Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4339 Типология семейных конфликтов

Опубликовано 28.09.2018

Мородина Татьяна Александровна
МБДОУ "Детский сад №1" "Маленькая страна"
Чувашская республика город Новочебоксарск
Воспитатель


Типология семейных конфликтов

 

 

Выделяют три типологии семейных конфликтов: актуальные, прогрессирующие и привычные. Актуальные обычно возникают по сиюминутной причине, прогрессирующие конфликты – это долговременная невозможность приспособиться друг к другу. Привычные представляют собой постоянные противоречия в силу стойких стереотипов.

Основными причинами конфликтов являются следующие: пренебрежительное отношение, сексуальная неудовлетворенность, дефицит положительных эмоций и заботы, зависимость от вредных привычек, финансовые разногласия, распределение обязанностей, проведение досуга.

 

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

В социальной психологии в качестве составных элементов конф­ликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной сторо­ны, и ее образы у участников разногласий — с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следую­щие типы конфликтов:

  1. Подлинный конфликт, существующий объективно и восприни­маемый адекватно (жена хочет использовать свободную комна­ту как кладовку, а муж — как фотолабораторию).
  2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).
  3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрыва­ется нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, су­пруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).
  4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о ко­тором она уже прочно забыла.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно су­ществует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

По последствиям разделяют: 1)Функциональный -ведет к повышению эффективности организации; 2) Дисфункциональный -приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт: 1.Внутриличностный конфликт -конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания, могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью.

 2. Межличностный конфликт –эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. 

3. Конфликт между личностью и группой, возникает: а) если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности; б) если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. 

4. Межгрупповой конфликт.

 

По данным статистики, конфликты и разногласия в современных семьях происходят по следующим причинам (респонденты отмечали несколько причин, поэтому общая сумма превышает 100%):

Несходство взглядов и различие интересов – 43,3% семей.

Разногласия по финансовым вопросам – 35,4%.

Споры по вопросам воспитания детей – 32%.

Ревность супругов – 29,3%.

Отсутствие у супруга интереса к семье, нежелание помогать в домашних делах – 14,4%.

Вмешательство родителей и родственников – 12,8%.

Отсутствие сексуальной гармонии – 11%.

Алкоголизм супруга – 11%.

Грубость супруга, акты насилия – 7,9%.

 

 

10. Семьи с ребенком с особыми нуждами.

Это дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

        Появление ребенка с нарушениями развития для любой семьи сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, социальных ресурсах, поддержке родных и друзей и квалифицированной помощи специалистов. Члены семьи, справившиеся с тяжелыми переживаниями и эмоционально принявшие ребенка с нарушениями развития, отмечают, что, несмотря на многочисленные трудности, в их жизни произошли положительные изменения: семья стала более сплоченной, появилось больше взаимной любви и заботы, сами члены семьи личностно изменились, стали сильнее. Системный подход, применяемый авторами, позволяет им рассмотреть, как эти трудные жизненные обстоятельства влияют на каждого члена семейной системы.

Реакция родителей на появление в семье ребенка с дефектами позволяет выделить пять схем поведения (Л. И. Акатов):

1) принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность;

2) реакция отрицания – родители отрицают дефект ребенка и, как следствие, не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений;

3) реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства – родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания;

4) скрытое отречение, отвержение ребенка – дефект ребенка считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием;

5) открытое отречение, отвержение ребенка – ребенок принимается с отвращением, при этом родители полностью осознают свои враждебные чувства, обвиняя общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку