Смелова Лира Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 28 «Снежинка»,
Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Должность - Воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Вода. Свойства воды»
Ф.И.О. |
Категория |
Детский сад |
Смелова Лира Николаевна |
Высшая |
МБДОУ Детский сад №28 «Снежинка» |
Дата |
04.09.2018 г. |
|
Тема |
«Вода. Свойства воды» |
|
Программа |
От рождения до школы |
|
Возраст |
Старшая группа №2 (5- 6лет) |
|
Основная образовательная область |
Познавательное развитие |
|
Форма провидения |
Подгруппой |
|
Цель |
Познакомить детей с основными свойствами воды |
|
Задачи:
|
|
|
Планируемый результат |
Научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные свойства воды. Следовать точным инструкциям воспитателя, понимать поставленную задачу и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения, доказывать совместно искать ответы. Осознают необходимость бережного отношения к природе.
|
|
Методы и приемы |
Игровой, практический, словесный, наглядные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка. |
|
Наглядные средства обучения |
Магнитная доска, капли с загадками, ноутбук, экран, видео презентация о воде, фартуки, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда разной формы, резиновая перчатка, вода, лимон, цветной веер, камушки, краски, кисточка, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей - карандаш, лист ватмана.
|
|
Организация детей |
1 Свободная 2 В кругу 3 Полукруг 4 Стоя 5 За столами. |
|
Индивидуальная работа |
Добиваться активного участия в экспериментировании Катя Р, Дима П |
|
Словарная работа |
Активизация: без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет форму, жидкость Пассивный: лаборант, ученый. |
|
Предварительная работа |
Беседы с детьми о значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой. Участие родителей: Рассматривание и изучение энциклопедий, чтение соответствующей литературы, наблюдение в естественной природе, беседы о значении воды. |
|
Структура |
1ч Психологический настрой, вводный организованный момент-1мин. 2 ч. Сюрпризный момент: появление капелек 1) «Отгадывание загадок» - 2) «Беседа для чего нужна вода» - 3) «Практическое экспериментирование» Опыт №1 Опыт №2 Опыт №3 4) «Физминутка» Опыт №4 Опыт №5 5) «Памятка «Как сохранить воду на Земле» - 3ч. Итог. Высказывание детей. Самооценка -2мин. |
Ход занятия:
Ребята, какое у вас настроение? А чтоб оно стало еще лучше улыбнитесь друг другу, подарите самую нежную, добрую улыбку нашим гостям. Поздоровайтесь на татарском языке, спросите как у них дела. Исэнмесез! Хэллэр ничек?
В. Ребята сегодня утром на пороге группы я увидела серебряное ведро. Не хотите ли заглянуть, что в нем лежит?
Д. Да. Капельки.
В. Капельки - подружки для вас принесли загадки. Отгадаете загадки? (Сели)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут
Слайд (Дождь.)
Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит
Слайд (Река.)
Стоит корыто
Полно воды налито
Слайд (Озеро.)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица
Слайд (Ручей.)
В. Ребята, что объединяет все отгадки? О чем мы с вами будем говорить сегодня?
Д. О воде.
В. Почему? (Во всех отгадках вода) А где в природе можно встретить воду?
Д. В реке, море, роднике, озере, болоте, океане, водопаде, ручейке, луже…
В. Ребята, воду в реке по другому называют - речная, повторите…Воду в роднике…Воду в болоте… Молодцы!
В. Как вы думаете, какая вода в море и океане (соленая). А в реке, озере, роднике, болоте вода какая? (Пресная, простая, ее можно пить)
Для чего людям нужна вода?
Д. Пить, посуду мыть, стирать, готовить еду…
В.А еще кому?
Д. Животным, птицам, растениям, рыбам вода-родной дом. Слайды
Стихи.
Не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Без воды вам не умыться
Не наестся, не напиться
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
На экране появляется инопланетянин 305.
И. Привет, я 305. Я живу на очень далекой планете и люблю путешествовать по космическим просторам. Я давно хотел побывать на планете Земля и узнать о ней как можно больше. Наконец моя мечта осуществилась. Земля очень красивая. Здесь так много загадочного и не обычного. Когда я приземлился у меня возник вопрос. А какими свойствами обладает вода? Имеет ли запах, вкус, цвет, форму?
