Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белоберезковский детский сад комбинированного вида «Родничок»
Сценарий занятия природолюбия
(интегрированное ООД по познавательному развитию – экология)
в средней группе
«Прогулка в зимний лес»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Мефёд Светлана Леонидовна
Цель:
создать у детей хорошее настроение, эмоциональный настрой, расширять представления детей о диких животных, природе и её красоте.
Задачи: образовательные
- продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы;
- формировать элементарные представления о простейших связях в природе;
- формировать интерес к окружающей природе;
- расширять представления о жизни диких животных зимой;
развивающие:
- развивать речь детей, как средство общения;
- обогащать словарь детей за счёт слов «снегопад», «берлога»;
- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- продолжать учить договаривать фразы, слова;
- закреплять умение ходить в колонне по одному (скользящим шагом (имитация движений на лыжах);
воспитательные:
- формировать элементарную отзывчивость в музыке, чувство ритма;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать бережное, доброжелательно отношение в природе, животным, желание проявлять о них заботу.
Методы и приёмы:
1. Словесные – беседы с детьми, чтение стихотворений, загадки, вопросы, поощрения.
2. Практические – сюрпризный момент, игровые задания и упражнения, д. игра «Мамы и малыши».
3. Наглядные – игрушки.
Материалы и оборудование:
Конверт, снежинки, фотографии посёлка, декорации леса, игрушка – белочка, две корзинки, грибы и шишки (деревянные) по 5шт., костюм медведя, карточки для игры «Мамы и малыши с изображением взрослого животного и детёнышей, плакат «Дикие животные», ткань белая для декорации «сугроба», следы животных из картона, костюм для лесничего, медальки «Юные защитники природы», кормушка, круги белого цвета и разного размера – по 5шт. для каждой команды, ведро- 2 шт., треугольники оранжевого цвета -2 шт.(нос).
Предварительная работа:
беседы о жизни диких животных в лесу, о сезонных изменениях в природе, о пользе физической культуры;
наблюдение за снегом;
рассматривание картин, иллюстраций о диких животных, временах года;
чтение стихотворений, рассказов, сказок о животных;
разучивание песен, стихотворений;
рисование «Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала, аппликация «Снегопад», «Новогодняя игрушка», ленка «Снеговик».
Планируемые результаты:
Дети получат элементарные представления о простейших связях в природе, о жизни диких животных зимой.
Проявят желание заботиться о животных, природе.
Научаться отвечать на вопросы полным предложением, договаривать фразы, ходить друг за другом скользящим шагом.
Получат эмоциональный заряд и хорошее настроение.
Овладеют умением двигаться в соответствии с характером музыки.
Ход ООД:
1. Сюрпризный момент
Дети совместно с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Нужно с ними поздороваться.
-Здравствуйте.
(стук в дверь)
Воспитатель: - Кто-то стучит. Пойду, посмотрю кто там?
(подхожу к двери, забираю конверт и возвращаюсь к детям)
-Посмотрите, какой красивый большой конверт. Давайте посмотрим, что там лежит.
(достаю из конверта фотографии посёлка)
-Здесь фотографии. Посмотрите и скажите, что изображено на фотографиях? (ответы детей)
-Это всё фотографии нашего посёлка.
-Ребята, а как называется посёлок, в котором мы живём? (о. д.)
-Молодцы. Посёлок, в котором мы живем, называется Белая Берёзка. Наш посёлок расположен в прекрасном месте. У нас есть река Десна, луг, лес.
-Ребята. а вы ходили с родителями в лес? (о. д.)
-Наш лес красив в любое время года. Летом в лесу много ягод, грибов, поют птицы и т. д
- И сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес.
-Но сначала я хочу узнать какое сейчас время года? (о. д.)
-Как вы одеваетесь зимой (о. д.)
Верно, в тёплую одежду: шубы, валенки, сапоги, шапки, варежки и т.д. И нам нужно тепло одеться, чтобы не замёрзнуть в лесу.
Игровое упражнение: «Одеваемся на прогулку в лес».
-Все оделись? Молодцы!
-Ой, ребята, а на чём мы отправимся в лес? (о. д.)
-Я, предлагая, вам, отправиться в лес на лыжах. На лыжах идут друг за другом, не толкаются. Давайте наденем лыжи, возьмём в руки палки и пойдём. У всех хорошее настроение (под музыку)
2. Останавливаемся возле деревьев (декорация леса)
Воспитатель: - Вот мы и пришли в лес.
Сюрпризный момент- появляется взрослый в костюме лесничего.
Лесничий (подходит к ребятам) –Здравствуйте!
Дети и воспитатель: – Здравствуйте!
Лесничий: - Вы узнали, кто я? (ответы детей (о.д.)
- А кто такой лесничий? (о.д.)
-А что вы делаете в лесу? (о.д.)
- Кто знает, что такое лес? (о.д.) Лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
Пословицы о лесе (рассказывают дети)
Кто умеет добрым быть - тот природу не будет губить.
Враг природе тот, кто ее не бережет
По лесу ходи – под ноги гляди.
Много леса – не губи, мало леса – береги, а нет леса – посади.
