муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №160 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» города Красноярска
(МБДОУ №160)
Свердловская ул., д.57а, Красноярск, 660078
Тел.2-61-89-43. Е-mail: mdou160@ mail.ru
ОКПО 58797998, ОГРН 1022402298291, ИНН/КПП 2464042526/246401001
Познавательно-исследовательский проект «Дети в заповеднике»
Автор:
Поскотина Светлана Фаиковна
Красноярск, 2018
Познавательно-исследовательский проект «Дети в заповеднике»
подготовительная группа
Аннотация
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Проект «Дети в заповеднике» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 учебный год (долгосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей.
На первом этапе работы были проведены беседы на тему проекта с детьми и родителями, были поставлены цели сформировать у каждого дошкольника элементарные навыки природозащитной деятельности, чтобы дети научились предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
Второй этап нашей проектной деятельности был направлен на формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через продуктивную деятельность.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь.
Моя работа была связана и с использованием ИКТ в образовательном процессе, т.к. мультимедиа дает возможность подать обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, представляя ее нетрадиционно. С помощью презентаций дети расширяли свои знания об объектах живой и неживой природы. Учились анализировать связь человека с природой. Что может быть вследствие негативного влияния человека на природу и как природа может ответить нам.
Сведения об авторе: Поскотина Светлана Фаиковна, воспитатель, МБДОУ №160, 1 квалификационная категория, тел. 89504097716
Актуальность
- Участие в проекте позволит расширить представления о «заповеднике Столбы».
- Позволит выявить редкие и исчезающие виды растений и животных, обитающих в заповеднике.
- Привить детям дошкольного возраста экологическую культуру.
Цели: формирование экологической культуры у воспитанников и элементарных представлений о природоохранной территории «заповедник Столбы».
Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «заповедник» в условиях непосредственного нахождения заповедника Столбы.
- Сформировать представления детей непосредственно о заповеднике Столбы (почему так называется, какие столбы можно увидеть на Восточном входе заповедника, что такое «Гранитный карьер», как и почему появился заповедник и кого можно увидеть чаще всего, какие деревья растут в заповеднике и для чего нужны ручьи, кто работает в заповеднике).
- Привить детям бережное и грамотное отношение к природе
- Сформировать экологическую культуру и активную жизненную позицию у детей по отношению к экологическим проблемам.
- Привлечь подрастающее поколение к научно-исследовательскому и практическому участию в решении природоохранных задач.
- Формировать представления о растениях и животных, находящихся в заповеднике Столбы.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
- реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие».
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Познавательно-исследовательский
- Обобщающий
Этапы реализации проекта
I ЭТАП
Сентябрь 2018г
Выявление проблемы, формулировка цели, задач
II ЭТАП
Октябрь 2018г
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
III ЭТАП
Ноябрь-декабрь 2018г
Создание в группе предметно-развивающей среды
IV ЭТАП
Январь-апрель 2019 г
Выполнение проекта. Практическая часть.
IV ЭТАП
Май 2019 г
Итоги и презентация работы.
Основные формы организации
- Занятия
- Экологическая викторина, игры
- Экскурсии
- Беседы
- Анкетирование
Обеспечение материальной базы
- Иллюстрации
- Наглядные пособия
- Книги
Участники проекта
- Дети
- Воспитатели
- Родители воспитанников
Ожидаемы результаты
- Сформируются знания о заповеднике Столбы
- Пополнятся знания об исчезающих животных и растениях
- Будут собраны и оформлены наглядные пособия для детей
Содержание работы по проекту
№ |
Работа с детьми |
Сроки |
1. |
НОД «Знай природу родного края». |
Март |
|
Экологическая викторина «Знатоки природы». |
Февраль |
3. |
Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в заповедник Столбы», «Экскурсовод». |
Январь |
4. |
Беседа «Заповедные места родного края», «Красная книга». |
Январь |
5. |
Экскурсия на участке. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе. |
Апрель |
6.
