Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4510 Сценарий занятия природолюбия (интегрированное ООД по познавательному развитию – экология) в средней группе «Прогулка в зимний лес»

Опубликовано 14.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоберезковский детский сад комбинированного вида «Родничок»

 

 

Сценарий занятия природолюбия

(интегрированное ООД по познавательному развитию – экология)

в средней группе

 

   «Прогулка в зимний лес»

 

                                              Подготовила: воспитатель

                                                            1 квалификационной категории

                                                             Мефёд Светлана Леонидовна

 


 

Цель:

создать у детей хорошее настроение, эмоциональный настрой, расширять представления детей о диких животных, природе и её красоте.

Задачи: образовательные

- продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы;

- формировать элементарные представления о простейших связях в природе;

- формировать интерес к окружающей природе;

- расширять представления о жизни диких животных зимой;

развивающие:

- развивать речь детей, как средство общения;

- обогащать словарь детей за счёт слов «снегопад», «берлога»;

- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- продолжать учить договаривать фразы, слова;

- закреплять умение ходить в колонне по одному (скользящим шагом (имитация движений на лыжах);

воспитательные:

- формировать элементарную отзывчивость в музыке, чувство ритма;

- воспитывать культуру общения;

- воспитывать бережное, доброжелательно отношение в природе, животным, желание проявлять о них заботу.

Методы и приёмы:

1. Словесные – беседы с детьми, чтение стихотворений, загадки, вопросы, поощрения.

2. Практические – сюрпризный момент, игровые задания и упражнения, д. игра «Мамы и малыши».

3. Наглядные – игрушки.

Материалы и оборудование:

Конверт, снежинки, фотографии посёлка, декорации леса, игрушка – белочка, две корзинки, грибы и шишки (деревянные) по 5шт., костюм медведя, карточки для игры «Мамы и малыши с изображением взрослого животного и детёнышей, плакат «Дикие животные», ткань белая для декорации «сугроба», следы животных из картона, костюм для лесничего, медальки «Юные защитники природы», кормушка, круги белого цвета и разного размера – по 5шт. для каждой команды, ведро- 2 шт., треугольники оранжевого цвета -2 шт.(нос).

Предварительная работа:

беседы о жизни диких животных в лесу, о сезонных изменениях в природе, о пользе физической культуры;

наблюдение за снегом;

рассматривание картин, иллюстраций о диких животных, временах года;

чтение стихотворений, рассказов, сказок о животных;

разучивание песен, стихотворений;

рисование «Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала, аппликация «Снегопад», «Новогодняя игрушка», ленка «Снеговик».

Планируемые результаты:

Дети получат элементарные представления о простейших связях в природе, о жизни диких животных зимой.

Проявят желание заботиться о животных, природе.

Научаться отвечать на вопросы полным предложением, договаривать фразы, ходить друг за другом скользящим шагом.

Получат эмоциональный заряд и хорошее настроение.

Овладеют умением двигаться в соответствии с характером музыки.

 

 

Ход  ООД:

 

1. Сюрпризный момент

Дети совместно с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Нужно с ними поздороваться.

-Здравствуйте.

(стук в дверь)

Воспитатель: - Кто-то стучит. Пойду, посмотрю кто там?

(подхожу к двери, забираю конверт и возвращаюсь к детям)

-Посмотрите, какой красивый большой конверт. Давайте посмотрим, что там лежит.

(достаю из конверта фотографии посёлка)

-Здесь фотографии. Посмотрите и скажите, что изображено на фотографиях? (ответы детей)

-Это всё фотографии нашего посёлка.

-Ребята, а как называется посёлок, в котором мы живём? (о. д.)

-Молодцы. Посёлок, в котором мы живем, называется Белая Берёзка. Наш посёлок расположен в прекрасном месте. У нас есть река Десна, луг, лес. 

-Ребята. а вы ходили с родителями в лес? (о. д.)

-Наш лес красив в любое время года. Летом в лесу много ягод, грибов, поют птицы и т. д

 - И сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес.

