Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4521 Наблюдение за цветущими растениями на осенней клумбе.

Опубликовано 17.11.2018

Лапаева Светлана Сергеевна

МБОУ «Кумысненская ООШ» структурное подразделение «Кумысненский детский сад»

 

Наблюдение за цветущими растениями

 на осенней клумбе.

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

         Программное содержание: Дать детям элементарные представления о растениях клумбы: цветы не только очень красивые,  они живые, растут радуются солнышку. Уточнить зависимость жизни растений от тепла и света: "Если взять цветочек в группу, он будет долго-долго жить. Развивать у детей способность чувствовать красоту и выражать свое отношение мимикой, жестом и словом.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Мы на клумбу с лопаткой пришли

                   И с собою цветок унесли.

                   И сказали мы сальвии ласково:

                   "Не бойся, сальвия красная!

                   Расти на окошке - тепло и светло.

                   Ты будешь на осень глядеть сквозь стекло!"

         Вопросы:

1. Какие цветочки на клумбе растут? (уточняю красивые, живые, растут и  радуются солнышку).

2. Чему радуются цветочки? (теплу, солнышку).

 

         Труд: Давайте выкопаем цветочек, пересадим его в цветочный горшочек и занесем в группу на подоконник.

 

 

Наблюдение за листопадом.

 

         Программное содержание: Развивать у детей способность к наблюдению за листопадом; подводить детей к самостоятельному выводу: "Листочки падают, потому что стало холодно". Вызвать эстетический отклик.

         Приемы:

1. Художественное слово:

                   "Листопад, листопад,

                   Листья желтые летят.

                   Под ногой шуршат, шуршат

                   Скоро голый станет сад".

Активировать слова: падает, опадают, облетела.

 

Вопросы:

1. Что падает с деревьев; Покрывает землю разноцветным ковром?

2. Какие листочки? (предлагаю рассмотреть, уточняю цвет, с какого они дерева).

 

         Пояснение: Осенью с деревьев опадают листья. Они разноцветные, кружатся, ложатся на землю.

         Игра "Ветерочек".

 

         Задание: Предлагаю собрать из листочков букет.

 

Наблюдение за облачным небом.

 

         Программное содержание: Развивать у детей элементарные представления (облака летят высоко-высоко, облака большие, могут менять форму и цвет). Побуждать детей замечать простейшие взаимосвязи (наличие ветра и движение облаков). Воспитывать у малышей интерес к данному явлению природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнулись, изменяли форму).

         Словарная работа: облака летят, играют, меняют форму.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Без крыльев летят, без ног бегут,

                    Без паруса по небу плывут".

                                                                           (облака)

         Вопросы:

1. Что есть на небе? (обращаю внимание на облака).

2. Какого они цвета? (уточняю белого, обращаю внимание на то, что они похожи на вату).

 

         Пояснение: Облака похожие на вату, они летят по небу, догоняют друг друга, как будто играют, сталкиваются и изменяют форму.

 

Игра "Ветерочек".

 

Наблюдение за небом в пасмурную погоду.

 

         Программное содержание: Продолжать развивать у детей представления об осеннем небе (облака могут закрывать все небо, быть такими большими, что даже солнышка не видно).Развивать внимательность. Вызвать у детей интерес и желание наблюдать за облаками по собственной инициативе.

         Активировать слова: темные, серые.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Они легкие, как вата,

                   По небу плывут куда-то

                   Держат пусть из далека

                   Каравеллы - ..."

                                                                           (облака)

         Вопросы:

1. Почему нет сегодня солнышка? (уточняю: потому что облака укутали все небо).

2. А какие облака на небе? (облака темные, серые).

 

         Пояснение: На осеннем небе облака тёмные и серые, могут закрывать всё небо, быть такими большими, что даже солнышка не видно.

         Задание: Предлагаю посмотреть на небо и понаблюдать как плывут облака, показать руками какие они большие.

Наблюдение за дождем.

