Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4329 Влияние окружающей среды на социализацию ребёнка.

Опубликовано 25.09.2018

Швец Анастасия Михайловна
МБДОУ "Детсткий сад №115 г. Владивостока";

РФ, Приморский край, г.Владивосток
Воспитатель


Влияние окружающей среды на социализацию ребёнка.

 

В статье приводятся теоретический анализ влияния окружающей среды на  социализацию  ребёнка.

 

Ключевые слова: окружающая среда, социализация ребёнка.

 

Актуальность исследования

Окружающая среда – это макросреда, которая занимает важное место в воспитании и развитии ребенка. Культурные, социальные, экономические условия жизни.

Индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношения с семьей и товарищами определяют его выбор окружающей среды. Выходит, что от микросреды ребенка зависит - какие личностные качества он приобретет в жизни.

В педагогике социум, социальная среда рассмат­ривается прежде всего с точки зрения процесса включения ре­бенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе одновременно несколь­ко позиций, характеризующихся определенны­ми правами и обязанностями, т.е. иметь разный соци­альный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям

Статус определяет поведение личности в обществе, т.е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Актуальность исследования состоит в том, чтобы выяснить, как среда влияет на формирование личности ребёнка.

 

Социализация и воспитание

Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов. К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.

А воспитание как социальная функция это и есть социализация. Воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.

 

Роль среды в социализации ребенка.

Отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда — это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда — это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности.

 

По мнению М.А.Галагузовой, Г.Н.Штинова, Е.Я.Тищенко, Б.П.Дьяконова социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания -формирование образа «собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

Социальное развитие ребенка, таким образом, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский), т. е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразное влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

 

Социальные факторы.

Превра­щение биологического индивида в социального субъекта проис­ходит в процессе социализации человека, его интеграции в об­щество, в различные типы социальных групп и структур по­средством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социаль­но значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, ус­ваиваются основные социальные нормы и отношения, форми­руется мотивация социального поведения.

 

Микросоциум.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.

Микросоциум— это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

– пространственные характеристики;

– архитектурно-планировочные особенности (открытость-замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);

– благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;

– культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);

– демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей;

– социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстник.

 

 Таким образом, на основании обзора теоретического материала, можно сделать вывод, что окружающая среда, Важным элементом которой является социум непосредственно влияет на развитие и социализацию ребёнка.

 

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М„ 1968.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

4. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.

5. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П.  Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.

6. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М., 1988.

7. Мустафаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А Мустафаева. – М.,2002. – 416 с.

8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.,1989.