Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4344 Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Дом дружбы"

Опубликовано 30.09.2018

Гальчина Ирина Геннадьевна

МАДОУ "Детский сад №56" г.о. Самара

воспитатель

 

 

Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дом дружбы»

 

     Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения  моделируемых проблемных игровых и тренинговых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, желания и готовности поступать в соответствии с ними.  

     Задачи:

     Образовательные:

  • Уточнить представления детей о  добрых и плохих поступках и их последствиях.
  • Совершенствовать умение находить выход из сложных, противоречивых ситуаций.
  • Закрепить знание понятий « дружба», «настоящий друг».
  • Закреплять умение  различать и  передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов;
  • Упражнять в умении образовывать родственные слова.

     Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки общения.
  • Развивать умение  пользоваться объяснительной речью, высказывать суждения, прислушиваясь к мнению других.
  • Развивать  эмоционально - чувственный мир детей.
  • Развивать конструктивные способности детей.

      Воспитательные:

  •  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, умение планировать совместную деятельность

 Методы и приемы:

  • Словесный (беседа, вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение).
  • Метод проблемного изложения (проблемная ситуация).
  • Наглядный ( презентация «Хорошие и плохие поступки»).
  • Игровой («Дом дружбы», игра «Паутинка добрых слов»).
  • Практический (моделирование, конструирование).
  • Метод контроля и стимулирования (анализ деятельности, самооценка детьми результатов деятельности).

     Предварительная работа:  чтение художественной литературы,  просмотр мультипликационного фильма «Чебурашка и крокодил Гена», рисование портрета друзей, организация коммуникативных игр.

     Оборудование и материалы:

  • Экран, мультимедийное оборудование;
  • Письмо от старухи Шапокляк;
  • Мультимедийная презентация «Хорошие и плохие поступки»;
  • Модули;
  • Клубочек ниток;
  • Картинки с разными эмоциями;
  • Портреты друзей;
  • Части схемы постройки «Дома дружбы»;
  • Дерево с большими корнями (на слайте).

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель:

- Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?

Дети:

- Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»

Игра  «Поздороваемся»

Воспитатель:

-  Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.  Когда я хлопну один раз в ладоши - вы пожмете друг другу руки. Два хлопка - дотронетесь локтями. Три хлопка - спинами.

Воспитатель:                        

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

-Хотите узнать, от кого письмо? Давайте его прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старуха Шапокляк.  Расскажите мне, пожалуйста, что такое дружба и как найти друзей. 

Воспитатель:

- Из какой сказки Старуха Шапокляк?

Дети:

- Э. Успенский «Чебурашка и Крокодил Гена».

Воспитатель:

- Поднимите руку, кто помнит,  что придумали построить Чебурашка и Крокодил для тех, кто ищет друзей?  

Дети:

- Дом дружбы.

Воспитатель:

- Давайте расскажем Шапокляк про дружбу все, что знаем и построим «Дом Дружбы».  Надеюсь, вы понимаете, что работа не простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. За каждое правильно выполненное задание получаете часть схемы постройки дома,  когда все задания будут выполнены -  вы сможете собрать схему целиком и по ней построить «Дом дружбы».

1-е задание: мозговой штурм – «Что такое дружба?»

Воспитатель:

- Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети:

- С улыбки, приветствия, помощи друг другу.

Воспитатель:

- А с кем можно дружить?

Дети:

- С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

Воспитатель:

-  Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети:

-  Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Воспитатель:

- Друзья познаются в счастье или в беде?

Дети:

- В беде друзья всегда помогут.

Воспитатель:

-  Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?

Дети:

-  Играть,  работать, учиться, отдыхать, смеяться,  шутить,  разговаривать,  помолчать и т.д.

Воспитатель:

-  Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем получить первую часть схемы.

2- е задание: игра «Семьи слов»

На слайде появляется дерево с большими корнями.

Воспитатель:

-  Ребята, посмотрите, это дерево «дружбы». Обратите внимание на его корни, какие они? (могучие, сильные, ветвистые, переплетенные). Корни дерева напоминают крепкую дружбу. У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.

Дети:

- Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель:

- Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем получить еще одну часть схемы.

3-е задание: решение моральных дилемм.

Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации и просит найти выход.

  • На улице метет страшная пурга. Мама, уходя на работу, строго - настрого запретила Сереже выходить из дома. Неожиданно зазвонил телефон. Сережа взял трубку и услышал взволнованный голос своего друга Андрюшки: «Ты мне нужен, срочное дело! Не мог бы сейчас прийти ко мне?...»
  • Катя вернулась с весенней прогулки чумазая и мокрая. Посмотрела  мама на дочку и сердито сказала: «Еще такая вернешься - не пущу гулять!». На другой день Катя гуляла аккуратно. Вдруг она услышала громкий плач - это маленькая Надюша упала в лужу и не может выбраться. Посмотрела Катя по сторонам - нет Надиной бабушки…
  • Мама ахнула, когда увидела, что котенок Пушок разгребает землю в ящике с рассадой. Она отшлепала котенка, а уходя в магазин, наказала Насте  внимательно следить за ним. Настя полезла на подоконник посмотреть на маму из окна, но нечаянно задела ящик и он упал. Земля рассыпалась, рассада сломалась. «Попадет от мамы!» - подумала Настя. Она собрала землю, все подтерла и стала ждать. Когда вернулась мама и увидела пустой ящик, то сердито сказала: «Завтра я отнесу котенка бабушке!...»