В. Ребята поможем 305. Я предлагаю вам стать маленькими учеными и проводить опыты по исследованию воды в лаборатории. Что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Д. Ученые исследователи - это люди которые получают новые знания, изучают что то интересное, хотят узнать то, что еще никто не знают, проводят опыты, занимаются наукой. Молодцы!
В. Мы сейчас пройдем в нашу лабораторию и будем проводить эксперименты с водой. Прежде чем пройти в лабораторию предлагаю одеть фартуки. А сейчас вспомним правила.
Д. Не шуметь – этим мы можем мешать другим
Аккуратно обращаться с посудой, посуда может биться им можно порезаться
Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта
Закончив наблюдение, сделать вывод
Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.
Опыт 1
Воспитатель: Ребята перед вами стакан и бутылка с водой. Налейте в стакан воды. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.) положите в воду лимон. Понюхайте, какой у нее запах? (Запах лимона)
Когда вода меняет запах?
Когда в воду что то добавить она меняет запах.
Ответы детей: Чистая вода не пахнет.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
В. Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников.
Закрепляю на доске первую схему.
Опыт 2
Воспитатель: Ребята возьмите стакан и попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
Ответы детей: вода без вкуса, безвкусная
В.А сейчас ложкой положите сахар в стакан, размешайте и попробуйте. Какая стала вода в стакане?
Д. Сладкая, вкусная.
В. Когда вода меняет вкус?
Д. Когда в воду что то добавить она меняет вкус.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
В. Прикрепляю на доску схему.
Опыт 2
В. Ребята, для следующего опыта нам понадобятся цветные полоски. Давайте сравним цвет воды со цветами полосок. Что можно сказать?
Д. Цвет воды не совпадает не с одним из цветов.
В. Что можно сказать?
Д. У воды нет цвета, бесцветная.
В. А сейчас возьмите кисть и окрасьте воду. Что можете сказать?
Д. Вода поменяла цвет.
В. Какого цвета стала вода у тебя Дима? Скажи по татарский
Д. Красная. Скажи по татарский (су кызыл, су яшел…)
В. Когда вода поменяла цвет?
Д. Когда добавили краску.
В. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чистая вода не имеет цвета.
Прикрепляю на доску схему.
Физминутка
В. «Капельки»
Надо превратиться в маленькие капельки дождя. Я мама тучка, а вы мои детки – капельки. Капельки пора отправиться в путь (музыка) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю, скучно им стало по поодиночке прыгать, стали они играть парами и получились маленькие лужи, лужи потекли встретились, потекли маленькими веселыми ручейками, встретились ручейки и стали большой рекой, а река потекла в озеро.
Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
В. Ребята положите в один стакан ложку, а в другой камень. Что вы видите в стаканах?
Д. Ложку и камушек. Камень виден сквозь слой воды
В. Значит вода прозрачна.
В. Возьмите кисточку, наберите краску и окрасьте воду в стакане с камнем. А сейчас видите камушек?
Д. Нет. В стакане с краской не видно, а в стакане с чистой водой видно.
В. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чистая вода - прозрачна.
В. Прикрепляю на доску схему.
Опыт 5.
В. А для следующего опыта нам понадобится посуда разной формы. Перелейте воду из стаканчика, в другую посуду. Какую форму приняла вода в твоей посуде?
Д. (форму тарелки, вазы, чашки, бокала…)
В. Наливаю воду в резиновую перчатку А у меня какую форму приняла вода? (Форму перчатки.) Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
В. Прикрепляю на доску схему.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде и познакомили со свойствами нашего гостя. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?
При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.
Ответы детей:
- Чистая вода не имеет запаха.
- Чистая вода не имеет вкуса.
- Чистая вода не имеет цвета.
- Чистая вода прозрачна.
- Вода не имеет собственной формы.
В. еще вода может быть в виде пара, твердой в виде льда, теплой, холодной, но об этом мы узнаем в следующий раз.
И. Спасибо ребята. Мне пора, хочу рассказать жителям своей планеты о свойствах воды. До встречи!
В. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
Д.
Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?
Д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле” Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.) Покажем родителям, расскажем друзьям.
Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!