Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4262 Публикация «Вода. Свойства воды»

Опубликовано 05.09.2018

Смелова Лира Николаевна

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 28 «Снежинка», 

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Должность - Воспитатель высшей квалификационной категории 


Публикация «Вода. Свойства воды»

 

Ф.И.О.

Категория

Детский сад

Смелова Лира Николаевна

Высшая

МБДОУ Детский сад №28 «Снежинка»

Дата

04.09.2018 г.

Тема

«Вода. Свойства воды»

Программа

От рождения до школы

Возраст

Старшая группа №2 (5- 6лет)

Основная образовательная область

Познавательное развитие

Форма провидения

Подгруппой

Цель

Познакомить детей с основными свойствами воды

Задачи:

 

  • Образовательные –Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная жидкость без вкуса, цвета, запаха, формы), уточнить знания о том, где можно встретить воду и как ее использует человек, закрепить на татарском языке слова – зэнгэр, сары, кызыл, яшел.
  • Развивающие – Развивать любознательность, мышление и речь детей, умение делать выводы. Развивать и поддерживать познавательный интерес к экспериментированию.
  • Воспитательные – Воспитывать бережное отношение к воде.

 

Планируемый результат

Научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные свойства воды. Следовать точным инструкциям воспитателя, понимать поставленную задачу и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения, доказывать совместно искать ответы. Осознают необходимость бережного отношения к природе.

 

 

 

Методы и приемы

 Игровой, практический, словесный, наглядные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент, вопросы, указания, дополнения, напоминания,

      художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения

Магнитная доска, капли с загадками, ноутбук, экран, видео презентация о воде, фартуки, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда разной формы, резиновая перчатка, вода, лимон, цветной веер, камушки, краски, кисточка, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей - карандаш, лист ватмана.

 

Организация детей

1 Свободная 

2 В кругу

3 Полукруг

4 Стоя

5 За столами.

Индивидуальная работа

Добиваться активного участия в экспериментировании Катя Р, Дима П            

Словарная работа

Активизация: без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет форму, жидкость

Пассивный: лаборант, ученый.

Предварительная работа

Беседы с детьми о значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

Участие родителей:

Рассматривание и изучение энциклопедий, чтение соответствующей литературы, наблюдение в естественной природе, беседы о значении воды.

Структура

Психологический настрой, вводный организованный момент-1мин.

2 ч. Сюрпризный момент: появление капелек

      1) «Отгадывание загадок» -

      2) «Беседа для чего нужна вода» -

      3) «Практическое экспериментирование»

            Опыт №1

            Опыт №2

            Опыт №3

      4) «Физминутка»

             Опыт №4

             Опыт №5

      5) «Памятка «Как сохранить воду на Земле» -

3ч. Итог. Высказывание детей. Самооценка -2мин.

 

                                             Ход занятия:

Ребята, какое у вас настроение? А чтоб оно стало еще лучше улыбнитесь друг другу, подарите самую нежную, добрую улыбку нашим гостям. Поздоровайтесь на татарском языке, спросите как у них дела. Исэнмесез! Хэллэр ничек?

В. Ребята сегодня утром на пороге группы я увидела серебряное ведро. Не хотите ли заглянуть, что в нем лежит?

Д. Да. Капельки.

В. Капельки - подружки для вас принесли загадки. Отгадаете загадки?    (Сели)

 

 Люди ждут меня, зовут,
 А приду к ним – прочь бегут
Слайд  (Дождь.)

 

Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит
Слайд (Река.)

Стоит корыто                       
Полно воды налито
Слайд (Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица
Слайд (Ручей.)

В. Ребята, что объединяет все отгадки? О чем мы с вами будем говорить сегодня?

Д. О воде.

В. Почему? (Во всех отгадках вода) А где в природе можно встретить воду?

Д. В реке, море, роднике, озере, болоте, океане, водопаде, ручейке, луже…

В. Ребята, воду в реке по другому называют - речная, повторите…Воду в роднике…Воду в болоте… Молодцы!

В. Как вы думаете, какая вода в море и океане (соленая). А в реке, озере, роднике, болоте вода какая? (Пресная, простая, ее можно пить)

Для чего людям нужна вода?

Д. Пить, посуду мыть, стирать, готовить еду…

В.А еще кому?

 Д. Животным, птицам, растениям, рыбам вода-родной дом.     Слайды

Стихи.  

Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

 

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Без воды вам не умыться

Не наестся, не напиться

Смею я вам доложить

 Без воды нам не прожить!

На экране появляется инопланетянин 305.

