Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4581 Статья "Компетентность современного педагога"

Опубликовано 27.11.2018

Поскотина Светлана Фаиковна,

МБДОУ №160 г.Красноярск

воспитатель

 

Компетентность современного педагога

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. 

Всеобщий вектор экономического развития XXI века – «интеллектуализация машин» и «дематериализация» труда. Это отнюдь не ведет к вытеснению явления и категории квалификации, но это делает квалификацию недостаточно адекватной мерой для проектирования результатов образования. Дробление производственных функций замещается их целостным, системным (контекстным) «предъявлением», когда это целостное уже не состоит из рядоположенных задач, функций и видов деятельности, «научаемых» набором «дидактических единиц» предметно структурированного содержания. Взаимозаменяемость работников в нарастающей мере уступает персонализации задач. «Все чаще нужна не квалификация, которая слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску». 

Наличие у человека знаний и опыта в какой – либо области, обозначающие способность к деятельности « со знанием дела» - и есть компетентность. Этот общий оценочный термин применяется к лицам определенного профессионального статуса. 

Компетентности можно определить в самом общем виде, как систематизированную и целостную совокупность обобщенных знаний. 

Ключевыми являются универсальные компетентности. Они включают основы современного научного знания, принципы и закономерности множества предметов и явлений действительности. По нашему мнению, более правильно называть их базовыми компетентностями, Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Они многомерны, так как включают познавательные, операционально-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. 

На сегодняшний день политехническая, организационно-экономическая, информационно-коммуникационная компетентности - являются актуальными для системы профессионального образования. 

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. 

Компетенции проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных). Непроявленная компетенция остается потенциальной. В этом ее особенность. Она не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. С определенной долей допущения можно сказать, что компетенции - это интеграция знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, т. е. с конкретной реальной деятельностью. Знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности. 

В обществе, которому присуще всеобщность и обязательность труда, каждый человек, несомненно, должен занимать определенное место в жизни. Поэтому от того, насколько правильно молодым людям удается оценить свои способности и склонности при выборе профессии, зависит их будущее. 

Ведь не даром народная мудрость гласит: руби дерево по плечу. Сложная это проблема для молодых - выбрать свое дерево в густом лесу профессий. В пятнадцать и семнадцать лет трудно сразу определить, кто ты по призванию - станочник или слесарь, инженер или педагог, ученый или конструктор. 

Период научно – технической революции, охвативший все отрасли материального производства, главным требованием которой явились подготовка и привлечение высококвалифицированной и квалифицированной рабочей силы в сферу материального производства. Только такие рабочие кадры в состоянии эффективно и качественно осваивать и управлять новейшим высокопроизводительным оборудованием и машинами, надежно разбираться в тонкостях технологического процесса, быть политически зрелыми. 

Современная цивилизация немыслима без интеграции. Знания, которые формируют представления о мире как таковом, также интегративны. Именно поэтому можно и нужно устанавливать не только внутрипредметные, но и межпредметные связи в усвоении таких объективно сложных учебных дисциплин. 

Практическое осуществление интегрированного процесса в обучении взаимодополнения предметов окружают эффективную реализацию методологического подхода и выражаются в логической разработке интегрированных уроков. 

Интегрированные уроки являются источником нахождения новых связей между различными фактами, которые в свою очередь подтверждают или углубляют определенные выводы. 

Интеграция способствует повышению мотивации, формированию познавательного интереса обучающихся в большей степени чем обычные уроки, содействуют развитию речи, формированию умений сравнивать, обобщать, делать выводы, свободно высказываться, снимает перенапряжение, перегрузку обучающихся. 

При интегрированном подходе гармонично сочетаются и разнообразные методы преподавания лекция, беседа, объяснение, наблюдение, анализ, сравнение. 

Современный урок, современный учитель и современный ученик сегодня предполагают современные методики и технологии. Сегодня мы заботимся о времени, потому что поток информации огромный и в рамках одного урока не всегда успеваешь рассказать все, что хотелось, сделать все задания, пройти новый материал. Одним из самых популярных новшеств современной методики является интегрированный урок. Только читая о таком уроке вряд ли получится представить все возможности таких уроков, но, начав использовать такие уроки в своей практике, понимаешь, что эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. 

При инновационном обучении в организации учебно – познавательной деятельности на первый план мною выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемым репродуктивных задач. 

Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной значимости и культурной полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательной деятельности, выдвижению новых целей, смене смысловых установок; расширяют зону ближайшего, перспективного развития для всех учеников. 

При инновационном обучении цели и задачи разрабатываются совместно с учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. 

В педагогике сотрудничества, на мой взгляд, одним из приоритетов является комплекс интегрированных технологий, а именно, интегрированные урок - одно из средств развития познавательной активности учащихся и привития интереса к учебным предметам. Они позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к взаимосвязанному, комплексному изучению. 

Из опыта работы могу сказать что, интегрированное обучение дает возможность за сравнительно короткое время узнать интересы учащегося и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки личности. 

Интеграция в целом способствует воспитанию разносторонней, всесторонне развитой, интеллектуальной личности. 

Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. 

Профессиональная компетенция педагога заключается в специальной социальной, личностной и индивидуальной компетентностях. Ключевые компетентности – уметь осуществлять рефлексию своей деятельности, использовать систему оценивания, владеть проектным, исследовательским мышлением, уметь подмечать склонности учащегося, занимать позицию эксперта. Уметь мотивировать учащихся планировать и организовывать самостоятельную деятельность вести занятия в режиме диалога и дискуссии.