Педагог дает оценку выполненному заданию и вручает детям третью часть схемы.

4-е задание: игра «Паутинка добрых слов».

Воспитатель:

- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Полине. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель:

-  А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети:

- Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель:

- А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети:

-Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Педагог подводит итог игры и вручает четвертую часть схемы. 

5-е задание:  рассматривание и обсуждение картин с изображением хороших и плохих поступков.

Появляется картинка с изображением хорошего поступка.

Воспитатель:

- Ребята, кого мы видим на этой картинке?

Дети:

- На картинке мы видим детей.

Воспитатель:

- Что делают дети?

Дети:

-Играют, строят постройки из песка.

Воспитатель:

- Ребята, кто считает, что дети на этой картинке поступают хорошо - поднимите зеленую карточку. Если кто-то считает, что плохо - красную.

Воспитатель:

-Почему вы считаете, что дети совершают хороший поступок?

Дети:

- Дети играют дружно.

Появляется картинка с изображением плохого поступка.

Воспитатель:

- Ребята, а на этой картинке, что делают дети?

Дети:

- Дерутся, ломают постройки, не могут поделить игрушки.

- Давайте оценим поступки детей с помощью карточек (дети поднимают соответствующие карточки).

 Появляются две картинки: хороший и плохой поступок.

Воспитатель:

- Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети:

- Играть дружно - это хорошо. Ссориться и драться - плохо.

Аналогично дети обсуждают следующие картинки.

Педагог дает оценку выполненному заданию и вручает детям пятую часть схемы. 

Воспитатель раздает детям картиинки с разными эмоциями.

И/У «Найди такой же смайлик»: детям предлагается найти каждому смайлику пару - близнеца (с одинаковыми эмоциями). Образуются пары детей.

Проводится игра-физкультминутка «Гномики» (игра проводиться в парах).

     Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

     У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

    У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом)

    У тебя щечки гладки.
    У меня бровки чёрны,
    У тебя бровки чёрны.
    Я твой друг, (Протягивает руку)
    Ты мой друг. (Партнёр кладёт руку сверху)
    Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

6-е задание:  мимическая игра с применением социо - игровой технологии «Передавалки»

Воспитатель:

- Ребята, а как можно узнать настроение у человека?

Дети:

- По лицу.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Передавалки»

  • Передай улыбку соседу (по кругу).
  • Передай  «сердилку» (сердитое выражение лица).
  • Передай «испуг».
  • Передай  «страшилку».
  • Передай «смешинку».

Педагог поощряет детей и вручает шестую часть схемы. 

Воспитатель:

- Мы столько рассказали Шапокляк о друзьях и дружбе! Теперь она поймет: в «Доме дружбы» могут жить лишь настоящие друзья, которых объединяют общие интересы, которые никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного.

- Ребята, мне тоже хочется заложить кирпичик в «Дом дружбы» - я хочу сказать вам комплимент. Повторите хором это слово. Говорить комплимент - это значит говорить что-то приятное другому человеку. Я от чистого сердца хочу сказать вам добрые слова!

(Воспитатель хвалит каждого ребёнка, отмечая его положительные качества.)

Воспитатель:

- Беру седьмую карточку.

- Вот мы и выполнили все задания. Осталось построить «Дом дружбы».

Воспитатель  предлагает  троим детям собрать схему постройки дома.

Используя схему, дети подбирают нужные модули и  коллективно строят «Дом дружбы»

Воспитатель:

- Вот мы построили «Дом дружбы». Благодаря вашим стараниям и знаниям он получился большой, красивый, светлый. Но чего-то, по-моему, в нем не  хватает.  

Дети:

- Друзей, жителей.

Воспитатель:

-  Кто живёт в доме дружбы? Помните, вы рисовали свои портреты? Вот они нам и пригодились!

Звучит песня. «Настоящий друг» муз. Б. Савельева -  под музыку дети размещают портреты.

Воспитатель:

- Замечательно у вас получилось! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним все правила дружбы и повторим  их для старухи Шапокляк.

Дети:

• Помогать другу.

• Быть честным.

• Уступать.

• Не бояться просить прощения.

• Не грубить.

• Не жадничать.

• Не злиться.

Воспитатель:

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете!

Заключительная часть.

      Воспитатель предлагает оценить свое настроение на занятии с помощью символов: солнышко - настроение хорошее, все было понятно и интересно;

солнышко с тучкой - было не все понятно или не интересно;

тучка - все не понятно, не интересно.

Педагог  в качестве домашнего задания предлагает  нарисовать  свой   «Дом дружбы» для других сказочных героев.