7. |
Рассматривание в книжном уголке книг, иллюстраций о животных, птицах, растениях, деревьях заповедника Столбы. Показ слайдов-презентаций с фотографиями заповедника Столбы |
Февраль-март Февраль |
|
Работа с родителями |
|
1.
2. |
Экскурсия родителей с детьми в заповедник столбы с использованием Восточного входа. |
Май |
|
Создание альбома «Я люблю животных». |
Апрель |
3. 4. |
Рисование совместно с родителями. Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника». |
Март Май |
|
Пополнение развивающей среды |
|
1. |
Собрать материал о государственном заповеднике Столбы. |
Январь-апрель |
2. |
Оформить альбом «Животный и растительный мир |
|
|
заповедника Столбы». (Иллюстрации с |
Май |
|
изображениями животных и растений). |
|
План работы
Этапы |
Форма работы |
Задачи |
Сроки |
1 |
Заповедник Столбы 1.Беседа «Заповедные места родного края». |
Знакомство детей с государственным заповедником Столбы. Формировать знания о цели создания заповедников. |
Январь |
|
2.Работа с картой Красноярского края. |
Найти с детьми на карте заповедник и его Восточный вход, отметить значком |
Январь |
|
3.Рассматривание с детьми иллюстраций о животном и растительном мире заповедника. |
Формировать знания детей о живой природе заповедника. Воспитывать экологическую культуру. |
Февраль-март |
|
4.«Красная книга Красноярского края». |
Углубить представления о Красной книге. Рассказать о редких видах растений и животных, занесенных в Красную книгу. |
Январь |
|
5.Просмотр слайдов-презентаций с фотографиями заповедника Столбы |
Формировать знания детей о живописных местах, животный и растениях заповедника Столбы. |
|
2 |
1.Экологическая викторина «Знатоки природы». |
Закреплять знания детей о растительном и животном мире заповедника Столбы. Активизировать мышление. Формировать активность детей. |
Апрель |
|
2.Оформление альбома «Я люблю животных». |
Посредством художественно-творческой деятельности развивать у детей интерес к животным. Воспитывать любовь к живой природе. |
Апрель |
3 |
1.НОД «Знай природу родного края» |
Закреплять знания детей о животном и растительном мире заповедника Столбы. Воспитывать доброе отношение к живой природе. Развивать любознательность. |
Март |
|
2.Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника» |
Выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников и его реального осуществления в семье. |
Март |
|
3.Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в заповедник Столбы», «Экскурсовод». |
Формировать инициативность, умение организовывать игру, выбирать разнообразный строительный материал, планировать этапы своих действий. Совершенствовать дружеские взаимоотношения. |
Январь-февраль |
|
4.Посещение детей с родителями заповедника Столбы используя Восточный вход. |
Закрепить правила поведения в заповеднике. Развивать познавательный интерес, экологическое мышление. Воспитывать доброе отношение к природе. Познакомить с достопримечательностями Восточного входа в заповедник. |
Май |
|
5.Экскурсия на участок детского сада. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе. |
Уточнить представление об экологических запретах. Формировать умение правильно вести себя в природе в необходимости выполнения правил поведения в природе, бережно относится к ней, ценить ее красоту. |
Апрель |
4 |
Презентация работы. Создание альбома «Животный и растительный мир Государственного заповедника Столбы» |
Формировать знания детей о живой природе Красноярского края, о редких видах растений и животных заповедника Столбы. |
|
Список используемой и рекомендуемой литературы:
- Бектемирова О. Заповедник «Столбы».//Экос.-2005.-№3
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.//Д-Л. 2016
- Дубынин А. Нам заповедали, мы заповедуем.//Наш край.-2004.-№41
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия.//М.-2009
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.//М.-1999
- Николаева С.Н. Юный эколог.//М.-1999
- Полонский В. Край причудливых скал.//Наш край.-2000.-№22
- ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013г.