 

         Программное содержание:  Развивать у малышей представление о дожде: (дождик может быть мелкий, тихий, сильный, частый; дождик льётся из тучки. Побуждать детей замечать связь между погодой и одеждой. Помогать детям выражать свои впечатления в игре, рисунке.

         Словарная работа: дождик мелкий, тихий, сильный, частый, льётся из тучки.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Дождик капнул на ладошку -

                   Кап-кап, кап-кап-кап!

                   На цветок и на дорожку -

                   Кап-кап, кап-кап-кап!

                   Застучал по крыше он -

                   Кап-кап, кап-кап-кап!

                   И раздался чистый звон -

                   Кап-кап, кап-кап-кап!".

                                                                          

         Вопросы:

1. Что капает с неба? (дождик,  уточняю: дети дождик бывает мелкий, тихий, сильный, частый, а льется дождик из тучи).

 

         Игра:"Солнышко  я дождик".

 

 

Наблюдение за ёлочкой.

 

         Программное содержание:   Дать представление о своеобразии ели (иголочки у нее не опадают, ёлочка остаётся зеленой, даже когда холодно).

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Пусть в небе листья кружатся,

                   И близко холода,

                   Зеленые иголочки не сброшу никогда!

                   Вы  только поглядите

                   На мой наряд лесной

                   Вы только приходите поговорить со мной".

 

         Вопросы:

1. Что это за дерево? (уточняю ёлочка).

2. Какая она высокая или низкая? (предлагаю попробовать достать до верхушки руками)

3. Чем  покрыты  ветки у ёлочки? (иголочками)

4. Какие иголки? (предлагаю потрогать)

 

         Задание: Предлагаю полюбоваться ёлочкой - красавицей.

                            А теперь поиграем в прятки возле ёлочки.

 

Наблюдение за ветром.

 

         Программное содержание:  Показать детям, как можно "найти", "увидеть" ветер. Развивать их познавательную активность, желание наблюдать явления природы, учить замечать ветер по косвенным проявлениям. Дети замечают листочки, бегущие по земле, колеблющиеся от ветра, веточки. Воспитывать у детей осторожность и предусмотрительность;  заслонять лицо, отворачиваться от слишком сильных порывов ветра, чтобы не засорить глазки.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Кто в листочках зашуршал,

                   Кто по веткам пробежал?

                   Крутит в воздухе бумажки,

                   Дует мне за воротник

                   ... Он весёлый и нестрашный -

                   Ветер, ветер, озорник!"

 

         Вопросы:

1. Как мы увидели ветер? (уточняю потому что листочки шурша бегут по земле, деревья качаются)

2. Почему нужно отворачиваться от ветра? (уточняю: чтобы не попали соринки в глаза)

 

Игра "Ветерочек".

(предлагаю султанчики)

 

Наблюдение за явлениями первых заморозков.

 

         Программное содержание: Развивать у детей сенсорные способы познания природных явлений(характер, поверхности, температура льда). Показать иней на траве, кирпичной стене, ограде. Вызвать чувство удивления, восхищения своеобразием природных явлений. Формировать предпосылки логических умозаключений (замерзание воды в лужах связать с холодной погодой).

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Небо - ярко-синее

                   Ели, сосны в инее.

                   Снег сверкает под ногами,

                   Эй, ребята, кто за нами?"

 

         Вопросы:

1. Что за паутина белая на траве? (уточняю: на улице холодно, заморозки и трава покрылась инеем)

2. Почему лужи замерзли? (уточняю: потому что на улице мороз)

 

         Задание: Давайте попрыгаем по мелким лужам и послушаем, как шуршат позванивают разлетающиеся льдинки.

 

Наблюдение за сорокой.

 

         Программное содержание:  Развивать у детей общие представления об особенностях внешнего вида сороки, замечая ее забавные повадки (сорока скачет, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом). Воспитывать у малышей ласковое дружелюбное отношение к живым существам, выражая его в словах "сорока-белобока".

