Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4371 "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников"

Опубликовано 09.10.2018

Куренкова Светлана Викторовна

ГБОУ Школа №1530 «Школа Ломоносова», Воспитатель

 

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников


Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача педагога - не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.  

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения, это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

 

 

 

Основой исследовательской деятельности являются:

  • Ø Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
  • Ø Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
  • Ø Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому.

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Ø обогащение памяти ребенка, активизация мыслительных процессов;
  • Ø развитие речи ребенка;
  • Ø накопление фонда умственных приемов и операций;
  • Ø формирование и развитие самостоятельности, способность преобразовывать какие–либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • Ø развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – «самовыражаться».

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребенка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Н. Н.  Поддяков выделял два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

  1. активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  2. ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Ø проблемная ситуация;
  • Ø проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);
  • Ø выдвижение гипотез;
  • Ø подбор материала для проверки гипотез;
  • Ø проверка гипотез;
  • Ø формулирование и оформление вывода.

Проблемная ситуация - ситуация, при которой ребенок хочет решить какие - то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приемы:

  • Ø подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Ø изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Ø предложить детям рассмотреть явление с разных позиций;
  • Ø побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам;
  • Ø постановка конкретных вопросов на обобщение, логику;
  • Ø постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Чтобы добиться наиболее успешного усвоения детьми алгоритма действий педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам (И.А. Ильницкая, Л.В. Остапенко).

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).

На третьем этапе необходимо организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям.

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста педагог может завести папку, в которую вместе с родителями будет собирать материал, накопленный в ходе исследования.

При организации исследовательской деятельности детей, необходимо:

  1. избегать отрицательной оценки детских идей;
  2. проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка;
  3. уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения;
  4. восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца, подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу).

Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три - четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • Ø опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • Ø коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений;
  • Ø путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
  • Ø путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).

Путей развития потенциала личности детей старшего дошкольного возраста существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если дошкольник - исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь - взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


Список литературы:

  1. Абдрахманова А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика // М., 2011.
  3. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016.
  4. Кудикина Н.В. Моделирование процесса формирования познавательной активности личности.// - 2007.
  5. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников. // 2011.
  6. 11. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития. // 2012.
  7. 12. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Детство-Пресс: 2010.
  8. 13. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996.
  9. 15. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.