И. Привет, я 305. Я живу на очень далекой планете и люблю путешествовать по космическим просторам. Я давно хотел побывать на планете Земля и узнать о ней как можно больше. Наконец моя мечта осуществилась. Земля очень красивая. Здесь так много загадочного и не обычного. Когда я приземлился у меня возник вопрос. А какими свойствами обладает вода? Имеет ли запах, вкус, цвет, форму?

  В. Ребята поможем 305. Я предлагаю вам стать маленькими учеными и проводить опыты по исследованию воды в лаборатории. Что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Д. Ученые исследователи - это люди которые получают новые знания, изучают что то интересное, хотят узнать то, что еще никто не знают, проводят опыты, занимаются наукой.  Молодцы!

В. Мы сейчас пройдем в нашу лабораторию и будем проводить эксперименты с водой. Прежде чем пройти в лабораторию предлагаю одеть фартуки. А сейчас вспомним правила.

Д. Не шуметь – этим мы можем мешать другим

    Аккуратно обращаться с посудой, посуда может биться им можно порезаться

    Слушать воспитателя

    Внимательно следить за результатом опыта

    Закончив наблюдение, сделать вывод

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Опыт 1

Воспитатель: Ребята перед вами стакан и бутылка с водой. Налейте в стакан воды. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.) положите в воду лимон. Понюхайте, какой у нее запах? (Запах лимона)

Когда вода меняет запах?

Когда в воду что то добавить она меняет запах.  

Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

В. Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников.

Закрепляю на доске первую схему.

 Опыт 2

Воспитатель: Ребята возьмите стакан и попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

Ответы детей: вода без вкуса, безвкусная

В.А сейчас ложкой положите сахар в стакан, размешайте и попробуйте. Какая стала вода в стакане?

Д. Сладкая, вкусная.

В. Когда вода меняет вкус?

Д. Когда в воду что то добавить она меняет вкус.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

В. Прикрепляю на доску схему.

Опыт 2

В. Ребята, для следующего опыта нам понадобятся цветные полоски. Давайте сравним цвет воды со цветами полосок. Что можно сказать?

Д. Цвет воды не совпадает не с одним из цветов.

В. Что можно сказать?

Д. У воды нет цвета, бесцветная.

В. А сейчас возьмите кисть и окрасьте воду. Что можете сказать?

Д. Вода поменяла цвет.

В. Какого цвета стала вода у тебя Дима? Скажи по татарский

Д. Красная. Скажи по татарский (су кызыл, су яшел…)

В. Когда вода поменяла цвет?

Д. Когда добавили краску.

В. Какой можно сделать вывод?

 Вывод: Чистая вода не имеет цвета.

Прикрепляю на доску схему.

Физминутка

В. «Капельки»

Надо превратиться в маленькие капельки дождя. Я мама тучка, а вы мои детки – капельки. Капельки пора отправиться в путь (музыка) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю, скучно им стало по поодиночке прыгать, стали они играть парами и получились маленькие лужи, лужи потекли встретились, потекли маленькими веселыми ручейками, встретились ручейки и стали большой рекой, а река потекла в озеро.

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.                                  

Опыт 4.

В. Ребята положите в один стакан ложку, а в другой камень. Что вы видите в стаканах?

Д. Ложку и камушек. Камень виден сквозь слой воды

В. Значит вода прозрачна.

В. Возьмите кисточку, наберите краску и окрасьте воду в стакане с камнем. А сейчас видите камушек?

Д. Нет. В стакане с краской не видно, а в стакане с чистой водой видно.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Чистая вода - прозрачна.

В. Прикрепляю на доску схему.

Опыт 5.

В. А для следующего опыта нам понадобится посуда разной формы. Перелейте воду из стаканчика, в другую посуду. Какую форму приняла вода в твоей посуде?

Д. (форму тарелки, вазы, чашки, бокала…)

В. Наливаю воду в резиновую перчатку А у меня какую форму приняла вода? (Форму перчатки.) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

В. Прикрепляю на доску схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде и познакомили со свойствами нашего гостя. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

Ответы детей:

  1. Чистая вода не имеет запаха.
  2. Чистая вода не имеет вкуса.
  3. Чистая вода не имеет цвета.
  4. Чистая вода прозрачна.
  5. Вода не имеет собственной формы.  

В. еще вода может быть в виде пара, твердой в виде льда, теплой, холодной, но об этом мы узнаем в следующий раз.

И. Спасибо ребята. Мне пора, хочу рассказать жителям своей планеты о свойствах воды. До встречи!

В. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

Д.

Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

Д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле” Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.) Покажем родителям, расскажем друзьям.

Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!