Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4414 Защита проекта по теме "Самосбережение педагога"

Опубликовано 20.10.2018

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Академия социального управления»

КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Итоговая практико-значимая работа

«Индивидуальный план самосбережения здоровья»

по курсу «Технология самосбережения здоровья

и жизненного оптимизма» (72 ч. )

СКАЧАТЬ (полный материал)

                                                  

                                                   Слушатель: 

                                                            Матвеева Надежда Викторовна,

                                                            музыкальный руководитель

                                                            МБДОУ «Детский сад

                                                            комбинированного  вида N39»,

                                                            Сергиево-Посадский район

                                                Московской области

 

 

                                                Научный рук. проекта:

                                                            Башмакова Елена Анатольевна,

                                                            кандидат педагогических  наук.

 

 

 МАЙ - 2016.                                            

       
 

               Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций.

 

Пояснительная записка

                 Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. На протяжении всей жизни человек постоянно взаимодействует с окружающей средой: дышит, общается, двигается по земле, излучает и поглощает тепло, выполняя определенную работу, изменяет окружающий мир и так далее. Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в этой окружающей его среде. Медики, как правило, выделяют в отдельные категории физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, сексуальное здоровье, мужское здоровье, женское здоровье, здоровье ребенка и др.

                 Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, адекватности.

 

 

             

Изучаемый нами курс «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма» дает неоценимые знания в организации индивидуального здорового образа жизни, где есть место собственному выбору, ориентированному на «правильную жизнь».

 

 

                      Великий биолог, основатель научной геронтологии, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Илья Ильич Мечников правильный образ жизни называл ортобиозом: «орто» — прямой, правильный, «био» — связанный с жизнью. В своем развитии ортобиоз вырос в новую науку о рациональном образе жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы. Ортобиотика — наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни, которая рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формулу и тесты выживаемости, универсальные средства самосбережения, технологию сдерживания угасания жизни и семью как цитадель ортобиоза.

Предназначение ортобиотики — дать научно обоснованные рекомендации на этот счет. Ортобиотика разрабатывает технологии каждого возрастного этапа жизни людей.

                     Она носит превентивный характер, ее наработки призваны помочь людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье. Для ортобиотики нравственные проблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические.

Итак, ортобиотика — это наука, синтезирующая обширный круг различных научных и технологических знаний. Ортобиотику можно считать теоретико-прикладной основой человековедения.

 

                    Чтобы ускорить вхождение ортобиотики в наше восприятие, предстоит преодолеть в сознании людей стереотип небрежного отношения к своему здоровью и выработать критическое отношение к своим знаниям, ибо можно многое знать, не зная самого нужного. И, конечно, важна привычка самоконтроля своего здоровья.

 

Актуальность проекта                 

Моим девизом является: «Здоровый образ жизни — насущная необходимость».

Заповеди правильной жизни.

 

                        Важнейшим условием физиологического благополучия является труд. Только активно трудясь, человек может сохранить бодрость и силы. Известно, что великий русский писатель Лев Николаевич Толстой ежедневно выполнял гимнастические упражнения, ездил верхом на лошади по 20 км и более. Зимой, невзирая на морозы, катался на коньках. Толстой много раз высказывался, что физический труд должен быть обязательным для лиц, занимающихся умственной деятельностью: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай и ногами, и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то и ночь проводится без сна».

                      Одним из условий ортобиоза является нормальный сон. Состояние сна служит средством восстановления сил человека, правильное использование этого средства абсолютно необходимо.

                      Следующее условие — «служба доброго настроения», положительные эмоции. Их обеспечивают доброжелательное отношение, юмор, оптимизм. Доброжелательность — необходимый элемент культуры нашего поведения. Особенно важна она там, где человек по долгу службы вступает в широкие коммуникации, общается с множеством других людей. У французов есть житейская мудрость, говорящая о том, как надо жить: «Смеяться вместе — плакать в одиночку». Оптимизм, являющийся важнейшим источником доброго настроения, можно в себе воспитать, усилить. Для этого надо фиксировать внимание на хорошем, и уметь ему радоваться.

                     Среди условий правильного образа жизни существенным является рациональное питание. Рациональным оно должно быть по качеству, по количеству и по режиму.   Вред переедания состоит в том, что, во-первых, излишки откладываются в виде жироотложений под кожей, во-вторых, образуется больше шлаков обмена веществ, оказывающих токсическое действие, в-третьих, происходит рост вредных микробов в толстом кишечнике. Вместе с тем в течение жизни человеку необходимо обеспечить свои потребности в энергозатратах. Так, по данным исследователей, за семьдесят лет человек употребляет: воды — 50 тонн; белков — 2,5 тонны; углеводов — 10 тонн; поваренной соли — 300 кг; жиров — 2,3 тонны.

