Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4261 Конспект НОД в средней группе «Что мы знаем о птицах»

Опубликовано 03.09.2018

 

 

 

 Конспект НОД в средней группе «Что мы знаем о птицах»

Воспитатель:  Курачинова Айщат Ануаровна

МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск

 

 Образовательные области: 
«Коммуникация», «Познание, «Здоровье», «Социализация». 

Цель: - пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. 

Задачи :

Образовательные задачи: 
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; 
- развитие навыка словообразования; 
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; 
- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. 

Коррекционные задачи: 
- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); 
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); 
- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. 

Воспитательные задачи: 

- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; 
 воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; 
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. 

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические. 

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. 

Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет». 

Предварительная работа: 
- беседа о перелетных птицах; 
- чтение стихов о перелетных птицах; 
- наблюдение за птицами во время прогулок; 
- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; 
- подбор оборудования, необходимого для занятия. 

 
Ход занятия. 

Организационный момент: 
(создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). 

В: Из далеких жарких стран 
Гости к нам весной спешат. Кто это?.....(ответы детей) птицы, перелетные птицы.


В: Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и, если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. 
Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. 

В: Отгадайте загадку: 

Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. 

- Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках). 

Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). 

В: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо? 

Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребенок совмещает соответствующие картинки). 

Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. 

Это грач. Грачиное гнездо на дереве. 

Это кукушка. У кукушки нет гнезда. 

Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица. 

II.Основная часть
- Знакомство с темой: 

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах. 


- Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков). 

Кто эта птица? 
Гнезда не строит никогда. 
Яйцо соседям оставляет 
И птенчика не навещает

Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. (Кукушка.) 

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице? 

2.Это старый наш знакомый. 
Он живет на крыше дома – 
Длинношеий, длинноклювый, 
Длинноносый, безголосый. 
Он летает на охоту 

За лягушками к болоту. (Аист). 



3.Всех перелетных птиц черней 
Он чистит пашню от червей. (Грач). 

4. Под крышей я леплю гнездо 
Из комочков глины. 
Для птенцов стелю на дно 
Мягкую перину. (Ласточка). 

5. На шесте дворец. 
Во дворце – певец. (Скворец). 

В: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. 

Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы) 
(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности). 


III. Физминутка. 

(развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей) 

По ходу физминутки дети выполняют соответствующие тексту движения. 

Птенчик в гнездышке проснулся, 
Встрепенулся. Потянулся. 
И головкой покивал, 
И хвостиком повилял. 

(пальчиковая зарядка) 

- Широко раскрыл он клювик , 
Громко, громко запищал: 
Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. 
Червячка скорей неси. 
- Мама с папой закружили, 
Угощение тащили.. 
(пальчиковая зарядка) 

Червячок, блоха и мошка, 
Кушай, кушай, наша крошка 

(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). 

 

Птенчик сыт, опять он спит. 
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить 

Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. 

Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): 

В: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? 

Воспитатель помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок). 

( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). 
Продолжение рассказов детей. 

Упражнение «Закончи предложение» 

(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). 

В Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. 

 Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. 

 Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. 

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. 

Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поет. 

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. 

Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) 


Подведение итога занятия: 

Ребята, Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы много знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?