Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4424 Консультация для воспитателей Тема: «Развитие выразительной речи в театрализованной деятельности»

Опубликовано 22.10.2018

Харламова Ольга Валерьевна

МБДОУ детский сад "Журавушка"

воспитатель

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие выразительной речи в театрализованной деятельности»

 

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

С этой точки зрения невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «чем выразительнее речь, тем больше она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий : его лицо, он сам» (С.Л.Рубинштейн).

Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи-важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течении всего дошкольного возраста, от непроизвольной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публичном, не стесняясь слушателей. Это очень важно: нередко люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и используются у них неизменной любовью.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляя его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Разностороннее влияние этой деятельностью на личность ребёнка позволяет использовать её, как одно из эффективных педагогических средств.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена, и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщение. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно выступление с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому , что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Занятия театрализованной деятельности имеют большое значение для развития речи ребёнка и для его всестороннего развития.