Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №161
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема: Организация волонтерского движения в
ДОУ как активной формы общения в детской среде,
способствующей ранней социализации дошкольников.
Автор: Воспитатель высшей категории
Насырова Л.В.
Уфа 2018
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Тема исследования: Организация волонтерского движения в
ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.
2. Актуальность исследования:
В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок.
Это обусловлено тем, что некоторые родители не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.
Несмотря на то, что в ДОУ ведется работа по данному направлению: разработана программа оздоровления детей на основе, которой определены направления физкультурно-оздоровительной работы, создана модель организации образовательного пространства, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, модель организации здоровьесберегающей среды, организованна образовательная развивающая среда, проблема окончательно не решена. Поэтому встала необходимость работы над данной проблемой и поиска дополнительных путей её решения.
Автора заинтересовал опыт работы волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде Башкортостана.
В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Изучив опыт, автор пришла к выводу, что нужно организовать в ДОУ детское волонтерское движение, но в более широком спектре. Определены направления работы главным и основополагающим является - физическое развитие: привитие потребности в здоровом образе жизни.
Направления:
- позитивная социализация ребенка-дошкольника в современном обществе;
- воспитание у детей традиционных духовно-нравственных ценностей;
- воспитание у детей - дошкольников осознанного бережного отношения к природе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
- необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;
- необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.
- отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных условий, способствующих их эффективной реализации;
- необходимостью разрешения проблемы в рамках экспериментальной деятельности.
3. Объект исследования: Волонтерское движения в
ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.
4. Предмет исследования: организация волонтерского движения в
ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.
5. Цель и задачи исследования
5.1. Цель исследования – научно обосновать и экспериментально апробировать систему организации волонтерского движения в
ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.
5.2. В соответствии с поставленной целью, сформулированы задачи исследования:
- на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
-разработать систему волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- создать систему мониторинга реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
6. Гипотеза: уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников будет выше при условии если:
- обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения уровня волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- центральным звеном учебно – воспитательного процесса станет использование различных форм волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
7. Методология и методы
7.1. Методология: При разработке стратегии исследования автор опирался на фундаментальные работы по теории личности (А.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.К. Мамардашвили и др.); общей теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, М.С. Каган, М.С. Кветной, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); идеи здоровьеформирующей и здоровьесберегающей педагогики (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.А. Фомин, Р.С. Немов, С.Н. Кучкин, Д.И. Фельдштейн и др).
7.2. Для реализации исследования использован комплекс методов исследования:
теоретические: междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных документов в области образования; анализ и обобщение практического опыта; педагогическое моделирование подходы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
эмпирические: изучение и обобщение практического опыта; педагогический эксперимент в естественных условиях; самооценка, анализ результатов выполнения творческих заданий, практических заданий; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; метод экспертной оценки; разработка системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
8. Научная новизна и практическая значимость
8.1. Научная новизна:
- определён и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- уточнены критерии, показатели и уровни успешности повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
8.2. Практическая значимость исследования:
- в построении новой интегрированной системы обучения обеспечивающей успешность повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- в апробации и внедрении в практическую деятельность системы работы, обеспечивающей успешность повышения волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.
- в разработке методических материалов по теме исследования, которые могут быть использованы в работе ДОУ.
9. Этапы эксперимента:
Общая продолжительность реализации исследования: 2018 – 2021г.г.
9.1. Диагностический этап (сентябрь – декабрь 2017)
Выявление проблемы и обоснование её актуальности. Выявление противоречий в учебно-воспитательном процессе. Теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования.
9.2. Прогностический этап (январь-февраль 2018)
Разработка развёрнутой программы исследования. Построение модели процесса исследования, прогноз ожидаемых положительных результатов, а также возможных потерь, негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов, дополнительных резервов.
Подготовка учебно-методического комплекса волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников.
Разработка календарного плана работы по теме исследования.
9.3. Организационный этап (март 2018)
Создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования, а также создание условий для генерации образовательных новаций в ходе исследования:
- материальных (подготовка помещения, оборудования, средств обучения и пр.);
- программно-научно-методических (образовательные программы, методические разработки, рекомендации, указания и др.).
9.4. Практический этап (2018 - 2021)
Организация экспериментального образовательного процесса.
9.5. Обобщающий этап (2021)
Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента:
- анализ результатов;
- проверка гипотезы, её корректировка;
- оформление результатов.
10. Критерии оценки ожидаемых результатов
- на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
-разработать систему волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- создать систему мониторинга реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
.
11. Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации
11.1. Прогноз негативных последствий
- недостаток времени для успешной работы в рамках исследования из-за различных причин, в том числе большой учебной нагрузки;
- загруженность воспитанников из-за введённых занятий по направлению исследования.
11.2. Механизм их компенсации
- коррекция временного графика воспитанников и воспитателя;
- корректировка программы обучения воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Кожухова С.Н., Шаповалова Н.А., Организация волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни// Методические рекомендации/ С.Н.Кожухова, Н.А. Шаповалова. - Белгород ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2009.-68.
- 2. Кожухова С.Н., Екимова Н.В., Организация родительского всеобуча по антинаркотическому воспитанию в семье// Методические рекомендации/ С.Н. Кожухова, Н.В. Екимова. - Белгород ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2009.- 86.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду//М.Д. Маханева.- М.:-ТЦ «Сфера», 2004.-124.
- Вдовиченко Л.А., Ребенок на улице// Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения/Л.А.Вдовиченко. - СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008.-80с.
- Крюкова С.В., Здравствуй. Я сам!//Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет/С.В. Крюкова.- М.:-«Генезис», 2007.-111.
- ШипицинаЛ.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения//развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.М. Шипицина, О.В.Защеринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001.- 40с.:ил.
- Шишова Т., Застенчивый невидимка//Эмсоционально-развивающие игры и задания/Т. Шишова.-М.:, Искатель, 1997.-94с.
- Горская А.В., Правила-помощники//Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города/ А.В.Горская. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
- Старцева О.Ю., Школа дорожных наук//Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма/ О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд.-64с.
- Шорыгина Т.А. Основы безопасности детей 5-7 лет/Т.А.Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-80с.
- Шорыгина Т.А., Общительные сказки//Социально-нравственное воспитание/ Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-80с.
- Шорыгина Т.А., Осторожные сказки//Безопасность для малышей/ Т.А. Шорыгина.- М.: Книголюб, 2003.-80с.
- Шорыгина Т.А., Беседы о правах ребенка/ Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-144с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ-Гардарика, 2012. - 519 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2013. - 512 с
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2012. - 856 с.
- Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 44с.
- Бахтиярова В.Ф., Герасимова О.А. Педагогический марафон: Учебно-методическое пособие. Выпуск 2./под редакцией Бахтияровой В.Ф., Герасимовой О.А. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2011. – 132с.
- Ижбулатова Э.А., Сапожникова В.А., Акьюлова Р.Р. Авторские программы педагогов дополнительного образования детей: Сборник /Под ред. Ижбулатовой Э.А., Сапожниковой В.А., Акьюловой Р.Р. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – 204 с
- Губайдуллин М.И., Фахретдинова Ф.Р. Экспресс-диагностика «Одаренность»: Учебно-методическое пособие.-Уфа: ИРО РБ, 2011.- 40 с.
- Орлов Ю.М. Тест-опросник для измерения потребности в достижениях // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М, 1988. - С.99-102.
- Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 312 с.
- Туник Е. Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005. — 104 с.
- Венгер Л.А., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001.- 160 с.
- Топольникова Н.Н. Социальное проектирование в условиях реализации ФГОС. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа 2013г. – 356-360 с
- Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7