Кондратенко Наталья Викторовна
МБДОУ № 4
Краснодарский край ст. Ленинградская
воспитатель
Конспект НОД в средней группе
Тема: «Чтобы не было беды!»
Программные задачи: закрепить с детьми правила дорожного движения, развивать внимание и память, вызвать желание приходить на помощь; воспитывать чувство взаимопомощи, осторожных пешеходов.
Оборудование: девочка с подготовительной группы, знак «пешеходный переход», макет дороги с разметкой, картинки разнообразных видов транспорта, 2 руля, телефон.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Дорожная азбука», чтение рассказов и стихов по ПДД, беседы о культуре поведения на улице и дороге.
Ход НОД:
В.: Ребята, сегодня я шла в детский сад и на своём пути встретила плачущую возле дороги девочку. Я решила узнать, что же с ней произошло? Она мне обо всём рассказала, и я приняла решение пригласить её в нашу группу, чтобы ей помочь. Вы согласны, оказать помощь?
Д.: Конечно, согласны!
В.: Проходи, девочка.
(входит девочка из подготовительной группы)
В.: Что нужно сказать ей?
Д.: Здравствуй.
В.: Верно. Здравствуй, девочка! Но мы не знаем как её зовут. Значит нужно …
Д.: познакомиться. Как тебя зовут, девочка?
Девочка: Меня зовут Маша.
В.: Очень приятно. Откуда ты к нам пришла?
Маша: Я пришла из сказки «Три медведя».
В.: А Что тебя к нам привело?
Маша: Я очень люблю гулять по лесу: собирать ягоды, грибы, лекарственные растения, Рвать цветы, слушать пение птиц… Я так увлеклась прогулкой, что заблудилась и оказалась здесь (плачет). Где я нахожусь? Кто вы такие?
В.: Мы тебе сейчас всё объясним и расскажем. Ребята, где мы живём?
Д.: Мы живём в станице.
В.: Как называется наша станица?
Д.: Наша станица называется Ленинградская.
В.: Кто мы такие?
Д.: Мы дети средней группы «Подсолнушки» детского сада «Берёзка».
Маша: А я живу в маленькой деревне недалеко от леса со своими родителями. В моей деревне нет много больших домов, когда я оказалась в вашей станице, то очень испугалась и не знала, что мне делать и куда идти, вот, и расплакалась.
В.: Ребята, правильно поступила Маша? Чего нельзя делать детям?
Д.: Не правильно. Дети не должны уходить из дома без разрешения взрослых.
В.: Совершенно верно, А почему?
Д.: Вокруг много опасностей, незнакомых людей…
В.: А Маша живёт в лесной деревне, а там много …
Д.: диких животных, которые могут испугать, даже укусить или съесть.
В.: В станице нет диких животных, но есть другие опасности. Какие?
Д.: Можно заблудиться, могут забрать незнакомые люди или попасть под машину.
В.: Маша уже заблудилась, но хорошо, что с ней ничего не случилось.
Маша: А что такое машины?
В.: Ребята, что такое машины?
Д.: На них ездят люди, чтобы быстрее доехать до нужного места, а управляют ими водители.
(показываю сюжетные картинки разных видов транспорта)
Маша: Какие они разные и красивые! В моей деревне таких машин нет, мой папа ездит на лошади, а я на велосипеде.
В.: Хочешь быть водителем?
Маша: Очень хочу!
В.: Тогда бери руль и повторяй за ребятами.
Физминутка.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Зорко смотрим вдаль.
Дворники, счищают капли,
Вправо – влево, чистота,
Ветер волосы ерошит,
Мы шофёры хоть куда!
В.: Ребята, почём едут машины?
Д.: По дороге.
В.: Дорога – опасное место, где нужно быть внимательным и осторожным! Дорога – ошибок не прощает. Это русская пословица – краткое и точное высказывание.
Маша: А что такое дорога?
В.: Объясните нашей гостье.
Д.: Это опасное место, где едут машины.
В.: Когда я тебя встретила, ты находилась возле дороги, стояла и плакала.
Маша: Я не знала, что это дорога и как мне перейти через неё.
