Педагогическая практика:
«Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ - «Клуб взаимопомощи».
СКАЧАТЬ (полный материал с картинками)
ТЕМА ПРАКТИКИ: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ «КЛУБА ВЗАИМОПОМОЩИ».
Содержание практики:
Тема практики………………………………………………………….. 3
Актуальность…………………………………………………………… 4
Цель и задачи…………………………………………………………… 6
Творческое обоснование………………………………………………. 8
Описание практики…………………………………………………….. 11
Результативность практики……………………………………………. 19
Перспективы развития практики……………………………………… 23
Библиографический список…………………………………………… 24
Приложения…………………………………………………………….. 25
Автор: Сорокина Светлана Викторовна
МБДОУ ДС ОВ «Ёлочка
ТЕМА ПРАКТИКИ
На 2016 – 2017 учебный год тема моего самообразования была созвучна с одной из задач годового плана ДОУ – «Развитие связной речи дошкольников с помощью нетрадиционных методов». Эта задача и стала темой моей практики. Обучение родителей стало необходимым условием для того, чтобы они могли применить полученные знания и опыт для развития речи детей. Ведь язык и речь традиционно являются в психологии, философии, педагогике отправной точкой психического развития личности - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Обучение родителей воспитателями является зеркальным отражением их совместной деятельности - от воспитателей к родителям и детям и наоборот. Проводя совместные мероприятия, мы, педагоги, доносим до родителей как можно, в игровой непринужденной форме, развивать речь ребенка.
Задача образовательных учреждений не только обучать и воспитывать детей, но и создать благодатную почву для раскрытия таланта, который, несомненно, есть в каждом ребенке. Чтобы это сделать нужно, формировать творческое мышление, способность нестандартно видеть окружающий мир. Этому, непременно, поспособствует хорошо развитая речь. В настоящее время речевое развитие детей имеет проблемы. Речь:
- Состоит лишь из простых предложений. Дети неспособны грамматически правильно строить распространенные предложения.
- Бедна, имеет недостаточный словарный запас.
- Засорена сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употреблением нелитературных слов и выражений.
Есть проблемы в диалогической и монологической речи. Это неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неумение построить монолог. Например, составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, или пересказать текст. В речи детей отсутствуют логические обоснования своих утверждений и выводов. Также отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Зачастую имеют плохую дикцию.
Понимание выше перечисленного, и дало толчок на поиск наиболее эффективных путей и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов).
Таким образом, пришла идея создания «Клуб взаимопомощи», и на примере показать родителям, научить их, как педагогически правильно взаимодействовать с детьми.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ
«Клуб взаимопомощи» - это совместная организация воспитательно-образовательной деятельности педагогов – детей – родителей, где присутствует планирование работы с учетом методических и психолого-педагогических требований. В «Клубе» могут использоваться различные формы работы:
- творческие вечера;
- конкурсы;
- праздники;
- различные мероприятия (например, спортивные, познавательные);
- практикумы;
- решение педагогических задач за круглым столом и др.
Данная практика способствует повышению компетентности педагогов, психолого-педагогической образованности родителей, воспитательно-образовательного уровня дошкольников и развитию крепких уважительных отношений внутри группового коллектива.
Это трудоемкая работа, но результат того стоит. Встречаясь в «Клубе», мы помогаем родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка, побуждаем стать образцом для подражания, оказываем практическую помощь в воспитании и обучении детей, что способствует гармоническому развитию личности ребенка.
Работая, в дошкольном учреждении, воспитатель находится во взаимосвязи не только с детьми, но и с их родителями. Проводя индивидуальные беседы, консультации, общаясь на родительских собраниях, приходишь к пониманию – что не все родители в полной мере понимают свои права и обязанности по отношению к детям, имеют затруднения в вопросах воспитания и обучения дошкольников, имеют недостаточные знания в психолого-педагогической области. С. Харрисс писал: «Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же, иметь рояль и быть пианистом».
Задача воспитателя - найти эффективные методы и приемы, с помощью которых каждый ребенок должен достичь определенного результата в каком-нибудь виде образовательной деятельности. И, конечно же, это не возможно без помощи родителей. Поэтому важнейшая задача воспитателя донести до сознания родителя необходимость понимания прав и обязанностей по отношению к детям, помочь родителям стать педагогически компетентными, приобрести практические знания.
Традиционные формы работы с родителями (индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, родительские собрания) не всегда эффективны, так как часто лишены практического опыта.
Организовывая различные формы работы с детьми по развитию речи в рамках «Клуба взаимопомощи» мы предполагаем в 2016 – 2017 учебном году, повысить уровни развития:
- правильного звукопроизношения;
- связной диалогической и монологической речи;
- умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Идея практики:
1. Установить с помощью «Клуба взаимопомощи» доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями, объединить их в одну команду, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
2. В рамках «Клуба взаимопомощи» вместе с родителями развивать связную речь дошкольников в непринужденной игровой обстановке, используя нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.
Идея моей практики заключается в том, чтобы коренным образом изменить привычный подход к работе с родителями. Сделать так, чтобы родители были активными, понимающими, инициативными участниками в жизни ребенка. Тесное общение предполагает развитие у родителей ощущения погружения в детство, родителю становится проще понимать внутренний мир ребенка, вместе с ним переживать его победы и неудачи. Такому родителю легко найти выход из любой психолого-педагогической ситуации, возникающей в процессе жизнедеятельности дошкольника, он начинает понимать ребенка гораздо тоньше и глубже, и поэтому сумеет найти пути преодоления любой проблемы.
Цель практики заключается в следующем:
- создание благоприятных условий для развития связной речи детей дошкольного возраста;
- создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;
- выявление затруднений, с которыми сталкиваются родителей в процессе психолого-педагогического взаимодействия с детьми;
- создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив; возрождение семейных традиций;
- оказание помощи родителям в психолого-педагогическом воспитании детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.
Для достижения целей моей педагогической практики помогут решения следующих задач:
- обеспечить эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи, создать «Клуб взаимопомощи»;
- разработать общие положения клуба, правила взаимодействия;
- разработать ряд совместных мероприятий, направленных на достижение целей практики;
- развить связную речь детей дошкольного возраста в процессе применения нетрадиционных форм;
- обогатить детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий;
- регулярно проводить просветительскую работу с родителями в области психологии и педагогики с учетом потребностей и особенностей семей.