Конспект НОД в средней группе «Что мы знаем о птицах»
Воспитатель: Курачинова Айщат Ануаровна
МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск
Образовательные области:
«Коммуникация», «Познание, «Здоровье», «Социализация».
Цель: - пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.
Задачи :
Образовательные задачи:
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;
- развитие навыка словообразования;
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;
- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.
Коррекционные задачи:
- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);
- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.
Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет».
Предварительная работа:
- беседа о перелетных птицах;
- чтение стихов о перелетных птицах;
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;
- подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход занятия.
Организационный момент:
(создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания).
В: Из далеких жарких стран
Гости к нам весной спешат. Кто это?.....(ответы детей) птицы, перелетные птицы.
В: Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и, если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….
Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы.
В: Отгадайте загадку:
Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо.
- Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы).
В: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?
Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребенок совмещает соответствующие картинки).
Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.
Это грач. Грачиное гнездо на дереве.
Это кукушка. У кукушки нет гнезда.
Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.
II.Основная часть.
- Знакомство с темой:
Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах.
- Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).
Кто эта птица?
Гнезда не строит никогда.
Яйцо соседям оставляет
И птенчика не навещает
Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. (Кукушка.)
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?
2.Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
3.Всех перелетных птиц черней
Он чистит пашню от червей. (Грач).
4. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенцов стелю на дно
Мягкую перину. (Ласточка).
5. На шесте дворец.
Во дворце – певец. (Скворец).
В: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным.
Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы)
(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).
III. Физминутка.
(развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей)
По ходу физминутки дети выполняют соответствующие тексту движения.
Птенчик в гнездышке проснулся,
Встрепенулся. Потянулся.
И головкой покивал,
И хвостиком повилял.
(пальчиковая зарядка)
- Широко раскрыл он клювик ,
Громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
- Мама с папой закружили,
Угощение тащили..
(пальчиковая зарядка)
Червячок, блоха и мошка,
Кушай, кушай, наша крошка
(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук).
Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить
Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.
Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):
В: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье?
Воспитатель помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок).
( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди).
Продолжение рассказов детей.
Упражнение «Закончи предложение»
(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле).
В Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них.
Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.
Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поет.
Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают.
Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)
Подведение итога занятия:
Ребята, Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы много знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?