Минеева Юлия Николаевна
МБ ДОУ "Детский сад № 48"
Воспитатель
Конспект открытой организованной образовательной деятельности в ДОУ в средней группе ОО «Познание»
"Воздухоискатели".
Цель: расширять знания о воздухе путем экспериментирования и опытов.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа, показ педагога, художественное слово, игровая ситуация, дыхательная гимнастика, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) - таз с водой; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Входит профессор Чудакова (под муз.)
Чудаков: Здравствуйте, ребята. Я - профессор Чудакова.
Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что такое воздух, но ни кто его не видит. Помогите мне разобраться, что такое воздух и существует ли он.
Ребята, вы мне поможете?
Я предлагаю вам очутиться в моей лаборатории и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Давайте с вами встанем, закроем глаза ладошками и покружимся (муз. волшебства). Ну вот ребята мы попали в мою лабораторию
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Профессор: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Профессор: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Профессор: А чтобы найти воздух нам нужно подойти к столам (дети проходят к столам).Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Профессор: Я вам приготовила полиэтиленовые пакеты, возьмите их и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите (ответы детей)?
Профессор: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Профессор: Правильно, воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.
А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Профессор: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Профессор: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Профессор: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Профессор: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Профессор: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Делают вывод: воздух необходим для дыхания.
Профессор: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Профессор: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам»)
Профессор достает из сундучка предметы.
Профессор: Ребята, а есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на тазик с водой, бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается, на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Профессор: Что произошло с камнем?
Дети: Камень тонет (падает на дно).
Профессор: Что происходило с деревянным и пластмассовым предметом?
Дети: Они не тонут, держатся на поверхности воды.
Профессор: Правильно в деревянных и пластмассовых предметах находится воздух, который помогает им держаться на поверхности воды.
Делают вывод: воздух легче воды.
Профессор: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Профессор: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Профессор: Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Профессор: Ребята давайте разделимся по двое и приступим. На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам понравилось?
Дети: Здорово!
И так, подведем итог:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей
А что бы было если бы воздуха не где не было?
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. Ребята вам понравилось быть «воздухоискателями?»
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. До свидание ребята.