-Но сначала я хочу узнать какое сейчас время года? (о. д.)

-Как вы одеваетесь зимой (о. д.)

Верно, в тёплую одежду: шубы, валенки, сапоги, шапки, варежки и т.д. И нам нужно тепло одеться, чтобы не замёрзнуть в лесу.

Игровое упражнение: «Одеваемся на прогулку в лес».

-Все оделись? Молодцы!

-Ой, ребята, а на чём мы отправимся в лес? (о. д.)

-Я, предлагая, вам, отправиться в лес на лыжах. На лыжах идут друг за другом, не толкаются. Давайте наденем лыжи, возьмём в руки палки и пойдём. У всех хорошее настроение (под музыку)

 

2. Останавливаемся возле деревьев (декорация леса)

Воспитатель: - Вот мы и пришли в лес.

Сюрпризный момент- появляется взрослый в костюме лесничего.

Лесничий (подходит к ребятам) –Здравствуйте!

Дети и воспитатель: – Здравствуйте!

Лесничий: - Вы узнали, кто я? (ответы детей (о.д.)

- А кто такой лесничий? (о.д.)

-А что вы делаете в лесу? (о.д.)

- Кто знает, что такое лес? (о.д.) Лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Пословицы о лесе (рассказывают дети) 

Кто умеет добрым быть - тот природу не будет губить.       

Враг природе тот, кто ее не бережет

По лесу ходи – под ноги гляди.      

Много леса – не губи, мало леса – береги, а нет леса – посади.     

Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.     

Лес – богатство и краса, береги свои леса.         

Деревья – украшения земли. 

Дереву цена – по плодам, а человеку – по трудам.

Лесничий -Молодцы. Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар.

Воспитатель- Ребята, давайте вспомним, и расскажем, как нужно себя вести в лесу.

«Лесные правила» (дети)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Нельзя даже громко петь:

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Лесничий- Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «ДА –НЕТ». Проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.

 

 Игра «ДА-НЕТ»

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

 

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

 

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

 

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

 

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали, 

Кустик не сломали! Правильно?

 

 

Лесничий- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. Вы погуляйте по лесу, а мне пора идти, проверить всё ли в порядке в лесу (прощается и уходит).

Воспитатель-  Посмотрите, ребята, как красиво в зимнем лесу. Деревья, земля, всё укрыто белым, пушистым, снежным одеялом. А с неба идёт снег: белый, пушистый, блестящий. А ещё про снег говорят:

На всех садится

Никого не боится.

-Как вы думаете, почему говорят, что снег никого не боится (о. д.)

Снег никого не боится. Потому что его никто не может остановить. Он ложится куда захочет: и на деревья, и на землю, и на крыши домов, и даже нам на варежки и на нос.

-Ребята, а когда с неба падает снег большими хлопьями – это явление называется снегопад.

Давайте скажем все вместе – снегопад.

 

-А давайте устроим настоящий снегопад. Сейчас мы превратимся в снежинки-пушинки. Они лёгкие, воздушные (раздаю детям снежинки из бумаги)

 Динамическая пауза- игра «Снежинки»

Подул сильный ветер и снежинки – пушинки разлетелись.

 Закружились (под музыку).

 Устали снежинки – пушинки летать, остановились, присели отдохнуть (дети собираются в кружок и подбрасывают снежинки вверх) .

 

-Вот какой снегопад у нас получился. Давайте соберём снежинки и положим их под деревце. Хорошо, что мы надели рукавицы, снег холодный.

 Воспитатель – Ребята, для чего нужен снег зимой? (о.д.)

-Правильно, ребята. Снег укрывает землю словно одеялом. Под снегом спят травка и растения. Весной, когда снег растает, он напитает землю водой. А вода нужна для растений.

В народе говоря: «Если на полях много снега, то будет много хлеба!»

-Ребята. а что можно лепить из снега (о. д.)

