Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4586 Методическая разработка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Разноцветные ладошки.»

Опубликовано 28.11.2018

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 104» г. Рязань.

 

Методическая разработка в образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие в ДОУ»

 

«Разноцветные ладошки»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

       Методическая разработка адресована  педагогам дополнительного образования по  изобразительной деятельности, руководителям кружковой  работы, а также воспитателям дошкольных организаций

 


 

Автор-составитель Конькова Марина Петровна.

 

 

г. Рязань

2018

«Тот,   кто    рисует,  получает

в  течение  одного  часа  больше,

чем тот, кто  девять  часов  только  смотрит».

                                                                                                     И.Дистервег.

 

 

Не каждый  ребенок  приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо  принимать  всех  детей так, будто они потенциальные  художники. В  этих   условиях  одаренные скорее  найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных  замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием.

 

В этом мне помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов

изобразительной деятельности.

 

Данная методическая разработка адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.

 

Автор-составитель методической разработки:

Конькова Марина Петровна.

          воспитатель первой квалификационной категории.

 

 

 

 

             СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Пояснительная записка

3

  1. Цели и задачи разработки

5

  1. Содержание методической части

6

  1. Актуальность

6

  1. Новизна и отличительная особенность

7

  1. Практическая значимость

7

  1. Педагогическая целесообразность

7

  1. Интеграция с другими образовательными областями

8

  1. Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации образовательного процесса

9

  1. Структура занятий

9

  1. Техническое оснащение

10

  1. Основные требования к уровню подготовки  детей 4-7 лет

11

  1. Диагностика

12

  1. Планирование работы

15

  1. Учебно-тематический план занятий с детьми 4-5 лет

15

  1. Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет

18

  1. Учебно-тематический план занятий с детьми 6-7 лет

21

  1. Игры и упражнения

24

  1. Заключение

28

  1. Список используемой литературы

29

  1. Приложение к методической разработке

30

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их  индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой  сути  ребёнка  заложено  стремление узнавать и создавать. Работа с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка, обеспечивает  его  раскрепощение, развивает  воображение, фантазию. Ежедневный  массаж  кисти, пальчиковые  упражнения  ускоряют  развитие  речи, что очень  важно для детей логопедической группы.  Двигательная  активность  кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному  их  использованию, формирует  грамматически  правильную  речь, развивает  память,  способствует  автоматизации  звуков и подготовке  руки  к  письму.

"Истоки способностей  и дарования детей — на кончиках  их  пальцев.  От  пальцев,  образно  говоря, идут  тончайшие  нити — ручейки,  которые  питают  источник  творческой  мысли.  Другими словами,  «чем больше  мастерства  в  детской  руке, тем  умнее  ребенок", — утверждал  В. А.  Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Детство  можно  рассматривать  как   период  становления  физиологических и психических  функций.  И  рисование  здесь  выступает  как  один  из  путей  выполнения  программы  совершенствования  организма.

 

 

  Постепенное  осмысление  окружающего

    мира

 

РИСОВАНИЕ

конструирует зрительные

 

 

 

 

  образы

помогает   овладеть формами

развивает

чувственно-двигательную  координацию

 

помогает постичь свойства  материалов

обучает  движениям,   не обходимым   для  создания   тех  или   иных  форм  и   линий

развивает зрение и движение

ПОСТЕПЕН-НОЕ  ОСМЫС-ЛЕНИЕ  ОКРУ-ЖАЮЩЕГО    

     МИРА

 

 

Большинство  специалистов - психологов и  педагогов сходятся во  мнении:  детское  рисование – это один  из  видов  аналитика - синтетического   мышления.   Рисуя, ребёнок как бы  формирует  объект  или  мысль  заново,  оформляя   при   помощи  рисунка  своё  знание,  изучая  закономерности,  касающиеся  предметов  и  людей  вообще,  «вне  времени  и  пространства».  Ведь  дети, как  правило,  рисуют  не  конкретный  образ,  а  обобщенное  знание  о  нём,  обозначая  индивидуальные  черты   лишь   символическими   признаками,   отражая   и  упорядочивая  свои  знания  о  мире,  осознавая  себя  в  нём.  Вот  почему,  по  мнению  учёных,  рисовать  ребёнку  также  необходимо,  как  и  разговаривать.  Ведь  неслучайно  Л. С. Выготский  называл  рисование  «графической   речью».

Рисование – большая  и  серьёзная  работа  для  ребёнка.   Даже  каракули  содержат  для  маленького  художника  вполне  конкретную  информацию  и смысл.  Определённое  достоинство  рисования  по  сравнению  с  другими  видами  деятельности  в  том,  что  этот  вид  творчества  требует  согласованного  участия  многих  психических  функций.

 

 

Рисование    не    просто    способствует    развитию   каждой    из   этих  функций,  но и связывает  их  между  собой,  помогает  ребёнку упорядочить бурно  усваиваемые знания, оформить и зафиксировать   модель   всё   более  усложняющегося  представления  о мире.

Я  работаю  в  дошкольном  учреждении   более  5 лет  и  уже убедилась  в  том,  что  изобразительная  деятельность  приносит  маленькому  ребёнку  большую  радость. В начале моей педагогической практики  я, как  и  многие  педагоги – дошкольники, в  основном  придерживалась  стандартного  набора  изобразительных  материалов  и  традиционных  способов  передачи  полученной  информации.  И  порой, сама  того  не  желая,  ограничивала  проявление  творческих  способностей  воспитанников.  Традиционных  подходов  часто   недостаточно  для   развития  творчества  у  современных  детей. 

Необходимостью систематизировать методику работы с детьми по нетрадиционным художественным техникам, так как возникал вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы  многих детских учреждений?»

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой  заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

 

 

Цель и задачи разработки.

 

Целью данной разработки является развитие  творческих  способностей детей старшего дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.

На основе данной цели определены следующие задачи:

  • расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием  различных материалов;
  • развивать художественно – творческие способности детей;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  • создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
  • развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
  • развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.