Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4367 Конспект занятия по обучению грамоте

Опубликовано 09.10.2018

Куропаткина Ольга Яковлевна

МАДОУ №6 г. Боровичи, Новгородская область
 Учитель-логопед

 

Конспект занятия  по обучению грамоте

Тема занятия: Буква Ф. Закрепление понятий «звук», «буква»

Тип занятия: подгрупповое

Цель занятия: закрепить знания  о звуках «ф»,  «ф`», и познакомить с буквой Ф.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить навык правильного произношения звуков «ф»,  «ф`»,

формирование умения характеризовать звук.

Знакомство с буквой Ф.

 Закрепление понятий «звук», «буква».

Изменение слов по числам.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Развивающие:  развивать слуховое внимание и память, артикуляционную моторику, координации речи с движением. Развивать фонематическое восприятие: выделение звуков «ф», «ф`» из ряда звуков, слогов, слов.  Развивать навык звукового анализа  и синтеза.

Планируемые образовательные результаты: Знакомство с буквой Ф и  звуками «ф»,  «ф`», чтение слогов, слов с буквой Ф.                                                                  

Основные термины, понятия: «звук», «буква».                                              

Оборудование: Демонстративный материал: две игрушки: собачка-Фомка (в синей одежде) и кот-Фимка (в зеленой одежде), филин; картинки с изображением буквы, таблицы слогов.                                                                                                                                               

Раздаточный материал: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки «ф», «ф`»; буквы, буквы, бусины, звуковые линейки и фишки;  простые  и цветные карандаши, флажки.

 

Ход занятия

Вводная часть (Организационный момент)                                                                                     

Сегодня к нам на занятие пришли гости собака-Фомка и кот-Фимка.  Они принесли  для вас много разных заданий. И хотят посмотреть, как вы с ними справитесь.

Основная часть (Новый материал)                                                                                                            

 Вы запомнили, как зовут наших гостей?

Какой первый звук в кличке собаки? (Собака- Фомка-первый звук «Ф»)

Повторение артикуляции звука : «ф» (перед зеркалом дети  чётко произносят звук, закрепляют артикуляцию)

Дайте характеристику этому звуку (согл. звук, т.к. он не поётся; твёрдый звук)

Каким цветом мы обозначаем согласный, твёрдый  звук ? ( синим) Поэтому у нашего гостя синяя одежда.

Какой первый звук в кличке кота? (Кот- Фимка-первый звук «Ф`»)

Дайте характеристику этому звуку (согл. звук, т.к. он не поётся; мягкий звук)

Каким цветом мы обозначаем согласный, мягкий звук ? ( зелёный) Поэтому у нашего гостя зелёная  одежда.

 

Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха) Дети должны  хлопнуть в ладоши, если услышат  звук «ф» в словах (фото, кофта, шапка, фабрика, шкаф и т.д.)

 

Знакомство с буквой ф. Выкладывание буквы Ф из  бусин, пуговиц.

Составление буквы  Ф из разрезных частей.

Чтение  слогов по таблице , составление слогов  с буквой  Ф (из разрезных букв ).

Игра: «Подбери картинку».

Прочитайте  слова с буквой Ф и подберите к ним  картинки (фикус, кофта, пуфик, муфта, футболка, фото).

Сравните букву Ф и звуки «ф», «ф`». (чем они отличаются?)

 

Отгадайте загадку

Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный …
(Филин)

Напишите слово ФИЛИН  и нарисуйте схему слова. Сколько в этом слове слогов?

 

Физкультминутка.

   Филинята.

В чаще леса филинята,

Очень славные ребята,

На ночь глядя умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Крыльями хлопали.

Вправо, влево наклонялись,

На носочки поднимались.

Вот здоровья в чём секрет.

Молодцы! Физкультпривет!

 

Филинята принесли нам буквы. Соберите из них слова (Фома, Фимка).  Сделайте звуковой анализ слов: Фома, Фимка.  (Составление из фишек схемы слов, характеристика звуков в словах)                                                                                                                                 

 Игра :«Один-много» (изменение  существительных  со звуками «ф», «ф`» по числам. ) Ребёнок ловит мяч и  изменяет его с ед. ч. на мн. число)

Подведение итогов.

Помогите нашим гостям ответить  на вопросы.

С какими  звуками мы  сегодня занимались? Дать характеристику  звуков «ф», «ф`».

Придумайте свои примеры на звуки «ф», «ф`».

Какой буквой  мы обозначаем эти звуки?

Чем отличается  «буква» от «звука»? Нашим гостям ваша работа очень понравилась. За хорошую работу они приготовили для вас весёлые наклейки.