-Молодцы. Из снега можно лепить и замки, и крепости и т. д. А сейчас послушайте загадку и скажите о ком она:

Его не растили

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку…

(снеговик)

-Правильно – это снеговик. А давайте «слепим» снеговика. Но сначала давайте вспомним, как его лепить.

 

Раз-рука, два - рука

Лепим мы снеговика.

Мы скатали снежный ком

Вот такой - большой

(руки разводим в стороны)

А потом поменьше ком

Вот такой…

(руки в стороны)

А потом ещё комок

Вот такай

(руки перед собой)

-Правильно. А сейчас давайте «слепим» снеговика.

-Снимайте лыжи (имитация)

 

Игра «Собери снеговика» (из геометрических фигур)

(дети выполняют задание)

-Молодцы, ребята, какой красивый снеговик получился. А из чего состоит снеговик?

 -Круги одинакового размера?

-А чем похожи круги?

-Давайте посчитаем, сколько кругов?

 

-Ребята, а снег можно кушать (о. д.) Правильно, снег кушать нельзя. Послушайте, что случилось с вороной:

Ворона снег поела

И ангиной заболела.

-Поэтому запомните, кушать снег нельзя.

-Послушайте, ребята, как тихо в лесу (слушаем).

-Скажите, пожалуйста, а какие птицы остались зимовать? (о. д.)

-Как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

(о.д.).

В- Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, съедают плоды и семена лиственных растений.

- А как нужно заботиться о птицах зимой (о. д.)

(Обратить внимание на кормушку, которая лежит под деревом)

- Давайте повесим кормушку на дерево. Положим туда семечки.

 И может быть этим спасём не одну птичью жизнь.  Летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

 

  -А нам пора идти дальше. Надевайте лыжи и пойдём. Не забывайте, спину держим прямо, дышим носом. В лесу воздух чистый. (идём под музыку)

3. Останавливаемся возле пенька, на котором сидит белочка (игрушка), рядом 2 корзинки.

-Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (о. д.)

-Давайте поздороваемся с белочкой.

-Здравствуйте, ребята! Я для вас приготовила загадки. Слушайте внимательно.

 

1) Кто в берлогу спать ложится

Волк, медведь или лисица?

(медведь)

-Правильно. А где живёт медведь? Медведь какой?

2) Кто в лесу холодном

Бродит злой, голодный?

(волк)

-Молодцы. Где живёт волк? Волк какой?

3) Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней?

(лиса)

-Правильно. Где живёт лиса? Какая лиса?

4) Летом – серый,

Зимой – белый?

(заяц)

-Правильно - это заяц. Если ли дом у зайца? А где живёт заяц? Какой заяц?

5) Серый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки не одной?

(ёж)

-Молодцы. Какой ёж? Где живёт?

6) Это что за шалунишка

Рвёт с еловой ветки шишки?

(белка)

-Правильно. Где живёт белка? Какая она?

-Какие вы молодцы. Все загадки отгадали. Скажите мне пожалуйста где живут волк, медведь, лиса, заяц, белка, ёж? (в лесу).

- Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)

- А кто им строит домики? -Кто о них заботится в лесу?

 -Какие вы молодцы. Всё знаете.

Воспитатель: -Ребята, что это лежит на снегу (грибы и шишки)

-Ребята, белочка рассыпала все свои запасы. Давайте поможем белочке собрать грибы и шишки. Снимайте лыжи.

(дети выполняют задание: собирают грибы и шишки в разные корзины). Считаем.

Белочка: - Спасибо, вам, ребята. Вы спасли мою семью от голода, мои бельчата будут сыты и здоровы.

Воспитатель: - А нам пора дальше (прощаемся с белочкой, надеваем лыжи и идём дальше)

 

4.обращаю внимание на плакат «Дикие животные»

-Ой, ребята, беда. Малыши вышли в лес погулять, а когда вернулись, перепутали своих мам. Разве может быть такое, чтобы у лисы были – волчата, у волчицы -ежата, у белки - зайчата и т. д.

