Боровских Светлана Владимировна
МБДОУ № 267
г. Екатеринбург
воспитатель
Статья: Развивающая предметно-пространственная среда как фактор развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - сенситивный период в развитии человека. Именно в этом возрасте закладываются основы личности, формируются волевые качества, развивается память, мышление, воображение, закладываются эталоны поведения и общения. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что важным компонентом в развитии детей дошкольного возраста выступает взаимодействие с окружающей средой - ребенок не только познает свойства, качества, назначение различных предметов, но и овладевает языком социального общения в целом. В современном мире возрастает актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей, так как в результате повсеместного использования технических средств коммуникации (телевидение, телефон, интернет), высокой занятости родителей, возникает дефицит «живого общения». Именно живое человеческое общение значительно обогащает жизнь детей, способствует удовлетворению, изначально заложенной в ребёнке, потребности в общении. Поэтому важным аспектом в развитии коммуникативных умений дошкольника выступает партнёрское взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками; где каждый компонент развивающей среды должен способствовать формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром.
При формировании группового пространства, необходимо учесть все составляющие компоненты, а именно, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении: игровое оборудование, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и способствует активации речевой деятельности ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной (соответствовать возрастным особенностям детей), трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В соответствии с реализуемой программой, группу можно условно разделить на центры. Количество и содержание центров в каждой возрастной группе увеличивается и усложняется в связи с возрастом, уровнем развития, интересами и способностями детей. Для отдыха и уединения может служить центр с мягкой уютной мебелью, в которых каждый ребенок может посидеть, рассмотреть любимую игрушку, книгу, отдохнуть. Центр «Сюжетно-ролевых игр» может быть оснащён атрибутами и материалами к сюжетно-ролевым играм в соответствии с возрастом детей: «Семья», «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», «Аптека», «Автомастерская», «Путешественники» и т.д. Игровые наборы - куклы разных полов и профессий, наборы крупной и мелкой мебели, посуда, одежда, различные виды транспорта, предметы-заместители. В игровое пространство для мальчиков могут входить разнообразные модели транспорта, разных цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и животных и др.; для девочек- куклы и комплекты одежды, наборы мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол. Игры можно разместить в коробках с картинкой - символом игры и надписью (для умеющих читать), чтобы дети могли самостоятельно выбрать и определить в какие игры они будут играть.
Центр «Театрализованной деятельности», способствует проявлению актерских и режиссёрских способности детей. Можно использовать игрушки для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, кукольный, настольный), аудиокассеты
с музыкой, спектаклями, элементы декораций к постановкам, атрибуты для
театрализованных и режиссерских игр. Уголок ряженья - необходимый атрибут группы. Для этого используются различные костюмы, маски, головные уборы, юбочки, платьица. Этот уголок способствует стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений.
Центр «Грамотности» предполагает два блока - «Развития речи и математики», наполнение дидактическими материалами обусловлено возрастной группой, это могут быть: алфавиты, наборы букв, игры по звуковой культуре речи, для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи. Также находятся глобус, детские атласы, настольно-печатные игры, дидактические игры, технические средства (музыкальный центр, фильмоскоп, диски, кассеты).
«Математический центр» представляет собой игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру, форме, например, геометрическая
мозаика, лото; логические блоки, трафареты, линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей, игры для развития логического мышления, навыков счёта и вычислительной деятельности.
Центр «Библиотека» содержит книги для чтения, тематическая литература, книги по увлечениям детей, стихи, загадки, сказки, иллюстрации к произведениям, портреты детских писателей, энциклопедии, справочники, познавательная литература для дошкольников.
В центре «Художественного творчества» чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя настоящим художником, созидателем, необходимо предоставить материалы для изобразительной деятельности, а также силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, природный и бросовый материал, настольно-печатные игры, глиняные игрушки, скульптура малых форм, расписные разделочные доски, подносы,
иллюстрации, раскраски; также можно разнообразить атрибутами для нетрадиционной техники рисования.
В центре «Природы и экспериментирования» необходимо оборудование для проведения опытов и экспериментов с природным материалом, а также дидактические игры, направленные на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из частей. В центре можно разместить календари природы, модели, дидактические игры по экологии, биологии, фигурки диких и домашних животных, насекомых, атласы растений и пр.
Центр «Конструирования» может содержать многофункциональные мягкие модули; крупные, средние и мелкие строительные материалы, позволяющие
детям изменять и выстраивать пространство по своему желанию; конструкторы из разного материала (пластмассовые, деревянные, металлические, напольные и настольные, схемы, образцы, альбомы).
«Физкультурный центр» - разнообразное спортивное оборудование и инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, оборудование для спортивных игр «Футбол», «Бадминтон», «Городки», пополняется нетрадиционное физкультурное оборудование и др.
Центр «Безопасности дорожного движения»содержит модели транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, макеты «Перекресток», «На улицах города», дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры по изучению правил дорожного движения, плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожную ситуацию.
Важно отметить, что в игровую атрибутику необходимо включить детские поделки - деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие, так как использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Таким образом, развитие коммуникативных навыков, является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Речевое развитие ребенка определяет уровень социальных и познавательных достижений дошкольника. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда способствует эффективному развитию речевых навыков воспитанников, посредством возможности проявить инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому педагоги особое внимание должны уделять, прежде всего, её развивающему характеру.