Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4523 Проект для детей среднего дошкольного возраста «Осень – дивная пора»

Опубликовано 17.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 36 «Звоночек»

 

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Осень - дивная пора».

 

Разработали:

педагоги МБДОУ

Слесарева И.В.

Шакирова Т.А.

 

 

г. Чайковский

 2018

Проект для средней группы «Осень - дивная пора»

Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

    Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Вид, тип проекта: среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.

Цель проекта: активизация  исследовательской  деятельности  по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы «Непоседы», а также  создание условий, способствующих творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.

Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2018 г.

Количество участников проекта: 25 детей и 2 воспитателя (родители)

Возраст детей: с 4до 5 лет (средняя группа).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Ожидаемые результаты :

• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

• активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

• воспитание экологического сознания детей группы;

• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

• оформление картотеки наблюдений;

• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

• осеннее развлечение « Поможем Солнышку»;

• ведение детьми календаря погоды.

План - схема осуществления проекта " Осень – дивная пора"

                            (средняя группа « Непоседы»)

 

Образовательные области программы, виды детской деятельности.

 

Познание

Беседы об осени: « Осень – добрая волшебница» , « Перелётные птицы»,  «Листопад», «Растительный мир осенью», «Что мы знаем про осень?», «Витамины с грядки», «Правила поведения в лесу».

Д/и  « Чей детёныш?», «Когда это бывает?», « С какого дерева лист?»,        «Чудесный мешочек»,  «Узнай на вкус», «Две корзинки», «Узнай на ощупь», «Что где растёт», «Что лишнее?»;

Задания на сравнения. (Приложение 1)

Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»

(Приложение 2)

Составление альбома «Времена года»

Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья»

Рассматривание тематических альбомов: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Осень в картинах русских художников».

 

Здоровье

Ежедневные прогулки;

П/и «Тучи», «Пугало», « Волшебная палочка» , «Ягоды, грибы, орехи»,     «Гуси и волк» , «Змейка» , «Сыч и мышата» , «Ветер и деревья».

 Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка».

Физкультминутки:  «Листики», « Собираем сливы», « Подсолнух», «Деревья»; (Приложение 3)

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам: «Что я видел в парке», « Мы гуляли на участке»;

Рассматривание сюжетных картин;

Пальчиковые игры: «Грибы», «Капуста», «Птицы», «Осенние листья», «Ягоды», «Вышел дожди погулять»;

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты», «Времена года», «С какого дерева лист»;

Игры: «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно»;

Загадки на тему осени;

Чтение художественной литературы

Пословицы, загадки, поговорки, потешки;

Чтение и заучивание стихотворений об осени;

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова;

Чтение «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерёва;

Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова;

Чтение М.Пришвина « Осенние листики»;

Чтение Е.Исаевой «Секреты осеннего леса»;

Чтение Скребицкого « Осень»;

Художественное творчество

Рисование красками: «Яблоко», «Гроздь рябины », «Золотая берёзка»;

Лепка: «Овощи», «Грибы»;

Аппликация: «Дары осени», коллективная работа «Разноцветная осень»;

        Создание коллажа из осенних листьев;

Работа с родителями

Консультации: «Золотая Осень», «Осенняя прогулка», «Осенние забавы», «Осень без простуды».

Заготовка природного материала для рассматривания и ручного труда.

Совместные прогулки по улицам, наблюдения за изменениями в природе.

Изготовление костюмов, атрибутов для драматизации,  праздников и развлечений.

Участие в выставках – конкурсах «Мистер Кабачок», «Шляпка от дождя».

Совместный труд на участке, на клумбе, на огороде детского сада.

Социализация

Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Огород», «Семья собирается на прогулку»;

Игра – драматизация сказки «Репка», «Под грибом»;

Игра «Что нам осень принесла»;

Д/и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты»;

П/и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок»;

Труд: «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке;

Участие в выставке детского сада «Мистер Кабачок» (поделки из кабачков);

Музыка

Слушание: И. П. Чайковского «Времена года», А Вивальди «Осень», детских песен об осени;

Разучивание песен об осени: «Эту осень не понять», «Витамины», «Осенний листопад»;

Осеннее развлечение «Поможем солнышку»;

Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла», «Первый заяц»;

Практический этап

- реализация комплексного проекта « Осень – дивная пора" с участниками проекта.

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, экологические сказки, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты.

В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды, семена цветов, собранных детьми с клумб участка, осенние букеты из листьев, поделки - сотворчество с родителями из природного материала.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи;

холодно - лужи долго не высыхают;

солнце нет - пасмурно, темно;

дует ветер - по небу быстро двигаются облака;

ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд;

солнце днём очень низко над горизонтом.

Эти наблюдения подтолкнули к необходимости ведения в группе календаря погоды, дети активно заносили в календарь свои наблюдения за погодой.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Во время прогулок организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к дереву беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству в детском саду проводился конкурс поделок из природного материала «Мистер Кабачок», в котором наша группа приняла самое активное участие.

Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы «Непоседы», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.