Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4577 Познавательно-исследовательский проект "Дети в заповеднике".

Опубликовано 26.11.2018

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №160 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»  города Красноярска

(МБДОУ  №160)

 

Свердловская ул., д.57а, Красноярск, 660078

Тел.2-61-89-43. Е-mail: mdou160@ mail.ru

ОКПО 58797998, ОГРН 1022402298291, ИНН/КПП 2464042526/246401001

 

Познавательно-исследовательский проект «Дети в заповеднике»

 

                                     Автор:

 Поскотина Светлана Фаиковна

 


 

Красноярск, 2018

Познавательно-исследовательский проект «Дети в заповеднике»

подготовительная группа

 

Аннотация

    В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете.  Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,  делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Изучать мир природы  можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности. 

     Проект «Дети в заповеднике» направлен на воспитание экологической культуры  детей дошкольного возраста,  рассчитан на 1 учебный год (долгосрочный). Он  носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей.

      На первом этапе работы были проведены беседы на тему проекта с детьми и родителями, были поставлены цели сформировать у каждого дошкольника  элементарные навыки природозащитной деятельности, чтобы дети научились предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

     Второй этап нашей проектной деятельности был направлен на формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через продуктивную деятельность.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Играя,  дети учатся: любить, познавать и беречь.

    Моя работа была связана и с использованием ИКТ в образовательном процессе, т.к. мультимедиа дает возможность подать обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, представляя ее нетрадиционно. С помощью презентаций  дети расширяли свои знания об объектах живой и неживой природы. Учились анализировать связь человека с природой. Что может быть  вследствие негативного влияния человека на природу и как природа может  ответить нам.

 

Сведения об авторе: Поскотина Светлана Фаиковна, воспитатель, МБДОУ №160, 1 квалификационная категория, тел. 89504097716

Актуальность

  1. Участие в проекте позволит расширить представления о «заповеднике  Столбы».
  2. Позволит выявить редкие и исчезающие виды растений и животных, обитающих в заповеднике.
  3. Привить детям дошкольного возраста экологическую культуру.

 

Цели: формирование экологической культуры у воспитанников и элементарных представлений о природоохранной территории «заповедник Столбы».

 Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «заповедник» в условиях непосредственного нахождения заповедника Столбы.
  2. Сформировать представления детей непосредственно о заповеднике Столбы (почему так называется, какие столбы можно увидеть на Восточном входе заповедника, что такое «Гранитный карьер», как и почему появился заповедник и кого можно увидеть чаще всего, какие деревья растут в заповеднике и для чего нужны ручьи, кто работает в заповеднике).
  3. Привить детям бережное и грамотное отношение к природе
  4. Сформировать экологическую культуру и активную жизненную позицию у детей по отношению к экологическим проблемам.
  5. Привлечь подрастающее поколение к научно-исследовательскому и практическому участию в решении природоохранных задач.
    1. Формировать представления о растениях и животных, находящихся в заповеднике Столбы.
    2. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
    3. реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие».  

 Тип проекта:

 Познавательно-исследовательский.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Познавательно-исследовательский
  3. Обобщающий

Этапы реализации проекта

I ЭТАП

Сентябрь 2018г

Выявление проблемы, формулировка цели, задач

 

II ЭТАП

Октябрь 2018г

Разработка проекта. Подбор методической литературы.

III ЭТАП

Ноябрь-декабрь 2018г

Создание в группе предметно-развивающей среды

IV ЭТАП

Январь-апрель 2019 г

Выполнение проекта. Практическая часть.

IV ЭТАП

Май 2019 г

Итоги и презентация работы.

 

Основные формы организации

  1. Занятия
  2. Экологическая викторина, игры
  3. Экскурсии
  4. Беседы
  5. Анкетирование

Обеспечение материальной базы

  1. Иллюстрации
  2. Наглядные пособия
  3. Книги

Участники проекта

  1. Дети
  2. Воспитатели
  3. Родители воспитанников

 

Ожидаемы результаты

  1. Сформируются знания о заповеднике Столбы
  2. Пополнятся знания об исчезающих животных и растениях
    1. Будут собраны и оформлены наглядные пособия для детей

 

Содержание работы по проекту

 

Работа с детьми

Сроки

1.

