Куропаткина Ольга Яковлевна
Конспект занятия по обучению грамоте
Тема занятия: Буква Ф. Закрепление понятий «звук», «буква»
Тип занятия: подгрупповое
Цель занятия: закрепить знания о звуках «ф», «ф`», и познакомить с буквой Ф.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить навык правильного произношения звуков «ф», «ф`»,
формирование умения характеризовать звук.
Знакомство с буквой Ф.
Закрепление понятий «звук», «буква».
Изменение слов по числам.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Развивающие: развивать слуховое внимание и память, артикуляционную моторику, координации речи с движением. Развивать фонематическое восприятие: выделение звуков «ф», «ф`» из ряда звуков, слогов, слов. Развивать навык звукового анализа и синтеза.
Планируемые образовательные результаты: Знакомство с буквой Ф и звуками «ф», «ф`», чтение слогов, слов с буквой Ф.
Основные термины, понятия: «звук», «буква».
Оборудование: Демонстративный материал: две игрушки: собачка-Фомка (в синей одежде) и кот-Фимка (в зеленой одежде), филин; картинки с изображением буквы, таблицы слогов.
Раздаточный материал: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки «ф», «ф`»; буквы, буквы, бусины, звуковые линейки и фишки; простые и цветные карандаши, флажки.
Ход занятия
Вводная часть (Организационный момент)
Сегодня к нам на занятие пришли гости собака-Фомка и кот-Фимка. Они принесли для вас много разных заданий. И хотят посмотреть, как вы с ними справитесь.
Основная часть (Новый материал)
Вы запомнили, как зовут наших гостей?
Какой первый звук в кличке собаки? (Собака- Фомка-первый звук «Ф»)
Повторение артикуляции звука : «ф» (перед зеркалом дети чётко произносят звук, закрепляют артикуляцию)
Дайте характеристику этому звуку (согл. звук, т.к. он не поётся; твёрдый звук)
Каким цветом мы обозначаем согласный, твёрдый звук ? ( синим) Поэтому у нашего гостя синяя одежда.
Какой первый звук в кличке кота? (Кот- Фимка-первый звук «Ф`»)
Дайте характеристику этому звуку (согл. звук, т.к. он не поётся; мягкий звук)
Каким цветом мы обозначаем согласный, мягкий звук ? ( зелёный) Поэтому у нашего гостя зелёная одежда.
Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха) Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук «ф» в словах (фото, кофта, шапка, фабрика, шкаф и т.д.)
Знакомство с буквой ф. Выкладывание буквы Ф из бусин, пуговиц.
Составление буквы Ф из разрезных частей.
Чтение слогов по таблице , составление слогов с буквой Ф (из разрезных букв ).
Игра: «Подбери картинку».
Прочитайте слова с буквой Ф и подберите к ним картинки (фикус, кофта, пуфик, муфта, футболка, фото).
Сравните букву Ф и звуки «ф», «ф`». (чем они отличаются?)
Отгадайте загадку
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …
(Филин)
Напишите слово ФИЛИН и нарисуйте схему слова. Сколько в этом слове слогов?
Физкультминутка.
Филинята.
В чаще леса филинята,
Очень славные ребята,
На ночь глядя умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Крыльями хлопали.
Вправо, влево наклонялись,
На носочки поднимались.
Вот здоровья в чём секрет.
Молодцы! Физкультпривет!
Филинята принесли нам буквы. Соберите из них слова (Фома, Фимка). Сделайте звуковой анализ слов: Фома, Фимка. (Составление из фишек схемы слов, характеристика звуков в словах)
Игра :«Один-много» (изменение существительных со звуками «ф», «ф`» по числам. ) Ребёнок ловит мяч и изменяет его с ед. ч. на мн. число)
Подведение итогов.
Помогите нашим гостям ответить на вопросы.
С какими звуками мы сегодня занимались? Дать характеристику звуков «ф», «ф`».
Придумайте свои примеры на звуки «ф», «ф`».
Какой буквой мы обозначаем эти звуки?
Чем отличается «буква» от «звука»? Нашим гостям ваша работа очень понравилась. За хорошую работу они приготовили для вас весёлые наклейки.