Большая часть энергии (50—60 %) расходуется на обеспечение жизнедеятельности человека (работа мозга, внутренних органов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем), 10—15 % энергии расходуется на усвоение самой пищи, 30—40 % уходит на обеспечение физической активности человека, включая его работу.  

                    Соблюдение режима, то есть выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время. В результате привычное время для еды настраивает организм на принятие и переваривание пищи, а привычное время для работы — на соответствующую форму деятельности. Мозгу не приходится каждый раз «раскачиваться», настраиваясь на новую деятельность. В силу этого, во-первых, мозг экономит ресурсы, во-вторых, работа протекает лучше. Наблюдения подтверждают, что многие выдающиеся ученые отличаются завидным долголетием. Одной из причин этого факта, по мнению исследователей, является четкое соблюдение режима.

                 Важное условие ортобиоза — закаливание организма. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям, главным образом к холодовому фактору, причем приспособление это достигается путем использования естественных сил природы: солнечных лучей, воздуха, воды.

                Физические упражнения, достаточный объем двигательной активности — это важнейший элемент физической культуры и правильного образа жизни. Современный технический прогресс несет человечеству опасность гипокинезации, малоподвижности. Он в полном смысле слова обездвиживает нас, вытесняя интенсивную мышечную работу и из сферы производства, и из сферы быта, и из сферы передвижения. Возникающий дефицит мышечной деятельности представляет собой огромную опасность. В зрелые годы возраст снижает возможности организма, а физические упражнения повышают их, они дают качественно иной результат, чем возрастная тенденция, противодействуют старению.

 

 

Реализация проекта

                Проблема профессионального здоровья  педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Необходимо также заниматься расширением компетентности педагогов в понимании здоровья как единства физического, психического и социального благополучия человека (так называемый принцип триединого представления о здоровье), культуры здоровья, как знания о здоровье и практике его сохранения.

                Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности педагога выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

                 Главным здесь является - грамотен ли  специалист-дошкольник в вопросах здоровья и ведет ли здоровый образ жизни. Ничтожно влияние педагога на воспитанника, если сам педагог не пример для подражания в преодолении стрессов, в рациональном подходе к питанию, в организации и осуществлении учебного процесса, рациональной нагрузке  воспитанников в преодолении существующей гиподинамии, недостаточной физической активности.

Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни).

2.  Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические  заболевания.

 

                 Педагоги правильно оценивают опасности в отношении, как своего здоровья, так  и здоровья  воспитанников, которые связаны с:

- проблемой питания в его финансовом и содержательном плане;

- нарушениями гигиенических условий обеспечения учебного процесса (освещение, тепло, чистота и порядок, соответствие школьной мебели);

- нарушениями требований к расписанию непосредственной образовательной деятельности;

- недостаточной здоровьесберегающей направленностью некоторых образовательных технологий;

- недостаточной компетентностью работника образования  в вопросах здоровьесбережения;

- невозможностью в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к детям, учитывать их психологические, физиологические особенности, состояние их здоровья.

                  Первостепенную важность некоторых мероприятий, свойственных только образовательным учреждениям:

- увеличение объема двигательной активности;

- рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки  специалистов не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности   взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности;

- включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни;

- повышение роли психологической помощи педагогам  в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического,  психического и социального благополучия участников образовательного процесса;

- организация систематической научно-методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

                При этом первостепенная роль принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения, который располагает информацией, необходимой для  активизации программы «Здоровье  педагога», где необходимым и обязательным фактором является интеграция благополучия детей и взрослых во все области здоровья физического, психического и социального.

 

Программа обеспечивает:

Физическое развитие учителей и учащихся (через культуру спорта, игры, труда, регламентацию жизни).

Психическое благополучие (через формирование соответствующего климата уважения, доверия понимания и одобрения жизни друг друга).

Социальное благодействие (через сотрудничество и коммуникацию как внутри  детского сада, так и вне его, принятие ответственности за формирование позитивного отношения к культуре здоровья  воспитанников и педагогов).

В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

 

 

Приложение 1.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден(а) несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил(а) в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.


3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

 

Приложение 2.

