Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4499 Практико-значимый проект на тему:"Формирование эмоциональной сферы у детей 2-3 лет через малые фольклорные формы."

Опубликовано 12.11.2018

Каширина Татьяна Ивановна

МБДОУ д/с №21 "Калинка"
г.Коломна
воспитатель
Практико-значимый проект на тему:
"Формирование эмоциональной сферы у детей 2-3 лет через малые фольклорные формы."
СКАЧАТЬ (полный материал)

 

  1. Введение.
  2. Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной сферы у детей 2-3 лет через малые фольклорные формы

2.1.        Малые формы фольклора.

2.2.        Влияние малых фольклорных форм на эмоциональную сферу младших дошкольников в семейной педагогике.

2.3.        Роль малых фольклорных форм в современной педагогике.

  1. Глава 2. Практика работы с детьми 2-3 лет.

3.1.        Диагностика уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста.

3.2.        Примеры используемых форм в работе с детьми.

  1. Заключение.

V       Приложения

 

Введение.

Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

М.А.Шолохов

О фольклоре нельзя говорить как о едином и непременно прогрессивном искусстве. Одни жанры (народно-лирические песни, сказки, частушки, пословицы и поговорки, частично обрядовая поэзия) до сих пор имеют распространение, входят в состав современного народного творчества, другие (духовные стихи, былины, исторические песни) стали достоянием немногочисленных сказителей, давно утратили своё широкое бытование. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав устного народного творчества. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. B фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских возможностей. Таким образом, малые формы устного народного творчества представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников и активизация их речевой коммуникации относится к числу весьма актуальных и сложных проблем, значение которой для оптимизации организации воспитания и обучения дошкольников очевидно. Усиленное продвижение в изучении данного вопроса возможно в условиях аналитического подхода с общих позиций педагогики и психологии.

Цель нашей работы – помочь ребёнку осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способным постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.

Детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие эмоциональные чувства: радость, удивление, печаль (страдание), гнев.

Итак, основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:

1. Развивать эмоциональную сферу детей, их эмоциональное отношение к окружающему миру;

2. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).

4. Создавать условия для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.

5. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

6.Приобщать детей к народной культуре и создавать благоприятную среду – среду психологического комфорта путём использования русского народного творчества

Таким образом, в нашей работе мы покажем влияние малых фольклорных форм на формирование эмоциональной отзывчивости детей 2-3 лет

Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной сферы у детей 2-3 лет через малые фольклорные формы.

Малые формы фольклора.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песенки, игровые приемы, танец.

Колыбельные песни.

Старинное значение этого слова шептать, заговаривать.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать положительные эмоции детей. Колыбельные песни обогащают эмоциональный багаж детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании эмоционального восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи, а также вызывают состояние психологического комфорта. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дрёмушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу. Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой, ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям,— продукт позднего времени. Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребёнка. Пестушки получилисвое  название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребёнка радостное настроение.

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Соро­ка»).

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

 

 

Влияние малых фольклорных форм на эмоциональную сферу младших дошкольников в народной педагогике.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали: необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников.

В произведениях малых форм устного народного творчества, поэзии пестования или как ее еще, называют, материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет, в первую очередь, в семье. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор)

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую и эмоциональную активность в деятельности, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы была и остается устная народная поэзия, передаваемая из века в век, из семьи в семью.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот, с помощью пестушек осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, это в чем-то напоминает физзарядку. В более позднем возрасте пестушки помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, помогают настроиться на занятие, показывают ребенку как взрослый к нему относится.

Потешки создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки – потешки. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению сначала действий, которые сопровождают, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую информацию.

 

 

Роль малых фольклорных форм в современной педагогике.

Многозначность народного искусства для развития личности раскрыл еще такой видный педагог как Ушинский К. Д. Главными хранителями фольклора были русские женщины - крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Е.А. Усова, Е.И. Тихеева. В.П. Аникин высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.

Психологи и методисты отмечают, что у ребенка эмоциональная отзывчивость прежде всего формируется в подражании поведению окружающих его людей (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс формирования эмоций своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.

Ещё К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Поэтому у педагогов возникает потребность в формировании эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Нами были определены некоторые принципы формирования эмоциональных чувств младших дошкольников.

