Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3878 ТЕМА исследовательской деятельности: "Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников."

Опубликовано 08.04.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №161

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 


 

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема: Организация волонтерского движения в

ДОУ как активной формы общения в детской среде,

способствующей ранней социализации дошкольников.

 

                                                                                                       Автор: Воспитатель высшей категории

Насырова Л.В.


 

Уфа 2018

 

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

         1. Тема исследования: Организация волонтерского движения в

ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.

         2. Актуальность исследования:

         В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Анкетирование  родителей показало, что уровень  знаний  и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок.

Это обусловлено тем, что некоторые родители не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.

Несмотря на то, что в ДОУ ведется работа по данному направлению: разработана программа оздоровления детей на основе, которой определены направления физкультурно-оздоровительной работы, создана модель организации образовательного пространства, комплексная система физкультурно-оздоровительной         работы,         модель       организации здоровьесберегающей среды, организованна образовательная развивающая среда, проблема окончательно не решена. Поэтому встала необходимость работы над данной проблемой и поиска дополнительных путей её решения.

         Автора заинтересовал опыт работы волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде Башкортостана.

         В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

         Изучив опыт, автор пришла к выводу, что нужно организовать в ДОУ детское волонтерское движение, но в более широком спектре. Определены направления работы главным и основополагающим является - физическое развитие: привитие потребности в здоровом образе жизни.

Направления:

- позитивная социализация ребенка-дошкольника в современном обществе;

- воспитание у детей традиционных духовно-нравственных ценностей;

- воспитание у детей - дошкольников осознанного бережного отношения к природе.

         Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:

-                необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;

-               необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.

-         отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных условий, способствующих их эффективной реализации;

-        необходимостью разрешения проблемы в рамках экспериментальной деятельности.

3. Объект исследования: Волонтерское движения в

ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.

4. Предмет исследования: организация волонтерского движения в

ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.

5. Цель и задачи исследования

5.1. Цель исследования – научно обосновать и экспериментально апробировать систему организации волонтерского движения в

ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.

5.2. В соответствии с поставленной целью, сформулированы задачи исследования:

- на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

 -разработать систему волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

- разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

- создать систему мониторинга реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

6. Гипотеза: уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников будет выше при условии если:

         - обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения уровня волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

         - центральным звеном учебно – воспитательного процесса станет использование различных форм волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

7. Методология и методы

7.1. Методология: При разработке стратегии исследования автор опирался на фундаментальные работы по теории личности (А.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.К. Мамардашвили и др.); общей теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, М.С. Каган, М.С. Кветной, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); идеи здоровьеформирующей и здоровьесберегающей педагогики (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.А. Фомин, Р.С.  Немов, С.Н. Кучкин, Д.И. Фельдштейн и др).

7.2.  Для реализации исследования использован комплекс методов исследования:

теоретические: междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных документов в области образования; анализ и обобщение практического опыта; педагогическое моделирование подходы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

эмпирические: изучение и обобщение практического опыта; педагогический эксперимент в естественных условиях; самооценка, анализ результатов выполнения творческих заданий, практических заданий; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; метод экспертной оценки; разработка системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

8. Научная новизна и практическая значимость

8.1. Научная новизна:

- определён и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

- уточнены критерии, показатели и уровни успешности повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

8.2. Практическая значимость исследования:

- в построении  новой интегрированной системы обучения обеспечивающей успешность повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

- в апробации и внедрении в практическую деятельность системы работы, обеспечивающей успешность повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.

- в разработке методических материалов по теме исследования, которые могут быть использованы в работе ДОУ.

9. Этапы эксперимента:

Общая продолжительность реализации исследования: 2018 – 2021г.г.

9.1. Диагностический этап (сентябрь – декабрь 2017)

Выявление проблемы и обоснование её актуальности. Выявление противоречий в учебно-воспитательном процессе. Теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования.

9.2. Прогностический этап (январь-февраль 2018)

Разработка развёрнутой программы исследования. Построение модели процесса исследования, прогноз ожидаемых положительных результатов, а также возможных потерь, негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов, дополнительных резервов.

Подготовка учебно-методического комплекса волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.

 Разработка календарного плана работы по теме исследования.

