Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4576 Из опыта работы "Двигательная активность - средство физического и психического развития детей"

Опубликовано 26.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №10 города Красноармейска саратовской области»

 

«Двигательная активность – средство физического и психического развития детей».

из опыта работы с детьми второй младшей группы.

 

 

Воспитатель: Сидорова Т.А.

 

 

г. Красноармейск 2017г.

«Двигательная активность – средство физического и психического развития детей».

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.

 Физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни во многом зависит от того, как прошли дошкольные годы. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для этого необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольной организации.

Для детей дошкольного возраста присуще активное накапливание физических и духовных сил. Ребенок стремительно растет, интенсивно развивается весь его организм, усложняются процессы высшей нервной деятельности. Ребёнок становится более восприимчивым к сигналам окружающей среды, начинает их анализировать и синтезировать. Знания и эмоции постоянно накапливаются в его памяти, а объекты внешнего мира все больше притягивают его внимание, заставляют его задавать вопросы и искать объяснения, будоражат его фантазию и воображение.

Под воспитанием мы понимаем – интегрированное воспитание в котором участвует всё, что окружает ребёнка: семья, улица, природа, информационная, культурная, бытовая среда и т.д.

Для всестороннего гармоничного развития детей, огромное значение имеет развитие речи,  познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Но физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психоэмоциональное развитие.

Специалисты утверждают – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Известно, что дети в большей степени, чем взрослые, испытывают естественную потребность в движениях, которую обязательно, нужно удовлетворять. Движение – является необходимым условием нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Поэтому, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью и высокой работоспособностью.

Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Работу в этой области строим на основе примерной рабочей программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса

Основу для успешного овладения двигательными навыками дети получают на физкультурных занятиях. Два занятия в зале, одно на воздухе.  Однако совершенствование приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только на занятиях. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, мы используем в режиме дня различные формы работы.

В нашей группе режим дня предусматривает разнообразную деятельность детей на протяжении всего дня в соответствии с их интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей и состоянием здоровья.

В группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так - же для их отдыха. Оборудован, спортивный уголок, в котором представлено разнообразное  оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества детей. Всё оборудование доступно для детей.

Но у малышей ещё слабо развиты навыки самообслуживания поэтому много времени уходит на кормление, переодевание и гигиенические процедуры. Кроме того, малыши затрудняются в организации своей деятельности, что тоже неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:

  • утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
  • физкультурные и музыкальные занятия;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • подвижные игры различной степени активности;
  • физкультминутки и динамические паузы;
  • пальчиковые игры;
  • самостоятельная двигательная деятельность.

Эти виды двигательной активности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОО.

При обучении детей движениям, опираемся на следующие принципы:

  • доступность;
  • систематичность
  •  последовательность;
  • повторность

Каждый день мы начинаем с утренней гимнастики. Проводим её в игровой форме: «Мы самолётики», «Птички», «Часики» и т.д. Используем различные предметы (платочки, кубики, погремушки, др.)

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. А бодрящая гимнастика после сна помогают детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Это как раз то, к чему мы всегда стремимся!

Огромное значение для всестороннего развития ребенка имеют подвижные игры. Игры развивают не только физические качества, в процессе овладения различными движениями у детей формируются такие качества как выдержка, воля, уверенность в общении, умение ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Во второй младшей группе подвижные игры проводятся помимо занятий ежедневно в помещении и на прогулке. Продолжительность игры от 8 до 10 минут. Содержание игр сочетаем с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий (рисование, развитие речи и т. д.), проводим игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных занятий – средней и малой подвижности.

При руководстве деятельностью детей во время подвижных игр стараемся учитывать  индивидуальные особенности каждого ребёнка. Некоторые дети с интересом наблюдают за играющими сверстниками, переживают за них, но сами не включаются в игру. Для таких детей подбираем задания, на которые они с удовольствием откликаются: «Попрыгаем вместе с зайкой», «Доползи до мишки» - эти упражнения дети выполняют самостоятельно и с удовольствием. Более активных детей стараемся задействовать в малоподвижных играх.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, оказывает тяжелую нагрузку на организм малышей. Они быстро утомляются, у них снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, что отрицательно влияет на ее эффективность. Для снижения утомляемости детей используем физминутки и динамические паузы. Они позволяют снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Благодаря играм с пальчиками у детей развивается мелкая моторика, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие речевых центров.

Большое значение имеет самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, которые ведут к достижению увлекающей его цели. Добиваясь её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность служит источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

В работе используем такие приёмы как показ, совместное выполнение движения воспитателя и ребёнка, показ движения с помощью игрушки, при этом поощряем детей при правильном выполнении движений, поддерживая положительное эмоциональное состояние.

Так же проводится работа с родителями по различным вопросам физического развития детей раннего возраста. Обращаем внимание родителей на одежду детей, на то, что слишком тепло одетым детям трудно двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание.   Проводим беседы о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняя, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей.  Что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.

В информационном уголке для родителей систематически выставляем материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как правильно организовать режим дня», «Здоровье – всему голова», «Оздоровление ребенка летом» и многое другое.

Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка. Родителями были нашиты платочки, изготовлены маски, связаны клубочки.

Организуя  работу по развитию двигательной активности  детей в своей группе, мы пришли к выводу, что решить вопросы физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольной организации.

Таким образом, правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в детском саду является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.