         Словарная работа: "Сорока-белобока", скачет.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Три сороки, три сороки

                   В красной таратайке

                   По тропинке, по дороге

                   Прикатили к зайке."

         Вопросы:

1. Что делает сорока? (скачет)

2. Что помогает ей летать? (крылья)

 

         Пояснение: У сороки есть крылья, хвост, она шумно перепархивает с ветки на ветку, скачет.

         Задание: Предлагаю помахать руками, показать как летает сорока.

 

Наблюдение.

"Рассматривание овощей на огороде"

 

         Программное содержание:  Дать детям представление об овощах; о труде  взрослых на огороде. Развивать интерес к выращиванию овощей.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Вот какой огород:

                   Тут капуста растет,

                   И морковь, и салат -

                   Витаминами богат.

                   Помидоры вызревают,

                   И клубника поспевает

                   Вот какой наш огород -

                   Все цветет и все растет!"

 

         Вопросы:

1. Куда мы пришли? (на огород)

2. Кто ухаживает за огородом? (уточняю: за огородом ухаживают взрослые и старшие дети; они пропалывают огород, поливают грядки, складывают овощи в корзинку и относят поварам на кухню, а повара готовят из овощей суп).

3. Что растет на огороде? (морковь, лук, свекла, капуста).

 

         Пояснение: Все эти овощи растут в нашем огороде, ухаживают за ними взрослые и старшие дети.

         Игра "В огороде заинька".

Наблюдение за сорокой-белобокой.

 

         Программное содержание: Продолжать развивать у детей  представления о птицах, фиксируя внимание на особенности строения: крылья, хвост, две ножки. Привлечь внимание малышей к праздничному наряду сороки: бока и животик белые, а крылья и длинный хвост черные, блестящие. Вызвать эстетический отклик, симпатию к нарядной сороке.

         Словарная работа:

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Ты, сорока-белобока

                   Зря не прыгай, не летай,

                   Строить домик помогай!"

         Вопросы:

1. Кто это сидит на дереве? (уточняю: это сорока-белобока)

2. Что есть у сороки? (уточняю: голова-тело, крылья, хвост, две ножки)

 

         Пояснение: У сороки-белобоки бока и животик белые, а крылья и длинный хвост черные, блестящие, поэтому ее и называют "сорокой-белобокой"

         Игра  "Сорока-белобока" (приготовили ручки поиграем).

 

 

 

Наблюдение за прохожими в осенней одежде.

 

         Программное содержание: Развивать у детей предпосылки наблюдательности интерес к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают  более теплую одежду (куртки, головные уборы); увеличиваются количество предметов одежды (перчатки,шарфы). Активизировать названия предметов одежды: закреплять знания основных цветов.

 

         Приемы:

Художественное слово:

                   Каждому пальчику по чуланчику.

                                                                  (перчатки)

                   На голову одета и завязана.

                                                                  (шапка)

         Вопросы:

1. Почему люди одевают более теплую одежду? (потому что на улице стало холодно)

 

         Пояснение: Солнце осенью светит мало, греет слабо, на улице стало холодно поэтому люди одевают куртки, головные уборы; шарфы, перчатки, сапоги.

 

         Игра  "Оденем куклу на прогулку".

 

 

 

 

 

Наблюдение за синичкой.

 

         Программное содержание: Развивать у детей умение наблюдать за поведением синички (быстрая, держится за ствол цепкими коготками).

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Вот  синица прилетела

                   На сосновый сук садится.

                   Что зимою прилетела

                   И кормилась у меня.

                   Помнишь, сколько поклевала

                   Ты овса и ячменя?"

         Вопросы:

1. Про кого это стихотворение? (уточняю: это стихотворение про птичку-синичку)

2. Какая птичка-синичка? (уточняю: быстрая, с цепкими коготками, перелетает с ветки на ветку)

 

         Игра  "Птички"

 

 

 

 

 

Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

 

         Программное содержание: Развивать у детей  способность замечать необычное в природе. Свежевыпавший снег, его белизна, температура; пробуждать интерес к снегу, как к необычному материалу (в снегу остаются следы; на нём можно рисовать). Показать детям, как снег разлетается от взмаха руки, учить находить следы людей (и свои собственные), собаки, птички (необязательно всех сразу - можно подождать до следующего наблюдения). Учить пользоваться печатками для снега.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Тихо-тихо снег идет,

                   Белый снег, лохматый.