9.3. Организационный этап (март 2018)

Создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования, а также создание условий для генерации образовательных новаций в ходе исследования:

- материальных (подготовка помещения, оборудования, средств обучения и пр.);

- программно-научно-методических (образовательные программы, методические разработки, рекомендации, указания и др.).

9.4. Практический этап (2018 - 2021)

Организация экспериментального образовательного процесса.

9.5. Обобщающий этап (2021)

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента:

- анализ результатов;

- проверка гипотезы, её корректировка;

- оформление результатов.

10. Критерии оценки ожидаемых результатов

- на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

 -разработать систему волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

- разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

- создать систему мониторинга реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

.

11. Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации

11.1. Прогноз негативных последствий

- недостаток времени для успешной работы в рамках исследования из-за различных причин, в том числе большой учебной нагрузки;

- загруженность воспитанников из-за введённых занятий по направлению исследования.

11.2. Механизм их компенсации

- коррекция временного графика воспитанников и воспитателя;

- корректировка программы обучения воспитанников.

 

                                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. 1.  Кожухова С.Н., Шаповалова Н.А., Организация волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни// Методические рекомендации/ С.Н.Кожухова, Н.А. Шаповалова. - Белгород ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2009.-68.
  2. 2.  Кожухова С.Н., Екимова Н.В., Организация родительского всеобуча по антинаркотическому воспитанию в семье// Методические рекомендации/ С.Н. Кожухова, Н.В. Екимова. - Белгород ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2009.- 86.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду//М.Д. Маханева.- М.:-ТЦ «Сфера», 2004.-124.
  4. Вдовиченко Л.А., Ребенок на улице// Цикл занятий для старших дошкольников по                                   обучению                          правилам          дорожного движения/Л.А.Вдовиченко. - СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008.-80с.
  5. Крюкова С.В., Здравствуй. Я сам!//Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет/С.В. Крюкова.- М.:-«Генезис», 2007.-111.
  6. ШипицинаЛ.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения//развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.М. Шипицина, О.В.Защеринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001.- 40с.:ил.
  7. Шишова Т., Застенчивый невидимка//Эмсоционально-развивающие игры и задания/Т. Шишова.-М.:, Искатель, 1997.-94с.
  8. Горская А.В., Правила-помощники//Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города/ А.В.Горская. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
  9. Старцева О.Ю., Школа дорожных наук//Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма/ О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд.-64с.
  10. Шорыгина Т.А. Основы безопасности детей 5-7 лет/Т.А.Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-80с.
  11. Шорыгина Т.А., Общительные сказки//Социально-нравственное воспитание/ Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-80с.
  12. Шорыгина Т.А., Осторожные сказки//Безопасность для малышей/ Т.А. Шорыгина.- М.: Книголюб, 2003.-80с.
  13. Шорыгина Т.А., Беседы о правах ребенка/ Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-144с.
  14. Харламов И.Ф. Педагогика.  - М.: Юристъ-Гардарика, 2012.  - 519 с.
  15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2013. - 512 с
  16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.  - М.: Народное образование, 2012.  - 856 с.
  17.  Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
  18. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  19.  Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 44с.
  20. Бахтиярова В.Ф., Герасимова О.А. Педагогический марафон: Учебно-методическое пособие. Выпуск 2./под редакцией Бахтияровой В.Ф., Герасимовой О.А. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2011. – 132с.
  21.  Ижбулатова Э.А., Сапожникова В.А., Акьюлова Р.Р. Авторские программы педагогов дополнительного образования детей: Сборник /Под ред. Ижбулатовой Э.А., Сапожниковой В.А., Акьюловой Р.Р. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – 204 с
  22. Губайдуллин М.И., Фахретдинова Ф.Р. Экспресс-диагностика «Одаренность»: Учебно-методическое пособие.-Уфа: ИРО РБ, 2011.- 40 с.
  23. Орлов Ю.М. Тест-опросник для измерения потребности в достижениях // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М, 1988. - С.99-102.
  24. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 312 с.
  25. Туник Е. Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и до­школьников. — СПб.: Речь, 2005. — 104 с.
  26. Венгер Л.А., Цукерман Г.А.  Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001.- 160 с.
  27. Топольникова Н.Н. Социальное проектирование в условиях реализации ФГОС.  Сб. материалов Всероссийской  научно-практической конференции. – Уфа 2013г. – 356-360 с
  28. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7