НОД «Знай природу родного края».

Март

 

Экологическая викторина «Знатоки природы».

Февраль

3.

Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в заповедник Столбы», «Экскурсовод».

Январь

4.

Беседа «Заповедные места родного края», «Красная книга».

Январь

5.

Экскурсия на участке. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе.

Апрель

6.

 

 

7.

Рассматривание в книжном уголке книг, иллюстраций о животных, птицах, растениях, деревьях заповедника Столбы.

Показ слайдов-презентаций с фотографиями заповедника Столбы

Февраль-март

Февраль

 

Работа с родителями

 

1.

 

2.

Экскурсия родителей с детьми в заповедник столбы с использованием Восточного входа.

Май

 

Создание альбома «Я люблю животных».

Апрель

3.

4.

Рисование совместно с родителями.

Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника».

Март

Май

 

Пополнение развивающей среды

 

1.

Собрать материал о государственном заповеднике Столбы.

Январь-апрель

2.

Оформить альбом «Животный и растительный мир

 

 

заповедника Столбы». (Иллюстрации с

Май

 

изображениями животных и растений).

 

 

 

 

 

 

План работы

 

Этапы

Форма работы

Задачи

Сроки

1

Заповедник Столбы

1.Беседа «Заповедные места род­ного края».

Знакомство детей с государствен­ным заповедником Столбы. Формировать знания о цели создания заповед­ников.

Январь

 

2.Работа с картой Красноярского края.

Найти с детьми на карте заповедник и его Восточный вход, отметить значком 

Январь

 

3.Рассматривание с детьми ил­люстраций о животном и расти­тельном мире заповедника.

Формировать знания детей о живой природе за­поведника.

Воспитывать экологическую культуру.

Февраль-март

 

4.«Красная книга Красноярского края».

Углубить представления о Красной книге. Рас­сказать о редких видах растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Январь

 

5.Просмотр слайдов-презентаций с фотографиями заповедника Столбы

Формировать знания детей о живописных местах, животный и растениях заповедника Столбы.

 

2

1.Экологическая викторина «Знатоки природы».

Закреплять знания детей о растительном и жи­вотном мире заповедника Столбы. Активизировать мыш­ление. Формировать активность детей.

Апрель

 

2.Оформление альбома «Я люблю животных».

Посредством художественно-творческой дея­тельности развивать у детей интерес к живот­ным. Воспитывать любовь к живой природе.

Апрель

3

1.НОД «Знай природу родного края»

Закреплять знания детей о животном и расти­тельном мире заповедника Столбы. Воспитывать доброе отношение к живой природе.

Развивать любознательность.

Март

 

2.Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника»

Выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников и его реального осуществления в семье.

Март

 

3.Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в заповедник Столбы», «Экскурсовод».

Формировать инициативность, умение организовывать игру, выбирать разнообразный строительный материал, планировать этапы своих действий. Совершенствовать дружеские взаимоотношения.

Январь-февраль

 

4.Посещение детей с родителями заповедника Столбы используя Восточный вход.

Закрепить правила поведения в заповеднике.

Развивать познавательный интерес, экологическое мышление.

Воспитывать доброе отношение к природе.

Познакомить с достопримечательностями Восточного входа в заповедник.

Май

 

5.Экскурсия на участок детского сада. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе.

Уточнить представление об экологических запретах.

 Формировать умение правильно вести себя в природе в необходимости выполнения правил поведения в природе, бережно относится к ней, ценить ее красоту.

Апрель

4

Презентация работы.

Создание альбома «Животный и растительный мир Государственного заповедника Столбы»

Формировать знания детей о живой природе Красноярского края, о редких видах растений и животных заповедника Столбы.

 

 

Список используемой и рекомендуемой литературы:

 

  1. Бектемирова О. Заповедник «Столбы».//Экос.-2005.-№3
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.//Д-Л. 2016
  3. Дубынин А. Нам заповедали, мы заповедуем.//Наш край.-2004.-№41
  4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия.//М.-2009
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.//М.-1999
  6. Николаева С.Н. Юный эколог.//М.-1999
  7. Полонский В. Край причудливых скал.//Наш край.-2000.-№22
  8. ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013г.