                   Мы расчистим снег и лед

                   На дворе лопатой."

         Вопросы:

1. О чем стихотворение? (о свежевыпавшем снеге; он легкий, пушистый, разлетается от взмаха руки, на нем остаются следы).

2. Какого цвета снег? (белый)

 

         Пояснение: Снег белый, пушистый, сверкает на солнце.

        

         Игровое задание: Давайте порисуем на снегу, по печатаем , поищем следы.

         Игра  "Снежинка".

 

 

 

Наблюдение за снегопадом.

 

         Программное содержание: Дать детям представление о снеге ( холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят, тают на ладошке). Учить восхищаться красотой снегопада, запорошенных снегом аллей.

         Словарная работа: Активировать слова - снег, снежинка, кружится;  расширять словарь - снегопад, замело.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Белый снег пушистый

                   В воздухе кружится.

                   И на землю тихо

                   Падает, ложится".

         Вопросы:

1. О чем это стихотворение? (стихотворение о снеге, снег падает с неба из тучки, много-много снежинок летят).

2. Какой снег? (уточняю: снег белый, холодный)

 

         Пояснение: На улице идет снег. Он падает медленно на дорожки, скамейки, крыши домов.

         Игра  "Снежинка".

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за деревьями.

 

         Программное содержание: Дать представления о закономерных, повторяющихся явлениях (холодно, деревья спят).

Закрепить представления о строение дерева: ствол, ветки без листочков. Воспитывать интерес к наблюдению.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Белая береза,

                   Под моим окном.

                   Принакрылась снегом

                   Точно серебром."

         Вопросы:

1. Что это у нас на участке? (показать на деревья)

2. Что есть у деревьев? (уточняю: ствол, веточки без листочков в снегу)

3. Какие деревья высокие или низкие? (предлагаю достать до вершины)

4. Какой ствол? (предлагаю обхватить ствол руками)

         Пояснение: Пришла зима, на улице стало холодно, листья облетели с деревьев. Деревья спят их ветки украсил снег.

        

         Трудовая деятельность: Предлагаю подгрести снег к стволам деревьев (укрыть теплым одеялом).

 

 

 

Наблюдение за прохожими в зимней одежде,

а также за одеждой детей.

 

         Программное содержание: Формировать представление о том, что выбор людьми одежды зависит от погоды. Показать разнообразие предметов в зимней одежде.

         Словарная работа: Активизировать в речи названия одежды (шапка, шуба, варежки, валенки и др.) и качественные характеристики (меховая, теплая, пушистая).

         Приемы:

Художественное слово:

                   "На  дворе мороз и ветер,

                   На дворе дети гуляют

                   Ручки, ножки согревают."

         Вопросы:

1. А почему вы одели теплую одежду? (уточняю: потому что на улице зима, мороз)

2. Посмотрите, во что одеты прохожие? (в теплую одежду)

 

         Пояснение: На улице мороз, зима, поэтому и мы с вами и прохожие одели: шапки, шубы, варежки, валенки. Зимняя одежда теплая, меховая, пушистая.

         Игра  "Одень куклу на прогулку"

 

 

 

 

Наблюдение за птицами на кормушке.

 

         Программное содержание:Продолжать развивать у детей общее представления о птицах (летают, клюют, есть крылья, хвосты). Учить различать голубя, воробья, называть их. Воспитывать желание заботиться о птицах, вызвать эстетический отклик.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Воробей с березы,

                   На кормушку прыг,

                   Поклюет там зёрен,

                   Чик-чирик."

