Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4358 Методическая разработка «Развиваем речь детей»

Опубликовано 04.10.2018

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 10

«Детский сад комбинированного вида г. Никольское»

РАЗВИВАЕМ

РЕЧЬ ДЕТЕЙ

Методическая разработка

СКАЧАТЬ

 


Выполнила воспитатель:

Байбородина Любовь Николаевна

(категория первая)

 

 

Речь детей развивается в течение всего дошкольного возраста. От непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В своей группе «Теремок», я уделяю большое внимание речевому развитию детей. Мои занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь детей дошкольного возраста во всех её аспектах (это и обогащение словаря, развитие ЗКР и развитие связной речи).

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте, я в группе создала уголок по развитию речи, который расположен в доступном для детей месте, оформлен ярко, красиво, эстетично, аккуратно.

 

Оборудование речевого уголка:  магнитная доска, наборное полотно, полка  для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

Разнообразие материала в речевом уголке позволяет  реализовать следующие задачи:

-развивать общую моторику и двигательные функции рук.

-работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков в словах;

-развивать речевое дыхание и силу голоса.

 -формировать интонацию речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы.

-развивать речь и обогащать словарный запас.

-развивать творческое воображение.

Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые я провожу для речевого развития детей.

 

Дыхательная гимнастика

 

 

«Подуй на домовенка»

 

«Загони мяч в ворота», «Подуй на цветок»

 

 

                                             «Подуй на султанчик

 Для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата, я сделала  картотеки:

«Артикуляционная гимнастика»

 

 

«Картотека , чистоговорок»

 

 

Картотека картинок на звукопроизношение

 

 

Развитие движений пальцев рук (мелкой моторики).

В речевом уголке есть массажные мячики, на каждого ребенка.

 

Деревянные волчки.

 

Пазлы по темам блочного планирования

 

 

 

Картотека пальчиковых игр.

 

Словесные игры «Скажи наоборот».

 

Д./игра «Чей хвост».

 

 

Для развития выразительности речи я использую театральные игры.

 Я сделала разные виды театров:

Пальчиковый театр:

«Потешки»

 

«Заюшкина избушка»

 

«Теремок»

 

 

Настольный театр

 «Репка»

 

 

«Гуси – лебеди»

 

«Рукавичка»

 

 

«Волк и семеро козлят»

 

 

«Теремок»

 

 

«Кот в сапогах»

 

 

«Курочка Ряба»

 

 

«Три медведя»

 

«Колобок»

 

Театр на фланелеграфе

 

: «Как коза избушку построила»

 

 

«Сказка о глупом мышонке»

 

 

«Зайкина избушка»

 

«Теремок»

 

 

«Кот, петух и лиса»

 

 

 

 

«Курочка Ряба»

 

 

 

Художественная литература по программе

 

Сюжетные картинки

 

Воспроизведение знакомого текста сказки с опорой на картинки

 

Сказка «Колобок»

 

 

 

Сказхка «Теремок – холодок»

 

 

                                                                        Сказка «Росток»

 

«Что сначала, что потом?»

 

 

 

Набор картинок по теме «Профессии»


 

Набор картинок по теме « Транспорт»

 

 

Набор картинок «Явления природы»


 

Настольная игра «Найди и назови»

 

 

Кубики – волчки помогают детям преодолеть робость, появляется интерес  к игре у застенчивых детей, развивается мелкая моторика, обогащается словарный запас, развивается образное мышление.

Кубики – волчки имеют стихотворные тексты,  их легко запоминают дети, что способствует выразительности речи.

,(Слева – направо) «Потешки», «Сказки», «Пальчиковые игры»,

 

Серия кубиков – моделей для творческого составления сказок

 

 

 

 

В этой схеме используется шесть кубиков слева - направо:(1- сказочный герой, 2- куда он отправляется, 3-средства передвижения, 4 – отрицательный герой, 5- преодоление препятствий, 6- добрые помощники). С помощью этих кубиков дети учатся сочинять сказки,  идет диалог с детьми, развивается сюжет сказки, дети фантазируют, вспоминая сюжеты и события из других сказок.

 

 

Для драматизации русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Рукавичка»  и потешек я сделала маски животных

 

 

. Большое значение для "постановки руки" и формированию речи имеет развитие графической моторики.

В группе с детьми проводится работа в тетрадях. Каждый ребенок в дневниках наблюдений отмечает погоду. В тетрадях «Волшебные клеточки» с детьми проводятся математические диктанты. Тетради «Смекай, играй, раскрашивай», «Развиваем графические навыки малыша» позволяют детям подготовить руку к письму.

 

В группе имеется выносной демонстрационный материал по всем темам блочного планирования. В папках накопителях имеются наборы картинок, дидактические игры, художественная литература.

Также я сделала картотеку для игры «Подскажи словечко».

Для того чтобы научить детей говорить, я не только тренирую их артикуляционный аппарат, но и развиваю мелкую моторику. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так, же позволяет развивать координацию движений, воображение, память.

В старшей группе «Теремок» 25 детей. Все дети с помощью разных видов театров могут рассказать коротенькую сказку. Все дети выразительно рассказывают стихи, также все дети могут самостоятельно организовать игры с кубиками – волчками и хороводные игры. Условия, которые я создала в группе дают возможность детям проявить свои эмоции, чувства не стесняясь присутствия посторонних слушателей.