодых людей называют – молодыми людьми, а дедушек и бабушек? (Ответы детей)

Правильно – пожилые люди. Вот о них мы сегодня и поговорим. Я вчера видела, как один мальчик помогал старушке перейти дорогу и его никто об этом не просил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. О любви внуков к бабушкам написано много стихов. Вот одно из них.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».

Стала бабушка

Старою, хворою

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Скоро стану я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее.

Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка:

«Ай, да внучек мой!

Ай, да летчик мой, молодец!»

Воспитатель: Скажите, как вы думаете, хорошо ли относится мальчик, про которого говорится в стихотворении к своей бабушке? Почему?

Воспитатель проводит краткую диагностику отношения детей к старым, пожилым людям.

Предлагается детям закончить предложение:

1)    Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить…

2)    Когда я еду в трамвае и входит пожилой человек…

3)    Если я увижу пожилую женщину, которой тяжело нести сумку…

Воспитатель: К сожалению. Не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям и об этом говорится в следующем рассказе.

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

Вопросы: 1. Как относились муж и жена к старому человеку?

2. За что они обижали дедушку?

3. Они исправили свою ошибку?

4. А кто им в этом помог?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.

«У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки, и предлагает ей заняться чем-то другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости».

-Правильно ли поступила девочка? Почему?

-Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

-Можно было поступить по-другому?

-Как бы вы поступили на месте девочки?

Ролевая гимнастика

С помощью мимики и пантомимики показать:

-старого, уставшего дедушку;

-грустную бабушку;

-улыбающуюся бабушку;

-бабушку, которая задремала около телевизора.

Воспитатель показывает детям письмо и предлагает его прочесть.

Письмо первое.

«Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются!»

Вопрос: «Что бы вы сказали о таких мальчиках?»

Письмо второе.

«Бабушка приходит за внучкой в детский сад, оказывается, что почти всех уже забрали. Бабушка запыхалась, но радостно здоровается с внучкой. Девочка гневно кричит: «Я убью, тебя, бабушка. Где тебя носило.»

Вопросы: «Что бы вы сказали такой девочке? Как бы вы повели себя в данной ситуации?»

Советы детям:

  1. Нельзя смеяться над старыми людьми.
  2. К пожилым людям нужно относиться заботливо, помогать им.
  3. Старые люди прожили много лет и трудились для людей.

Воспитатель достает волшебный фонарик и предлагает продумать желание для своих бабушек и дедушек.

Воспитатель: Бабушки и дедушки очень любят играть с внуками, поэтому я сейчас покажу вам одну веселую игру.

«Бабушка Маланья»

(Дети встают в круг. Задача ребенка – придумать интересное движение к этой потешке. Дети берутся за руки и начинают запевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делая вот так…

Движение: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте.

Правила игры: тот. Кто стоит в центре круга, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи.

Воспитатель предлагает двумя-тремя прилагательными охарактеризовать своих бабушку и дедушку.

Итог занятия.