         Вопросы:

1. Что есть у птичек? (уточняю: голова, крылья, хвостик; птицы летают)

2. Какие птицы прилетают к нам на кормушку? (уточняю: воробей, голубь; проговариваем названия птиц)

 

         Задание: Предлагаю покормить птичек, насыпать зерен в кормушку.

         Игра  "Воробушки и автомобиль"

 

 

 

 

 

Наблюдение за деревьями в инее.

 

         Программное содержание:Воспитывать у детей эстетические чувства от красоты окружающей природы. Побуждать малышей к самостоятельному поиску элементов объекта., выделению их (иней на кустике, на рябинке, на березке). Показать родство, однотипность инея и снега (холодный как снег; тает как снег).

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Небо ярко-синее,

                   Все деревья в инее,

                   Снег сверкает под ногами

                   Эй, ребята, кто за нами?"

         Вопросы:

1. Чем так красиво украшены веточки рябины? (уточняю: это иней украсил веточки деревьев)

         Предлагаю взять его на варежку и рассмотреть.

 

         Пояснение: Ветки деревьев украшены инеем; он белый, холодный как снег. В руках тает.

 

         Игра "Снежинка"

 

 

 

 

Наблюдение за синичкой.

 

         Программное содержание: Развивать у детей умение наблюдать за перемещающимися объектами в течении некоторого времени, отмечая его внешние характеристики (цвет, ярко окрашенная грудка, "шапочка" синицы, темный хвостик) и называть. Вызывать чувство любования, восхищения маленькой красивой птичкой.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Непоседа птица эта

                   Грудка желтогого цвета

                   Ох красива эта птица

                   А зовут ее ...  ."                (синица)

         Вопросы:

1. Что это за птица? (синица)

2. Какого цвета у неё грудка? (уточняю-желтого)

3. Синичка маленькая или большая?

 

         Пояснение: Синица красивая птица, у нее желтая грудка, на голове шапочка, темный хвостик.

 

         Задание: Предлагаю понаблюдать за синицей. Что она делает?

        

         Игра  "Птицы"

 

 

 

Наблюдение за большой снеговой тучей.

 

         Программное содержание: Побуждать детей замечать своеобразие зимнего неба, изменение освещения, связывая их не только со временем суток, но и с наличием облачности (туча большая, синяя - солнышко закрыла, потемнело). Развивать интерес к наблюдению.

         Словарная работа: Активизировать слова: "снеговая", "темная".

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Ходят тучи,

                   Тучи темные

                   Не видать в них света белого,

                   Не видать в них солнца красного.

         Вопросы:

1. Есть ли солнышко на небе? (синица)

2. Куда оно спряталось? (уточняю: солнышко спряталось за большую - синюю тучу)

3. Небо зимой светлое или тёмное? (уточняю: тёмное потому что по нему ходят большие - снеговые тучи; уточняю: туча снеговая - из неё на землю падают снежинки)

 

         Пояснение: Зимой часто небо закрыто темными тучами. Из них падает снег.

         Задание: Предлагаю поймать на варежку снежинку и рассмотреть её.

                     Игра Снежинка"

 

 

Наблюдение за птицами на кормушке.

 

         Программное содержание:Продолжать развивать у детей представление о птицах, об особенностях внешнего вида, поведения. Уметь узнавать и называть голубя, воробья, синицу. Формировать у детей предпосылки эмпатии; зимой птицы нуждаются в заботе человека.

         Приемы:

Художественное слово:

                   "Скачет, скачет воробей

                   Кличит  маленьких детей:

                   "Киньте крошек воробью,

                   Я вам песенку спою -

                   Чик-чирик!"

         Вопросы:

1. Какие птицы прилетели к нам на кормушку? (уточняю: воробей, синица, голубь)

2. Что делают птицы? Чем они клюют зернышки?

         Пояснение: Зимой на кормушку прилетают разные птицы - воробьи, синицы, голуби; нужно заботиться о них; каждый день насыпать корм -зернышки, хлебные крошки.     

         Игра "Птицы в гнездах"