Нагель Наталья Андреевна
Детский сад № 22, г. Салават
Воспитатель
Развитие речи детей в течении всего дошкольного возраста
Речь детей развивается в течение всего дошкольного возраста. От непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В своей группе «Теремок», я уделяю большое внимание речевому развитию детей. Мои занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь детей дошкольного возраста во всех её аспектах (это и обогащение словаря, развитие ЗКР и развитие связной речи).
Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте, я в группе создала уголок по развитию речи, который расположен в доступном для детей месте, оформлен ярко, красиво, эстетично, аккуратно.
Оборудование речевого уголка: магнитная доска, наборное полотно, полка для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.
Разнообразие материала в речевом уголке позволяет реализовать следующие задачи:
-развивать общую моторику и двигательные функции рук.
-работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков в словах;
-развивать речевое дыхание и силу голоса.
-формировать интонацию речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы.
-развивать речь и обогащать словарный запас.
-развивать творческое воображение.
Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые я провожу для речевого развития детей.
Дыхательная гимнастика
«Подуй на домовенка»
«Загони мяч в ворота», «Подуй на цветок»
«Подуй на султанчик
Для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата, я сделала картотеки:
«Артикуляционная гимнастика»
«Картотека , чистоговорок»
Картотека картинок на звукопроизношение
Развитие движений пальцев рук (мелкой моторики).
В речевом уголке есть массажные мячики, на каждого ребенка.
Деревянные волчки.
Пазлы по темам блочного планирования
Картотека пальчиковых игр.
Словесные игры «Скажи наоборот».
Д./игра «Чей хвост».
Для развития выразительности речи я использую театральные игры.
Я сделала разные виды театров:
Пальчиковый театр:
«Потешки»
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
Настольный театр
«Репка»
«Гуси – лебеди»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Теремок»
«Кот в сапогах»
«Курочка Ряба»
«Три медведя»
«Колобок»
Театр на фланелеграфе
: «Как коза избушку построила»
«Сказка о глупом мышонке»
«Зайкина избушка»
«Теремок»
«Кот, петух и лиса»
«Курочка Ряба»
Художественная литература по программе
Сюжетные картинки
Воспроизведение знакомого текста сказки с опорой на картинки
Сказка «Колобок»
Сказхка «Теремок – холодок»
Сказка «Росток»
«Что сначала, что потом?»
Набор картинок по теме «Профессии»
Набор картинок по теме « Транспорт»
Набор картинок «Явления природы»
Настольная игра «Найди и назови»
Кубики – волчки помогают детям преодолеть робость, появляется интерес к игре у застенчивых детей, развивается мелкая моторика, обогащается словарный запас, развивается образное мышление.
Кубики – волчки имеют стихотворные тексты, их легко запоминают дети, что способствует выразительности речи.
,(Слева – направо) «Потешки», «Сказки», «Пальчиковые игры»,
Серия кубиков – моделей для творческого составления сказок
В этой схеме используется шесть кубиков слева - направо:(1- сказочный герой, 2- куда он отправляется, 3-средства передвижения, 4 – отрицательный герой, 5- преодоление препятствий, 6- добрые помощники). С помощью этих кубиков дети учатся сочинять сказки, идет диалог с детьми, развивается сюжет сказки, дети фантазируют, вспоминая сюжеты и события из других сказок.
Для драматизации русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Рукавичка» и потешек я сделала маски животных
. Большое значение для "постановки руки" и формированию речи имеет развитие графической моторики.
В группе с детьми проводится работа в тетрадях. Каждый ребенок в дневниках наблюдений отмечает погоду. В тетрадях «Волшебные клеточки» с детьми проводятся математические диктанты. Тетради «Смекай, играй, раскрашивай», «Развиваем графические навыки малыша» позволяют детям подготовить руку к письму.
В группе имеется выносной демонстрационный материал по всем темам блочного планирования. В папках накопителях имеются наборы картинок, дидактические игры, художественная литература.
Также я сделала картотеку для игры «Подскажи словечко».
Для того чтобы научить детей говорить, я не только тренирую их артикуляционный аппарат, но и развиваю мелкую моторику. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так, же позволяет развивать координацию движений, воображение, память.
В старшей группе «Теремок» 25 детей. Все дети с помощью разных видов театров могут рассказать коротенькую сказку. Все дети выразительно рассказывают стихи, также все дети могут самостоятельно организовать игры с кубиками – волчками и хороводные игры. Условия, которые я создала в группе дают возможность детям проявить свои эмоции, чувства не стесняясь присутствия посторонних слушателей.