Оптимизм как стиль жизни

 

             Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека утверждал: «Пример более укорачивает путь к мудрости, нежели правила». Вот почему следует внимательно отнестись к опыту долгожителей. Тем более если речь идет не о единичных случаях, а о фактах, свидетельствующих, что здоровая среда, разумное питание, комфортное социальное окружение, жизнелюбие и увлеченность трудом — приоритетные факторы, позволяющие сберечь здоровье людей, обеспечить оптимальные модели поведения.

            Если обратиться к этимологии слова «оптимизм», то в переводе с латинского оно обозначает «наилучший». Благодаря усилиям немецкого философа, математика, физика и языковеда Готфрида Вильгельма Лейбница, который по просьбе российского императора Петра I разработал первый проект развития образования и государственного управления в России, была создана теория оптимизма. Это учение о существующем мире как наилучшем из возможных.

                 С тех пор оптимизм стал рассматриваться как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активные и целеустремленные. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни.

                Если рассматривать наше здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.

Умение радоваться — яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ: «радоваться»! Радость — одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

                Разнообразие впечатлений. Они — основа наших эмоций и чувств. Яркие эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

               Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

               Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Культура общения — важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения — соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

              Самоободрение — преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

             Самоорганизация — это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

- личная организованность в соблюдении ортобиоза;

- рациональное распределение рабочего времени;

- рациональное оборудование рабочего места;

- профессиональное выполнение своих функций.

            Самоконтроль и саморегуляция — это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на свежую голову.

Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни — исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

            Известный врач Николай Михайлович Амосов сформулировал основные принципы психологического здоровья:

1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Она склонна преувеличивать слабости человека и могущество своей науки.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

4. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать.

5. Природа милостива: достаточно 20—30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

6. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.

7. Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь — она уж точно несчастье.

Исходя из всего выше сказанного, необходимо составлять индивидуальную карту самосбережения здоровья. Лучше на рабочий и выходной день отдельно. Такая форма подхода к методу очень дисциплинирует и систематизирует все запланированные мероприятия.

 

 

Приложение 3.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

САМОСБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ  НА РАБОЧИЙ ДЕНЬ

 

Утро

Рекреация

Время

Релаксация

Время

Катарсис

Время

Утро

Утренняя

гимнастика

10 мин.

Общение с домашними питомцами (кошками)

Водные процедуры

 

Гимнастика для малого таза в транспорте (сидя)

5 мин.

 

5 мин.

 

5 мин.

Позитивные аффирмации

(Этот день лучший для меня!)

Молитва 

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

День

Рекреация на  занятиях с детьми

(дыхательные упражнения)

Прогулка пешком

5 мин.

 

 

 

25 мин.

Релаксации на  занятиях

Медитация в  художественной форме.

 

Общение с природой

10 мин.

 

 

 

25 мин.

Прослушивание классической музыки

 

30 мин.

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

 

Плавание  в бассейне (среда, суббота)

Прогулка у водоема или по парку (остальные дни)

 

45 мин.

 

 

45 мин.

 

Дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой

 

 

 

15 мин.

 

 

 

Занятие творчеством.

Сочинение стихов

и музыки 

Звонок маме в другой город

 

30 мин.

 

 

 

10 мин.

Ночь

Глубокий сон

---------

-----------------------------

---------

-----------------------

-----------

Итого:

 

1час        25 мин.

 

1 час

5 мин.

 

1 час

25 мин.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

САМОСБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ  НА ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ

 

Утро

Рекреация

Время

Релаксация

Время

Катарсис

Время

Утро

Утренняя

гимнастика

10 мин.

Общение с домашними питомцами (кошками)

Водные процедуры

 

Гимнастика для  глаз  (лёжа)

5 мин.

 

5 мин.

 

5 мин.

Позитивные аффирмации

( Я сегодня свободна!)

Молитва 

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

День

Рекреация на   

(дыхательные упражнения)

прогулке

30мин.

 

 

 

 

Релаксации перед дневным сном

 

Общение с природой

10 мин.

 

 

25 мин.

Прослушивание классической музыки

 

25 мин.

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

 

Плавание  в бассейне (среда, суббота)

Прогулка у водоема или по парку (остальные дни)

 

45 мин.

 

 

45 мин.

 

Дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой

 

 

Гимнастика для музыканта 

Общение с домашними животными

 

15 мин.

 

 

 

 

 

5 мин.

 

---------

 

Занятие творчеством.

Сочинение стихов

и музыки 

Звонок маме в другой город

 

 

Шитьё, вязание.

 

30 мин.

 

 

5 мин.

 

 

----------

Ночь

Глубокий сон

---------

-----------------------------

---------

-----------------------

-----------

Итого:

 

1час        25 мин.

 

1 час

10 мин.

 

1 час

25 мин.