Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4266 Педагогическая практика "Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ - "Клуб взаимопомощи"

Опубликовано 05.09.2018

 

Педагогическая практика:

«Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ  - «Клуб взаимопомощи».

СКАЧАТЬ (полный материал с картинками)

 

 

ТЕМА ПРАКТИКИ: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ «КЛУБА ВЗАИМОПОМОЩИ».

 

Содержание практики:

 

Тема практики………………………………………………………….. 3

Актуальность…………………………………………………………… 4

Цель и задачи…………………………………………………………… 6

Творческое обоснование………………………………………………. 8

Описание практики…………………………………………………….. 11

Результативность практики……………………………………………. 19

Перспективы развития практики……………………………………… 23

Библиографический список…………………………………………… 24

Приложения…………………………………………………………….. 25

 

Автор: Сорокина Светлана Викторовна

МБДОУ ДС ОВ «Ёлочка

ТЕМА ПРАКТИКИ

 

На 2016 – 2017 учебный год тема моего самообразования была созвучна  с одной из задач годового плана ДОУ –  «Развитие связной речи дошкольников  с помощью нетрадиционных методов». Эта задача и стала темой моей практики. Обучение родителей стало необходимым условием для того, чтобы они могли применить полученные знания и опыт для развития речи детей. Ведь язык и речь традиционно являются в психологии, философии, педагогике отправной точкой психического развития личности - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Обучение родителей воспитателями является зеркальным отражением их  совместной деятельности -  от воспитателей к родителям и детям и наоборот. Проводя совместные мероприятия, мы, педагоги, доносим до родителей как можно, в игровой  непринужденной форме, развивать речь ребенка.

Задача образовательных учреждений не только обучать  и воспитывать детей, но и создать благодатную почву для раскрытия таланта, который, несомненно, есть в каждом ребенке. Чтобы это сделать нужно, формировать творческое мышление, способность нестандартно видеть окружающий мир. Этому, непременно, поспособствует хорошо развитая речь. В настоящее время речевое развитие детей имеет проблемы. Речь:

 - Состоит лишь из простых предложений. Дети неспособны грамматически правильно строить распространенные предложения.

 - Бедна, имеет  недостаточный словарный запас.

 - Засорена сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употреблением нелитературных слов и выражений.

Есть проблемы в диалогической и монологической речи. Это неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неумение построить монолог. Например, составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, или пересказать текст. В речи детей отсутствуют  логические обоснования своих утверждений и выводов. Также отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Зачастую имеют плохую дикцию.

Понимание выше перечисленного, и дало толчок  на поиск наиболее эффективных путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов).

         Таким образом, пришла идея создания  «Клуб взаимопомощи», и на примере показать родителям, научить их, как педагогически правильно взаимодействовать с детьми.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

 

      «Клуб взаимопомощи» - это совместная организация воспитательно-образовательной деятельности  педагогов – детей – родителей, где присутствует планирование работы с учетом методических и психолого-педагогических требований. В «Клубе» могут использоваться различные формы работы:

 - творческие вечера;

 - конкурсы;

 - праздники;

 - различные мероприятия (например, спортивные, познавательные);

 - практикумы;

 - решение педагогических задач за круглым столом и др.

      Данная практика способствует  повышению компетентности  педагогов, психолого-педагогической образованности  родителей, воспитательно-образовательного уровня дошкольников  и развитию крепких уважительных  отношений  внутри  группового коллектива.

      Это трудоемкая работа, но результат того стоит. Встречаясь в «Клубе», мы помогаем родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка, побуждаем стать образцом для подражания, оказываем практическую помощь в воспитании и обучении детей, что способствует гармоническому развитию личности ребенка.

       Работая, в дошкольном  учреждении, воспитатель находится во взаимосвязи не только  с детьми, но и с их родителями. Проводя индивидуальные беседы, консультации, общаясь на родительских собраниях, приходишь к пониманию – что не все родители  в полной мере понимают свои права и обязанности по отношению к детям, имеют затруднения в вопросах воспитания и обучения дошкольников, имеют недостаточные знания в психолого-педагогической области.  С. Харрисс писал: «Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями  одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же, иметь рояль и быть пианистом». 

      Задача воспитателя  - найти эффективные методы и приемы, с помощью которых каждый ребенок должен достичь определенного результата в каком-нибудь виде образовательной деятельности. И, конечно же, это не возможно без помощи родителей. Поэтому важнейшая задача воспитателя донести до сознания родителя необходимость понимания прав и обязанностей по отношению к детям, помочь родителям стать педагогически компетентными, приобрести практические  знания.

      Традиционные формы работы с родителями (индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, родительские собрания)  не всегда эффективны, так как часто лишены практического опыта.

      Организовывая различные формы работы с детьми по развитию речи  в рамках «Клуба взаимопомощи» мы предполагаем в 2016 – 2017 учебном году, повысить уровни развития:

 - правильного звукопроизношения;

 - связной диалогической и монологической речи;

 - умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

 - психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Идея практики:

 1. Установить с помощью «Клуба взаимопомощи» доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями, объединить их в одну команду, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

2. В рамках «Клуба взаимопомощи» вместе с родителями развивать связную  речь дошкольников в непринужденной игровой обстановке, используя  нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.

       Идея моей практики заключается в том, чтобы коренным образом изменить привычный подход к работе с родителями. Сделать так, чтобы родители были активными,  понимающими, инициативными участниками в жизни ребенка. Тесное  общение предполагает  развитие у родителей ощущения погружения в детство, родителю становится проще понимать внутренний мир ребенка, вместе с ним переживать его победы и неудачи. Такому родителю легко найти выход из любой психолого-педагогической  ситуации, возникающей в процессе жизнедеятельности дошкольника, он начинает понимать ребенка гораздо тоньше и глубже, и поэтому сумеет найти пути преодоления любой проблемы.

Цель практики заключается в следующем:

- создание благоприятных условий для развития связной речи детей дошкольного возраста;

- создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;

- выявление затруднений, с которыми  сталкиваются  родителей  в процессе психолого-педагогического  взаимодействия с детьми;

- создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив; возрождение семейных традиций;

- оказание помощи родителям  в психолого-педагогическом воспитании детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.

Для достижения  целей моей педагогической практики помогут  решения  следующих задач:

- обеспечить эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи, создать «Клуб взаимопомощи»;

- разработать общие положения клуба, правила взаимодействия;

- разработать ряд совместных мероприятий, направленных на достижение целей практики;

 - развить связную речь детей дошкольного возраста в процессе применения нетрадиционных форм;

- обогатить детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий;

- регулярно проводить просветительскую работу с родителями в области психологии и педагогики с учетом потребностей и особенностей семей.