Давайте поможем малышам найти своих мам (дети выполняют задание)

Д. игра «Найди маму» (в парах)

 Ход игры: дети берут предметные картинки с изображением диких животных и подбирают пару к своей картинке (животное-детёныш, например, волчица – волчата, лисица – лисята, зайчиха – зайчата, белка - бельчата) и составляют предложения.

Например, - Лисята нашли лису.

Воспитатель: - Молодцы, помогли малышам.  А сейчас давайте поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Звери»

У зверей четыре лапы – (стучим пальчиками по коленям)

Когти могут поцарапать - (имитируем движения)

Не лицо у них, а морда - (соединяем пальчики рук вместе)

 

Хвост, усы и мокрый нос - (показываем)

И конечно ушки

Только на макушке    

                 - Пойдёмте дальше (идём под музыку)

5. (останавливаемся возле "сугроба")

Обращаю внимание на "сугроб".

- Посмотрите, какой большой сугроб, а вокруг него какие-то следы. Ребята, это не сугроб, а чей-то домик. Кто же здесь может жить? (о.д.)

-Правильно, ребята, здесь живёт медведь.

-Как называется дом медведя? (берлога)

В.- В берлоге медведь спит до весны. А когда пригреет солнышко, появится первая травка, медведь проснётся. Зимой у медведицы появляются медвежата.

 

Физкультминутка:

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

 

Как на горке снег, снег - (поднимаем руки вверх)

И под горкой снег, снег, - (опускаем вниз)

И под ёлкой снег, снег,

А под снегом спит медведь

Тише, дети! Не шуметь.       (грозим пальчиком)

 

-Пойдёмте тихонько дальше, чтобы медведя не разбудить.

(выходит взрослый в костюме медведя)

-Ребята, кто это?

Воспитатель: -Здравствуй, медведь. Ты почему по лесу бродишь?

Медведь: - Здравствуйте. Пригрело солнышко, и я проснулся, думал, уже весна наступила. Вылез из берлоги и не пойму: всё кругом белое и холодно. Что это такое?

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем медведю почему всё белое и холодно. (о. д. Всё вокруг белое, потому что наступила зима, выпал снег и укрыл всю землю, деревья)

Медведь: - А что такое зима, снег?

 

 

Игровое упражнение со снежком

 (воспитатель бросает ребёнку снежок, ребёнок ловит снежок и рассказывают про зиму, снег. Затем возвращают снежок воспитателю)

- Что такое зима? (Зима – это время года...)

- Какая зима? Какой снег? (холодная, морозная; пушистый, мягкий, холодный, белый…)

Медведь: - Спасибо, вам, ребята, что рассказали мне, что такое зима, снег.  Вы добрые!

Кто умеет добрым быть

Тот сможет природу беречь и любить.

Птиц, зверей не обижайте

И всегда им помогайте.

Медведь   -А мне пора возвращаться в берлогу. До свидания!

-До свидания, медведь.

(Появляется лесничий)

Лесничий -Ребята, я наблюдал за вами. Вы молодцы, порадовали меня. Вы знаете, как вести себя в лесу, охранять и беречь природу. Вы помогли птицам и животным.  И сегодня я предлагаю вам стать юными Эколятами-защитниками природы.

 -Ребята, а Вы знаете, кто такие Эколята? (Это люди, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, Земля, чтобы люди убирали за собой мусор и не оставляли его в лесах и т. д.)

-Правильно.

(вручает каждому медаль «Юные защитники природы»)

- Помните!

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо.

«Помните – Природа всемогуща

И до бесконечности ранима!»

(Ной Рудой)

Прощается и уходит.

6. Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, вспомнили, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, помогали животным. Вы все молодцы. Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.  Становитесь, друг за другом и пойдём.

(уходим под музыку)

 
 

Литература

1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

2. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. -152 с.

4. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт. –сост. М.П. Костюченко.  –Волгоград: Учитель, 2014. – 190 с.

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.3.

6. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.

7. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Детям о самом важном).

8.  Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. -80 с.

9. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: 2007. - 159 с.