Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4366 Развитие социального интеллекта и инициативы у дошкольников с социальной сфере.

Опубликовано 09.10.2018

Егорова Ольга Ивановна
МБУ детский сад №43 "Гнездышко" г. Тольятти
воспитатель

Развитие социального интеллекта и инициативы у дошкольников

в социальной сфере

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. В соответствии с Федеральным  государственным образовательным  стандартом дошкольного образования  (ФГОС ДО)   социально- коммуникативное развитие должно быть направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта.

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, умение налаживать гармоничные отношения с окружающими. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

Программа предполагает пять образовательных областей. Одна из них социально – коммуникативное развитие, в ее задачи входит развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Работая с детьми дошкольного возраста, нами выделены следующие условия, способствующие развитию социального интеллекта дошкольников:
1) Создание предметно-пространственной развивающей среды. Не только сам процесс творчества оказывает на ребёнка положительное влияние, но  и результаты творческой деятельности (которыми можно украсить  места, где малыш часто проводит время), также создаёт благоприятную атмосферу для улучшения его способностей. Поделки, сделанные ребёнком вручную, а также различные знаки и атрибуты, указывающие на человеческие взаимоотношения и модели поведения, позволяют создать среду, стимулирующую социальный интеллект.   

2) Сюжетно - ролевые и развивающие игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные, социально-ролевые). Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта в сюжетно-ролевой игре состоит как в идеях (сюжетах), предлагаемых детям для разыгрывания, так и в непосредственном участии самого педагога в игре, когда он берет на себя роль.

3) Дидактические и творческие игры: «Узнай, о ком я говорю» (описание характерного поведения известных ребенку людей, их черт характера, варианты игры — «Следствие ведут», «Потерялся ребенок» и т.п.), «Я знаю много ласковых имен», «Я люблю тебя за то», «Хвасталки», «Умеем ли мы дружить», «Путешествие в сказочную страну» (наделение известных литературных персонажей противоположными или непредсказуемыми чертами характера).
4) Художественная литература. Кроме непосредственного восприятия литературных произведений используется такой прием, как задавание вопросов о намерениях и чувствах персонажей, о прогнозе дальнейших событий (в старшем дошкольном возрасте). А использование придумывания, досказывания, изменения хода или окончания произведения помогают ребенку присвоить именно ту информацию, которая актуальна для него в данный момент — ведь то, что стало предметом собственной творческой деятельности, несет в себе личностный смысл и личностное приобретение.

5) Театральная и изобразительная деятельность. Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной деятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа.

Еще одна сторона социального интеллекта - это инициативность.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Для развития детской инициативы я придерживаюсь следующих правил в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.):

- при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

 - всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

 - поддерживание в детях ощущение своего взросления. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.

На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.