1.Принцип индивидуального подхода.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает: использование естественных тенденций и потребностей ребенка в овладении знаниями, умениями и навыками. Для малышей характерно яркое проявление эмоций. Маленький человек способен безудержно радоваться и безгранично печалиться. Однако типично мгновенная смена настроения - от смеха к плачу и наоборот младшего дошкольника легко отвлечь от негативных эмоций. Задача воспитателя выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого - проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации

2. Постоянность процесса.

Характерная особенность формирования эмоциональных чувств заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с воспитателем , со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь "смотреть на себя со стороны", проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог - образец для ребенка.

3. "Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик" Д. Б. Эльконин. Одно из первых эмоциональных переживаний, которые формируются у ребенка в детском саду - "хочу, не хочу идти в детский сад" Поэтому крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, то есть эмоционального комфорта.

Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания и произошло соединение народной и теоретической педагогики. Необходимо занимать детей такими играми, песнями, которые органически входили бы в их жизнь, были бы им понятны и интересны, которые они могли бы самостоятельно применять.

Фольклор — это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский фольклор — это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи и эмоциональную отзывчивость.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Потешка помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции. вместе с потешками он причесывается, одевается на прогулку, умывается, кушает и играет. Пелагог делает гимнастику с малышами, приговаривая потешки.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. они расширяют эмоциональную сферу малыша. Очень важно научить малыша слушать.

Наше учреждение работает по программе под ред. Н.Е.Вераксы «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».  В ней по формированию эмоциональной отзывчивости написано:

- Создавать условия для доброжелательности, доброты, дружелюбия. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

- Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой. Воспитывать умение слушать, следить за развитием действий, сопереживать героям произведения. Повторять наиболее интересные,  выразительные отрывки из прочитанного, предоставляя детям возможность договаривать слова и не сложные для восприятия фразы Песенки потешки: «Пальчик мальчик», «Заинька попляши», «Ночь пришла»»Сорока –сорока»,»Кисонька-мурысенька», «Сидит белка на тележке», «Курочка-рябушечка».

Следовательно, наша дальнейшая работа будет построена на рекомендациях данной программы.

 

Глава 2. Практика работы с детьми 2-3 лет.

Диагностика уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста.

Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.

Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции - непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. (Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004).

Простейшая форма эмоции - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.

Эмоции важны и для приобретения индивидуального.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм используемых в развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников, мы проанализировали ситуацию в группе. Нас интересовало, какой уровень эмоциональной сформированности у детей второй младшей группы.

Наблюдая за поведением малышей, мы видели, как тяжело им расставаться со своим близкими и идти на контакт с чужими им людьми, какой страх они иногда испытывают во время адаптационного периода. Мы провели оценку эмоционального настроения детей в начале года, и вот, что выяснили. Во время утреннего приёма большинство детей находятся в подавленном состоянии, бездеятельны, пассивны при одевании, капризничают во время приёма пищи, плохо засыпают. На занятиях пассивны, замкнуты, часто ссорятся, плачут, дерутся, отнимают игрушки. Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Для оценки эмоциональных проявлений к.п.н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним. В диагностике представлены следующие эмоциональные состояния детей:

- страх;

- гнев (раздражение);

- радость (см. прил. 1)

Пользуясь предложенными оценками поведенческих реакций, мы составили карту эмоционального состояния детей группы на начало и конец года, используя метод наблюдения (см. прил. 2). В результате мы наблюдаем следующую картину:

Уровень страха понизился у 7 детей, у 3 – остался на прежнем уровне;

Уровень гнева(раздражительности) понизился у 5 детей, повысился – у 1 ребенка, на прежнем уровне – у 4 детей;

Уровень радости повысился у 9 детей, остался на прежнем уровне – 1ребенок.

Уровни страха и гнева повышались у тех детей, которые испытывали языковой барьер и была плохо развита мелкая моторика рук.

Также мы провели тестирование, направленное на изучение того, на сколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате воспитательных воздействий русского народного творчества. В приложении 3 мы представили 2 опросных листа детей с различными темпераментами и разных культур. Мы видим, что социально-эмоциональное развитие детей в обоих случаях сделало скачок вперед. Что лишний раз подтверждает положительное влияние малых фольклорных форм на развитие эмоциональной восприимчивости детей младшего дошкольного возраста. Мы считаем ,что использования малых фольклорных форм помогло нам в работе. Наши дети стали более спокойными ,эмоциональный уровень стал более стабилен. Дети сплотились тревожность ушла.