Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4579 Семинар-практикум для родителей «Учимся экспериментировать»

Опубликовано 27.11.2018

 

ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

 

Семинар - практикум

«Учимся

экспериментировать».

 

Подготовила  воспитатель:

Дорошенко Ольга Ивановна

 

 

Семинар- практикум

«Учимся экспериментировать».

 

Цель: повышение педагогического мастерства родителей по проблеме детского экспериментирования.

Задачи:

  • Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
  • Вовлечь родителей в совместное проведение опытов
  • Воодушевить родителей на совместное творчество.
  • Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

 

Ход деятельности

  1. 1.    Организационная часть

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Важно при проведении опытов и экспериментов с детьми, соблюдать следующий алгоритм:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Обсуждение процесса (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
  4. Проверка предположения.
  5. Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.
  6. Формулирование выводов (как получилось).

В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам самостоятельно провести некоторые эксперименты.

  1. 2.    Основная часть

Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки познакомить вас с  некоторыми видами экспериментов. Сказка называется «Путешествие  Алисы в мир чудес».

 Воспитатель:  Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса  отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений.     Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и  Алиса  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель:  Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи   и  пошел дождь.  Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 3 

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

  Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.   Алиса от дождя  спряталась под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Алиса решила идти дальше. Тут она  обратила  внимание на то, что она осталась сухой после дождя.  Как же это произошло?

Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой  огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт № 4

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

 Алисе  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

  1. Почему же распускаются  цветы?
  2. Почему плавают рыбки?
  3. Почему  ветки распрямляются?
  4. Почему вода не выливается.

Обсуждение  экспериментов с  родителями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

  1. 3.    Заключительная часть

Уважаемые родители вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим малышам очень понравится.

Закончить нашу встречу мне хочется словами известного психолога П. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Спасибо за внимание!