Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4328 «Моя семья - мои корни»

Опубликовано 25.09.2018

Коротаева Виктория Владимировна
МБДОУ №45 комбинированного вида,

Ленинградская обл., г.Гатчина
воспитатель


«Моя семья - мои корни»

 

Конспект занятия с детьми «Моя семья-мои корни»

Цели: формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; вызвать интерес, чувство гордости и уважение к предкам.

Задачи: дать детям знание о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; развивать взаимосвязь педагогов с родителями в работе по формированию у детей представлений о родословной; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Материалы и оборудование: сундучок с загадкой и пословицами, презентация на тему«Жизнь и быт древних славян»аудиозаписи: русская народная мелодия «Во горнице», инструментальная музыка А. Климова; картинка «Родовое дерево»; раздаточный материал с картинками, где изображено генеалогическое дерево и фотографии членов семьи детей.

 

Ход занятия

Ритуал приветствия

Посмотрите на нас!

Игра в кругу

Посмотрите вы на нас!

(Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!

(Руки к себе, большой палец – вверх)

Дружные и смелые,

(Обнялись, руки на плечи соседа)

А ещё – умелые!

Можем многое мы делать,

(Шагаем на месте)

Клеить, резать, шить, плести,

(Движения по тексту)

Хорошо себя вести!

(Обняли себя за плечи)

Посмотрите вы на нас!

(Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!

(Руки к себе, большой палец – вверх)

1. Вводная часть. (Дети встречают гостей с хлебом. Гости рассаживаются на свои места. Звучит русская народная мелодия «Во горнице», начинается показ презентации).

Воспитатель: «Давным – давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Люди в этих деревнях были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озерах.

Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо и ласково обращались со своими друзьями, бедными людьми, странниками. Когда к ним в гости заходил какой-нибудь бедный человек, его приветливо встречали и угощали. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали (относились с глубоким уважением, советовались с ним). Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: навести порядок, с младшими сестренками и братьями поиграть, в саду, огороде родителям помочь. Вот так жили наши предки.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Белогорочка. Вы с ней уже знакомы. Белогорочка пришла к нам не с пустыми руками, а пришла она к нам с сундучком. Она хочет, чтобы мы заглянули в него. (Дети смотрят в сундучок) И что же мы там увидели? Это, ребята, загадка:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья).

- Верно, ребята, это семья.

И сегодня на нашем занятии мы поговорим о семье.

Беседа «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

ДетиСемья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большаяСемья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать(Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья(Хлопаем в ладоши.)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Поменяйся местами»(Дети становятся в круг. Ответы детей)

-кто сегодня пришел в сад с мамой?

- кого привел папа? Брат?

- у кого есть младшая сестренка? Старший брат?

- кого сегодня привел дедушка?

Ребята, а скажите, пожалуйста, как одним словом мы можем назвать: мама, папа, дедушка, тетя, дядя, двоюродный брат. (Родня, родственники)

А сейчас мы немножко поиграем. Мальчики садятся за один стол, а девочки-за другой.

Мальчики, вам такое задание: надо разложить картинки от самого молодого до самого старого.

А девочки распределят обязанности по дому. Вот у нас папа, мама и ребенок.

А вот предметы: кастрюля – готовить, молоток – делает ремонт, таз – стирает, деньги – зарабатывает, лейка – поливает цветы, тряпка – протирает пыль.

Сейчас мы проверим, кто и как справился со своим заданием.

Замечательно, все сегодня справились с заданием. И победила дружба.

Беседа по картине «Родовое дерево»

Воспитатель. Посмотрите на эту картину.

Как вы думаете, что здесь нарисовано? Но это не обычное дерево.

Кто знает, как это дерево называется? Правильно«родовое» или по-другому – «генеалогическое».

Очень часто люди сравнивали семью с большим и крепким деревом, у которого корни это дедушки и бабушки, ствол папа и мама, а ветки дети. Такое дерево называют сложным словом«генеалогическое» дерево. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках – помнили и гордились ими.

И нас с вами уже есть такое дерево, их у нас много. Каждый из вас заранее со своими мамами и папами потрудились и составили генеалогическое древо дома. И сейчас некоторые ребята расскажут нам о своем роде, который изображён на их древе. (Рассказы детей)

Беседа с детьми

- Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Ребята, а давайте мы ещё разок заглянем в сундучок нашей Белогорочке. Посмотрите там ещё что- то есть. А это пословицы о семье.

Недаром говорится в народе«Не нужен и клад, коли в семье лад»«Согласная семья – счастливая семья».

- Что же такое согласная семья(Ответы детей)

Правильно! Это семья, где живут в согласии. Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищённости, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и быть уверенным, что вас поймут. Ребята, а какие вы ещё знаете пословицы о семье(Ответы детей)

«Родительское сердце – в детках!»«Дети не в тягость, а в радость». А как вы понимаете эту пословицу. Правильно. Это означает, что родители самые близкие вам люди. И что они вас любят больше всего на свете.

«Дитя плачет, а у матери сердце болит»«Нет ближе дружка, чем родима матушка» - примечают люди. (Ответы детей) Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребёнок заболеет, то вылечит.

«Отец сына худому не научит», - говорится в народе. Папа – тоже самый близкий и дорогой ребёнку человек! Когда он дома, для детей настоящий праздник. С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только умениям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям

Ну, а самые старшие и уважаемые члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастёте и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Работа с родителями.

Воспитатель: А какие пословицы о семье знают наши родители(Ответы родителей)

Воспитатель: В русских народных пословицах и поговорках заключена народная мудрость, они подтверждают великую ценность семьи.

Послушайте, какое хорошее стихотворение про семью знают наши дети.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важноСемья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: Ребята, а как называется государство, в котором мы живём? (Ответы детей). Правильно. А что помогает нашему государству быть не похожим на другое. (Ответы детей). Правильно, герб и флаг. Так и у каждой семьи, как в маленьком государстве должен быть свой герб и флаг. Поэтому вам с родителями нужно сейчас создать герб своей семьи. Его можно нарисовать на листе бумаги.

(Родители вместе с детьми подходят к столам, на которых лежит лист бумаги и карандаши. Звучит музыка)

Итог занятия

Воспитатель: Вот теперь и у вас есть свое родовое дерево и герб семьи.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Если вы будете друг друга любить, уважать, беречь, не забывать, ваше родословное дерево будет всегда живым, крепким, будет расти и расти… А на память о сегодняшнем занятии мы с Белогорочкой вручим вам памятные медали.