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Деревья – украшения земли.
Дереву цена – по плодам, а человеку – по трудам.
Лесничий -Молодцы. Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар.
Воспитатель- Ребята, давайте вспомним, и расскажем, как нужно себя вести в лесу.
«Лесные правила» (дети)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь:
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Лесничий- Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «ДА –НЕТ». Проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.
Игра «ДА-НЕТ»
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
Лесничий- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. Вы погуляйте по лесу, а мне пора идти, проверить всё ли в порядке в лесу (прощается и уходит).
Воспитатель- Посмотрите, ребята, как красиво в зимнем лесу. Деревья, земля, всё укрыто белым, пушистым, снежным одеялом. А с неба идёт снег: белый, пушистый, блестящий. А ещё про снег говорят:
На всех садится
Никого не боится.
-Как вы думаете, почему говорят, что снег никого не боится (о. д.)
Снег никого не боится. Потому что его никто не может остановить. Он ложится куда захочет: и на деревья, и на землю, и на крыши домов, и даже нам на варежки и на нос.
-Ребята, а когда с неба падает снег большими хлопьями – это явление называется снегопад.
Давайте скажем все вместе – снегопад.
-А давайте устроим настоящий снегопад. Сейчас мы превратимся в снежинки-пушинки. Они лёгкие, воздушные (раздаю детям снежинки из бумаги)
Динамическая пауза- игра «Снежинки»
Подул сильный ветер и снежинки – пушинки разлетелись.
Закружились (под музыку).
Устали снежинки – пушинки летать, остановились, присели отдохнуть (дети собираются в кружок и подбрасывают снежинки вверх) .
-Вот какой снегопад у нас получился. Давайте соберём снежинки и положим их под деревце. Хорошо, что мы надели рукавицы, снег холодный.
Воспитатель – Ребята, для чего нужен снег зимой? (о.д.)
-Правильно, ребята. Снег укрывает землю словно одеялом. Под снегом спят травка и растения. Весной, когда снег растает, он напитает землю водой. А вода нужна для растений.
В народе говоря: «Если на полях много снега, то будет много хлеба!»
-Ребята. а что можно лепить из снега (о. д.)
-Молодцы. Из снега можно лепить и замки, и крепости и т. д. А сейчас послушайте загадку и скажите о ком она:
Его не растили
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку…
(снеговик)
-Правильно – это снеговик. А давайте «слепим» снеговика. Но сначала давайте вспомним, как его лепить.
Раз-рука, два - рука
Лепим мы снеговика.
Мы скатали снежный ком
Вот такой - большой
(руки разводим в стороны)
А потом поменьше ком
Вот такой…
(руки в стороны)
А потом ещё комок
Вот такай
(руки перед собой)
-Правильно. А сейчас давайте «слепим» снеговика.
-Снимайте лыжи (имитация)
Игра «Собери снеговика» (из геометрических фигур)
(дети выполняют задание)
-Молодцы, ребята, какой красивый снеговик получился. А из чего состоит снеговик?
-Круги одинакового размера?
-А чем похожи круги?
-Давайте посчитаем, сколько кругов?
-Ребята, а снег можно кушать (о. д.) Правильно, снег кушать нельзя. Послушайте, что случилось с вороной:
Ворона снег поела
И ангиной заболела.
-Поэтому запомните, кушать снег нельзя.
-Послушайте, ребята, как тихо в лесу (слушаем).
-Скажите, пожалуйста, а какие птицы остались зимовать? (о. д.)
-Как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
(о.д.).
В- Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, съедают плоды и семена лиственных растений.
- А как нужно заботиться о птицах зимой (о. д.)
(Обратить внимание на кормушку, которая лежит под деревом)
- Давайте повесим кормушку на дерево. Положим туда семечки.
И может быть этим спасём не одну птичью жизнь. Летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
-А нам пора идти дальше. Надевайте лыжи и пойдём. Не забывайте, спину держим прямо, дышим носом. В лесу воздух чистый. (идём под музыку)
3. Останавливаемся возле пенька, на котором сидит белочка (игрушка), рядом 2 корзинки.
-Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (о. д.)
-Давайте поздороваемся с белочкой.
-Здравствуйте, ребята! Я для вас приготовила загадки. Слушайте внимательно.
1) Кто в берлогу спать ложится
Волк, медведь или лисица?
(медведь)
-Правильно. А где живёт медведь? Медведь какой?
2) Кто в лесу холодном
Бродит злой, голодный?
(волк)
-Молодцы. Где живёт волк? Волк какой?
3) Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней?
(лиса)
-Правильно. Где живёт лиса? Какая лиса?
4) Летом – серый,
Зимой – белый?
(заяц)
-Правильно - это заяц. Если ли дом у зайца? А где живёт заяц? Какой заяц?
5) Серый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки не одной?
(ёж)
-Молодцы. Какой ёж? Где живёт?
6) Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишки?
(белка)
-Правильно. Где живёт белка? Какая она?
-Какие вы молодцы. Все загадки отгадали. Скажите мне пожалуйста где живут волк, медведь, лиса, заяц, белка, ёж? (в лесу).
- Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
- А кто им строит домики? -Кто о них заботится в лесу?
-Какие вы молодцы. Всё знаете.
Воспитатель: -Ребята, что это лежит на снегу (грибы и шишки)
-Ребята, белочка рассыпала все свои запасы. Давайте поможем белочке собрать грибы и шишки. Снимайте лыжи.
(дети выполняют задание: собирают грибы и шишки в разные корзины). Считаем.
Белочка: - Спасибо, вам, ребята. Вы спасли мою семью от голода, мои бельчата будут сыты и здоровы.
Воспитатель: - А нам пора дальше (прощаемся с белочкой, надеваем лыжи и идём дальше)
4.обращаю внимание на плакат «Дикие животные»
-Ой, ребята, беда. Малыши вышли в лес погулять, а когда вернулись, перепутали своих мам. Разве может быть такое, чтобы у лисы были – волчата, у волчицы -ежата, у белки - зайчата и т. д.
Давайте поможем малышам найти своих мам (дети выполняют задание)
Д. игра «Найди маму» (в парах)
Ход игры: дети берут предметные картинки с изображением диких животных и подбирают пару к своей картинке (животное-детёныш, например, волчица – волчата, лисица – лисята, зайчиха – зайчата, белка - бельчата) и составляют предложения.
Например, - Лисята нашли лису.
Воспитатель: - Молодцы, помогли малышам. А сейчас давайте поиграем:
Пальчиковая гимнастика «Звери»
У зверей четыре лапы – (стучим пальчиками по коленям)
Когти могут поцарапать - (имитируем движения)
Не лицо у них, а морда - (соединяем пальчики рук вместе)
Хвост, усы и мокрый нос - (показываем)
И конечно ушки
Только на макушке
- Пойдёмте дальше (идём под музыку)
5. (останавливаемся возле "сугроба")
Обращаю внимание на "сугроб".
- Посмотрите, какой большой сугроб, а вокруг него какие-то следы. Ребята, это не сугроб, а чей-то домик. Кто же здесь может жить? (о.д.)
-Правильно, ребята, здесь живёт медведь.
-Как называется дом медведя? (берлога)
В.- В берлоге медведь спит до весны. А когда пригреет солнышко, появится первая травка, медведь проснётся. Зимой у медведицы появляются медвежата.
Физкультминутка:
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Как на горке снег, снег - (поднимаем руки вверх)
И под горкой снег, снег, - (опускаем вниз)
И под ёлкой снег, снег,
А под снегом спит медведь
Тише, дети! Не шуметь. (грозим пальчиком)
-Пойдёмте тихонько дальше, чтобы медведя не разбудить.
(выходит взрослый в костюме медведя)
-Ребята, кто это?
Воспитатель: -Здравствуй, медведь. Ты почему по лесу бродишь?
Медведь: - Здравствуйте. Пригрело солнышко, и я проснулся, думал, уже весна наступила. Вылез из берлоги и не пойму: всё кругом белое и холодно. Что это такое?
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем медведю почему всё белое и холодно. (о. д. Всё вокруг белое, потому что наступила зима, выпал снег и укрыл всю землю, деревья)
Медведь: - А что такое зима, снег?
Игровое упражнение со снежком
(воспитатель бросает ребёнку снежок, ребёнок ловит снежок и рассказывают про зиму, снег. Затем возвращают снежок воспитателю)
- Что такое зима? (Зима – это время года...)
- Какая зима? Какой снег? (холодная, морозная; пушистый, мягкий, холодный, белый…)
Медведь: - Спасибо, вам, ребята, что рассказали мне, что такое зима, снег. Вы добрые!
Кто умеет добрым быть
Тот сможет природу беречь и любить.
Птиц, зверей не обижайте
И всегда им помогайте.
Медведь -А мне пора возвращаться в берлогу. До свидания!
-До свидания, медведь.
(Появляется лесничий)
Лесничий -Ребята, я наблюдал за вами. Вы молодцы, порадовали меня. Вы знаете, как вести себя в лесу, охранять и беречь природу. Вы помогли птицам и животным. И сегодня я предлагаю вам стать юными Эколятами-защитниками природы.
-Ребята, а Вы знаете, кто такие Эколята? (Это люди, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, Земля, чтобы люди убирали за собой мусор и не оставляли его в лесах и т. д.)
-Правильно.
(вручает каждому медаль «Юные защитники природы»)
- Помните!
Руку, занесенную над веткой,
Над гнездом, где затаилась птица,
Над былинкой, над живою клеткой,
Удержи, не дай ей опуститься.
И пускай твой голос стерегущий
Слышит каждый, кто проходит мимо.
«Помните – Природа всемогуща
И до бесконечности ранима!»
(Ной Рудой)
Прощается и уходит.
6. Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, вспомнили, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, помогали животным. Вы все молодцы. Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь, друг за другом и пойдём.
(уходим под музыку)
Литература
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил
3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. -152 с.
4. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт. –сост. М.П. Костюченко. –Волгоград: Учитель, 2014. – 190 с.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.3.
6. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
7. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Детям о самом важном).
8. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. -80 с.
9. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: 2007. - 159 с.