Шамарина Кристина Валентиновна
МБДОУ "Светлячок" г.Губкинский
воспитатель
"Тематическое планирование по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Сентябрь
1-2 неделя: диагностика
3 - 4 неделя: Овощи и фрукты
- Скомкавание комочков из цветной бумаги
- Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
- Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
- Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
4 неделя
- Тканевая мозаика «Яблочко на яблоню, под яблоню»
- Захват щепотью (шишки, косточки, фасоль, горох)
- « Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.
- «Сложи картинку» из 4-х частей
Октябрь
1-2 неделя: Осень
- «Весёлый дождик и большие лужи» - рисовать пальчиком и кулачком.
- Мягкая тканевая мозаика (размещение: солнце, тучи, литья и т.д.)
- Раскладывание грибов по корзинкам (по величине)
- Нанизывание прищепок определенного цвета на ветку дерева («осенние листочки»)
- «Подари листочки дереву» -располагать комочки пластилина на веточках дерева и прижимать их пальчиком.
3—4 неделя: Птицы осенью
- «3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.
- «Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками.
- «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
- «Найди игрушку» - в коробке с мозаикой разной величины найти спрятанную игрушку.
- «Крошки для птичек»-аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону и плотно прижимать их пальчиком.
Ноябрь
1—2 неделя: Одежда и обувь
- «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.
- «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками).
- «Подбери пуговицы по цвету».
- «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
- «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.
3-4 неделя: Труд людей в природе
- «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
- «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
- «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
- Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человечку
Декабрь
1-2 неделя: Зима
- Разрывание белой бумаги на маленькие кусочки («Снежные хлопья»).
- Проведение горизонтальных линий («Снег идет»)
- Комплекс пальчиковой гимнастики «Снежок» (Нищева, с. 57)
- Массаж с использованием детского эспандера («Лепим снежок»)
- Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
3-4 неделя: Дикие животные зимой
- «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
- « Выложи медведя из геометрических фигур».
- «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
Январь
2-3 неделя: Дикие животные и их детеныши
- «Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
- «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
- «Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.
- «Кто пришел? » - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
- «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ».
4 неделя: Транспорт
- Массаж ладошек при перекладывании из руки в руку толстой веревки со словами (Датешидзе, с. 43 № 26)
- Пристегивание «колёс» к изображению машины, выкладывание рельс и шпал из шнуров и палочек
- рисование произвольной кривой («Дым из трубы паровоза»)
- «Грузим камушки в грузовик » - камушки рассыпаны по столу, ковру·
- «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.
Февраль
1—2 неделя: Семья
- «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу,
- 2. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне»
- «Нарисуй на песке свою семью»
- «Сушка одежды» - развесить на веревке.
- «Разрезные картинки» - собрать картинку семьи из трех частей (голова, туловище, ноги).
- Выкладывание мозаики («Дорожка к дому, где меня ждёт мама…»)
3-4 неделя: Профессии
- Выкладывание домика для куклы по контуру (палочки, мозаика)
- Выкладывание мебели из палочек по контуру
- Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».
- Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
- Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей»
Март
1 неделя: Праздник мам.
- Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
2-3 неделя: Весна
- «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
- «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
- Проведение произвольных кривых линий («Ручейки»); «Солнышко» - выкладывание лучиков из палочек
- Комплекс пальчиковой гимнастики «Кап-капкап» (Нищева, с. 86)
- «Спрячь зайку от лисички» - заштриховать предмет
- «Дорожки»-рисовать разные линии – длинные, горизонтальные.
4 неделя: Игрушки
- «Собери пирамидку».
- Формирование навыка рисования замкнутой кривой и раскрашивания ограниченного линией пространства («Мячи большие и маленькие»)
- Комплекс пальчиковой гимнастики «Танины игрушки» (Нищева, с. 46)
Апрель
1-2 неделя: Мебель
- Выкладывание мебели из палочек по контуру
- Рисование округлых линий, закрашивание ограниченного линией пространства («Укрась салфетку для стола»)
- Комплекс пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире» (Нищева, с. 52)
- «На что это похоже?» - обводить предмет внутри трафарета по контуру.
- «Выложи мебель из цветных геометрических фигур».
- «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предметы мебели.
3-4 неделя: Растительный мир
- «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
- Выкладывание цветков из круга и овалов
- Формирование навыка раскрашивания ограниченного линией пространства («Раскрась цветочек»)
- Проведение прямых линий («Нарисуй травку»)
- Работа с песковым бассейном: нахождение мелких предметов
Май
2-3 неделя: Насекомые
- Комплекс пальчиковой гимнастики «Майский жук» (Датешидзе, с. 45 № 36)
- Действия с короткими шнурами по контуру («Выложи червячка»)
- Проведение прямых линий («Нарисуй лапки жучку»)
- «Прищепки» - лапки для паучка
- Проведение кривой линии (рисование червячка)
4 неделя: Труд весной на даче
- «Посадка лука» - дети в песке делают ямки и сажают лук.
- «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.
- «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.
- «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.