(показ макета дороги с разметкой)
В.: Дети, можно ходить по дороге или по обочине дороги? Почему?
Д.: Нельзя, она предназначена для транспорта.
В.: Как по-другому называется часть улицы, где едут машины?
Д.: Проезжая часть.
Маша: А что это за полоски?
Д.: Это разметка, чтобы машины ехали в разных направлениях, и не мешали друг другу и не сталкивались.
В.: Хорошо. А что ещё должны соблюдать водители, чтобы не случилась беда?
Д.: Водители должны соблюдать правила дорожного движения.
Маша: А где можно мне идти?
В.: Ребята, объясните Маше, где можно ходить людям?
Д.: Люди должны ходить по тротуару.
В.: Как по-другому называют людей?
Д.: Их называют пешеходами.
В.: Ребята, здесь можно переходить улицу? Почему?
Д.: Нет, потому что едут машины.
В.: Где можно переходить проезжую часть?
Д.: По пешеходному переходу и где есть знак «Пешеходный переход».
В.: Замечательно. А как иначе называется пешеходный переход?
Д.: Он называется «зебра».
В.: Вот обычный переход.
По нему идёт народ
Специальная разметка
Зеброю зовётся метко!
Белые полоски тут,
Через улицу идут!
Ты на улице найди,
И по ним переходи! В.: Посмотрите, какой это знак, как он называется?
Д.: Этот знак называется пешеходный переход.
В.: Значит можно идти?
Д.: Можно.
В.: Чудесно! Даже если вы переходите по пешеходному переходу, нудно быть внимательными и осторожными. Сначала нужно посмотреть налево, затем направо и перейти спокойно. Запомните – никогда не нужно перебегать дорогу. Почему?
Д.: Водитель может не заметить и сбить, быстро не сможет остановить машину. Ещё можно упасть на дороге…
В.: Маша, ты запомнила, как называется этот знак? И как правильно, нужно переходить дорогу?
Маша: Запомнила. Это пешеходный переход или «зебра». Нельзя перебегать через дорогу, прежде чем переходить, нужно смотреть по сторонам.
В.: Умница.
А теперь мои друзья,
Поиграть нам всем пора.
Игра «Осторожный пешеход»
В.: Для игры нужно выбрать двух водителей. Одним будет Маша, другого водителя выберем считалочкой:
Никак шофёру, не въехать на году,
В снегу дорога, а груза много,
Крутые вершины, слезай с машины.
В.: Остальные дети – пешеходы. Пешеходы переходят дорогу по правилам дорожного движения, поэтому водители останавливают свой транспорт и пропускают пешеходов. А дальше пойдём по тротуару. Молодцы. Ребята! Маша, запомнила правила поведения на дороге? Маша: Спасибо, вам, ребята! Я много узнала интересного: о дороге, о тротуаре, о пешеходном переходе. А ещё вы все мне понравились, потому что вы умные, дружные и весёлые. Мне пора домой, но куда идти не знаю.
В.: Мы тебе поможем, но как?
Д.: Нужно позвонить в полицию.
В.: Но Маша не знает своего домашнего адреса, куда её вести?
Д.: Мы тоже не знаем.
В.: Я предлагаю, вызвать полицию с кинологом. Вы знаете, кто это?
Д.: Нет.
В.: Я объясню. Это полицейский с обученной собакой, которая по следу найдёт деревню Маши. Я думаю, что её родители уже волнуются за неё.
(звоню по телефону)
В.: Полиция? Здравствуйте. Нам нужна ваша помощь. Девочка Маша потерялась и не знает, где находится её дом, поэтому приезжайте с кинологом. Наш адрес детский сад «Берёзка». Ждём!
В.: Дети, никогда сами не уходите из дома, любите и слушайте своих родителей!
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
(телефонный звонок)
В.: Да, у нас потерявшаяся девочка. Сейчас выходим! Когда доставите её домой, позвоните нам, пожалуйста, чтобы не волновались на неё.
(вывожу девочку из группы)
Маша: До свидания, ребята! Спасибо вам за помощь!
В.: Приходи к нам ещё в гости, только спрашивай у родителей.
Д.: До свидания, Маша!