Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4463 «Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»

Опубликовано 31.10.2018

Петрова Марина Анатольевна

музыкальный руководитель высшей категории,

ДОУ № 11

Великий Новгород

2018г.

 

 

«Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»

 

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.         Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием- образованием человека. Главную роль в этом процессе играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет.

Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений, создание условий для взаимодействия, доверия и общности интересов. В соответствии с ФГОС ДО педагоги должны обеспечить профессиональную поддержку семье и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования детей.

Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость внедрения в работу ДОУ различных традиционных форм взаимодействия с семьей, среди которых основными являются:

-психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

-вовлечение родителей в педагогический процесс;

В настоящее время одновременно с традиционными формами особую актуальность приобретают  инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В любую эпоху традиции переосмысливали и применяли к своим целям, сохранялось лишь то, что соответствовало укладу и культуре общества в данный период, т.е. некоторые элементы старой традиционной системы выживали, приспосабливались к новым обстоятельствам, изменяя свои функции или входя в новую систему в качестве элементов. Нецелесообразно говорить о традициях как о чем-то неизменном, т.к. идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут видоизменяться (трансформироваться). Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время не способствуют в полной мере функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.

Несомненно роль музыкального воспитания в развитии дошкольников очень важна. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать.

 Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей. Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. В дошкольном учреждении создаются все условия, чтобы ребенок обладал всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные преобразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Успешность музыкального развития детей, посещающих ДОУ, в большой степени зависит и от того, какая атмосфера создана родителями в семье. Имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей этого базового объема знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности, который необходим ребенку и с которым он пойдет в школу. Педагоги детского сада должны работать в тесном единстве с семьей. Успех и результат сотрудничества зависит от интуиции, инициативы и творческого начала не только коллектива педагогов, но и коллектива родителей, которые готовы прислушиваться, довериться и двигаться в одном направлении с нами.

Задача педагогов - помочь родителям владеть более расширенной информацией   используя инновационные формы работы, не нарушая традиции.   Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми не нарушая традиции, но при этом использовать современные инновационные интерактивные формы работы? И не только предложить, но и как вовлечь мам и пап в процесс музыкального развития ребенка?

            Мой опыт работы музыкальным руководителем в ДОУ позволяет предложить следующие  инновационные формы взаимодействия с родителями  воспитанников.

1. Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями и педагогами несёт в себе создание сайта детского сада.  Сайт разработан и функционирует, как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительной информации. Сайт имеет понятный рядовому пользователю интерфейс. Простое и наглядное меню навигации обеспечивает свободное перемещение по всем разделам сайта. Сайт рассчитан на широкую аудиторию посетителей.

2.Новой формой работы с родителями ДОУ стало создание страницы каждой группы с музыкальным руководителем. На сайте, с целью выявления заинтересованности родителей в музыкальном воспитании их детей, предлагаю родителям электронное анкетирование. Данный метод  помогает более быстро и локально выстроить свою работу с родителями и детьми. Анкетирование в начале учебного года проводится  с целью выявления интересов, запросов родителей, установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми; в конце года - с целью выявления удовлетворённости родителей воспитательно-образовательным процессом, их потребностей и пожеланий.

На сайте группы родители получают: полезные советы на интересующие вопросы по развитию музыкальности ребенка, по личному запросу знакомятся с результатами диагностического обследования своего ребенка, с индивидуальным маршрутом сопровождения одаренного ребенка по музыкально-художественной деятельности.

На сайте систематически обновляется папка-копилка « Музыкальный репертуар в группе» в соответствии с проектной деятельностью во всех возрастных группах.   Не исключаются и личные встречи и беседы для обсуждения  вопросов, касающихся музыкального развития ребенка в детском саду. Это позволяет в дальнейшем грамотно спланировать взаимодействие с родителями.

 3. Для более эффективного взаимодействия с родителями на родительских собраниях выступаю с тематическими  презентациями, которые  разработаны в программе PowerPoint . Программа помогает легко и быстро создать яркие, наглядные презентации, которые включают в себя  слайды, оформленные таблицами, картинками, чертежами и т.д..  Нетрадиционная методика подачи информации повышает интерес к вопросам развития детей в музыкальной деятельности, а также активизирует родителей на решение проблем в музыкальном воспитании.

4. Достаточно распространенной формой, которая даёт возможность познакомить родителей с музыкально-образовательным процессом, особенностями музыкального развития, является День открытых дверей. Я могу показать родителям открытые занятия, охватывая все виды музыкальной деятельности, могу провести беседу, а можно, благодаря ИКТ, показать всё это в форме рекламного видеоролика или тематической презентации.

4. Для эффективности взаимодействия с семьёй из инновационных форм использую:

- на сайте группы папки-передвижки  « Музыкальная шкатулка»  для каждой возрастной группы с информационным материалом о музыкальном воспитании в  семье. Материал публикуется  на разные музыкальные темы и ежемесячно обновляется. Этот же материал можно найти и в печатном варианте в музыкальном уголке группы.

- мастер-классы для родителей по видам музыкальной деятельности:  пение, движение, слушание, приёмы игры на детских музыкальных инструментах. Это позволяет родителям приобрести правильные навыки подачи музыкального материала дома с детьми.

- знакомство с музыкальными профессиями родителей (концертные выступления родителей- музыкантов, хореографов, вокалистов, пианистов)  ;

- на сайте группы размещаю  фотовыставки праздников, спектаклей, квестов, развлечений и занятий;

- ведение блога или странички специалиста «Специалист рекомендует» на сайте ДОУ;

 - «Почтовый ящик доверия музыкального руководителя», куда родители помещают интересующие их вопросы и предложения, дают советы или делятся с другими родителями информацией или предложениями.

             Степень вовлечения родителей может быть весьма разнообразной - это зависит во многом от их желания и возможностей. Благодаря инновационным формам сотрудничества с семьёй, родители нашего ДОУ на протяжении всего учебного года с желанием участвуют в совместной музыкальной деятельности: праздниках, развлечениях, вечерах, квестах, проектах и театральной деятельности.  «Неделя театра», которая проходит ежегодно в ДОУ, позволяет максимально вовлечь родителей в педагогический процесс. Дети совместно с родителями показывают спектакли, театрализованные представления, мини-сценки, миниатюры, которые доставляют большое удовольствие всем - участникам, зрителям и гостям.  Родители изготавливают театрализованные костюмы для себя и детей, оказывают активную помощь в создании декораций к спектаклям, помогают в создании инновационной музыкально-развивающей среды и эстетическом оформлении зала.

            Такое участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрос­лым поможет осознать важность всей этой работы. Только в том случае, если родите­ли станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший ре­зультат. И чем разнообразнее музыкальная деятельность, тем интересней участвовать в ней детям и родителям!

Вспоминая и учитывая в работе давно забытые традиции, мы открываем все новые и новые формы взаимодействия с родителями, которые и помогают нам достигать высоких результатов в воспитании наших детей.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. Сфера. 2008. №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1998г.

6. ФГОС дошкольного образования - http://11ds.sayan-obr.ru/DswMedia/fgosprezentaciyadlyaroditeley.pdf.

7. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г. Интернет-технологии в образовании // Учебно –методическое пособие- Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012.-114с.