Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4282 Развитие речи ребёнка в диалоге

Опубликовано 15.09.2018

Аксеновская Олеся Валерьевна
ГБДОУ 47 Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель

 

Развитие речи ребёнка в диалоге

 

Если ребёнок не говорит или говорит мало - как ему помочь? Что нужно для того, чтобы ребёнок заговорил?

Лингвисты пришли к выводу, что ребёнок учится языку не просто повторяя за взрослым. Чтобы ребёнок начал говорить, нужно общение.

Но не любое общение. 

Какое общение развивает речь?

Во-первых, общение с самыми близкими людьми. Не со сверстниками, не с телевизором, а именно со значимыми для него взрослыми.

 

Это хорошая новость, ведь это значит, что родители действительно могут помочь малышу в развитии речи. Специальные методики - это здорово, но и сидеть сложа руки не хочется. Иногда нам просто нужно знать, что мы делаем всё, что можем, что мы тоже действуем!

Во-вторых, дети учатся говорить в диалоге. Что это означает на практике? Чем диалог отличается от других видов общения? Чтобы это понять, представьте, как Вы общаетесь с человеком, которого очень уважаете.

 

В чём особенности диалога?

  1. Позиция - на равных. У всех есть право высказаться. Если кто-то навязывает своё мнение с позиции силы и игнорирует партнёра, диалог невозможен.
  2. Тема или само общение интересно обоим.
  3. Есть совместное внимание. Ваше внимание направлено на одно и то же.
  4. Есть возможность высказаться - каждый дожидается своей очереди и делает паузу, чтобы партнёр смог отреагировать.

Читая эти законы диалога, Вы наверняка представляли себе беседу. А как дети учатся языку в диалоге, если они не могут говорить?

 

Первый диалог без слов

Действительно, для диалога не обязательно нужны слова. Вспомним про язык тела или разговор взглядом.

Пример игры по законам диалога известен во многих культурах. Это игра в “Ку-ку!”. Предсказуемость ответа взрослого доставляет ребёнку большое удовольствие, и он просит повторить игру снова и снова. Со временем он начинает подражать взрослому.

Оказывается, что дети, у которых всё в порядке с речью, задолго до её появления усваивают законы диалога. И в этом малышам помогают мамы.

Мама говорит на особенном, эмоциональном языке: растягивает гласные, говорит преувеличенно интонированно, делает большое количество пауз и выражение лица, которое можно назвать “вопросительным” ( “Как молчать с ребёнком…”).

Мама подражает младенцу, задаёт вопросы и через паузу сама на них отвечает. Со стороны это выглядит, как диалог. Но, на самом деле, это скорее монолог в форме диалога, который имеет огромное значение для развития речи малыша.

 

Чему ребёнок учится при таком общении?

  • ➡ Начинать общение
  • ➡ Дожидаться своей очереди в диалоге
  • ➡ Поддерживать общение, реагировать.
  • ➡ Менять тему общения.
  • ➡ Просить помощи в случае затруднения.
  • ➡ Заканчивать общение.

Как видите, это базовые коммуникативные навыки. Всему этому младенец должен научиться задолго до того, как скажет первое слово.

Если этот этап прошел успешно, через некоторое время малыш начинает отвечать маме, и у них возникает настоящий диалог.

Как правило, с ребёнком старше полутора лет общаются уже не так, как с младенцем. К сожалению, при этом нередко убирают из общения и принципы диалога. Особенно, если малыш не говорит - “ведь он же не отвечает!”

 

Специалисты считают, что лучше всего для развития речи проходить все этапы её нормального развития. Это значит, что неговорящему ребёнку общение в диалоге нужно ещё больше, чем его разговорчивому сверстнику.

 

Как наладить диалог при задержке речевого развития?

Что родители могут делать развития коммуникативных навыков у ребенка:

  • ➡ Играть в диалоговые игры (подойдут любые игры, в которых что-то нужно делать по очереди - катать мяч или машинку друг другу, бросать камешки в воду, выдувать мыльные пузыри, топать, оставляя следы на снегу, мешать “суп”, делать любые движения (хлопать, дрыгать ногами, подпрыгивать и т.п.), рисовать (точки, линии, “каляки-маляки”), кривляться перед зеркалом и так далее.
  • ➡ Подражать ребенку (повторять за ним движения, звуки, придавать им какой-то смысл или приводить к игре по очереди).
  • ➡ Обращаясь к ребенку, задавать вопросы. Ожидать ответа (будто он может ответить сам), давать образец ответа за него.
  • ➡ После каждого вопроса или действия в диалоговой игре делать паузу и выражением лица показывать, что Вы ждёте ответа.

Пример: Тёма хлопнул в ладоши. Мама подключилась - тоже хлопнула, сказала: “Хлоп-хлоп!” - и посмотрела вопросительно на сына. Тёма улыбнулся и несколько раз повторил движение.“Тёма хлоп-хлоп!” - радостно прокомментировала мама. Потом снова хлопнула сама со словами “Мама хлоп-хлоп!”. Игра повторилась ещё два раза, а потом Тёма переключился на машинку. А на следующий день малыш, подошёл к маме, и, глядя в глаза и улыбаясь, хлопнул в ладоши. Было видно, что он просит повторить вчерашнюю игру, которая ему очень понравилась.

Бывает, найти контакт с ребенком самостоятельно не удаётся. Тогда на помощь приходят специалисты по развитию коммуникации.

.