Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4248 Экологическая викторина

Опубликовано 30.08.2018

Анкудинова Екатерина Валерьевна
МБДОУ ЦРР-детский сад № 58

город Северск, Томская область
воспитатель

Экологическая викторина «Как живут растения зимой? »

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

Цели: закрепить знания детей о природе, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материал: песочные часы, юла со стрелкой, конверты с заданиями, жетоны за правильные ответы.

Ход занятия.

Дети делятся на две команды: «Елочка» и «Березка». У каждой команды своя эмблема. Ведущий крутит юлу: где стрелочка остановится, то задание и выполняется. Задания выполняются двумя командами поочередно на время.

Конверт №1

Задание « Подбери слова »

Лес может быть густым, а может быть и ………..(редким)

Волк – зверь большой, а еж ………(маленький)

Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е. ………….(вьюга, пурга)

Какое дерево сбрасывает свои иголочки? …………(лиственница)

Домик в дереве? ……….(дупло)

Какие деревья зимуют зелеными? ……..(ель, сосна)

Конверт №2

Задание « Загадки»

Зимой и летом, одним цветом? (елка)

Зимой спит, а летом улей ворошит? (медведь)

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

Вьется веревка на конце голова? (змея)

Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке? (мышка)

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)

Конверт №3

Задание « Нарисовать закрытыми глазами дерево»

Конверт №4

Задание «Под музыку изобразить, как качаются деревья и сбрасывают листочки»

Конверт №5

Задание « Ответь на вопросы»

У какого животного есть иголки? (еж)

Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)

Береза – лиственное или хвойное дерево? (лиственное)

Как деревья готовятся к зиме? (сбрасывают листочки)

Чем береза выделяется среди других деревьев? (цветом ствола)

Как деревья помогают животным, насекомым и птицам? (насекомые живут в дереве, птицы вьют гнезда, животные питаются листочками деревьев)

Конверт №6

Задание  игра «Разрезанные картинки»

Кто быстрее соберет разрезанную картинку (деревья)

За каждое правильно выполненное задание команде дается жетон. В конце викторины подсчитывается количество жетонов.

 

 

Моделирование в процессе обучения дошкольников.

 

Овладение родным языком и развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Проблема развития речи дошкольников на сегодняшний день актуальна. Эффективное решение проблемы развития интеллекта и речи ребенка – моделирование, благодаря, которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения действительности.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст – период интенсивного становления и развития личности. Ребенок довольно рано встречается с символами, моделями, схемами : дорожные знаки, вывески в магазине, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, полиция). Благодаря этому приему дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Для обучения связной передачи содержания в пересcказывании, использую схематические изображения.

Перед началом работы были поставлены задачи:

Развивать мышление, воображение и память при использовании схем заместителей

Уметь использовать схемы при рассказе не только  всего текста, но и отдельных эпизодов.

Результаты моделирования будут эффективными, если его использование будет в повседневной работе: в свободное время, в индивидуальной работе, в игровых моментах и в образовательной деятельности.

Систематизировать знания детей о потребностях растений помогло использование моделей. Если сначала на предложение нарисовать, что нужно, чтобы растение хорошо росло, дети рисовали землю в горшке, батарею отопления, лейку с водой, солнце, то постепенно мы подвели их к изображению потребностей растений схематическими (графическими) моделями.

Реализуя задачу формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни растений, проводили наблюдения за неживой природой, фиксируя их в календаре с использованием моделей. При закреплении знаний проводили целевые прогулки в природу в течение года, учили детей устанавливать зависимость состояния растений от наличия всех 4 условий: света, тепла, почвы, воды. Если вначале работы дети затруднялись ответить на вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему зимой растения не растут?, то после ознакомления с моделью, показывающей зависимость растений от тепла и света, поняли, что осенью растения засыхают, сбрасывают листья, так как им мало света, тепла; зимой не растут, так как нет питания (земля замёрзла), холодно, мало света; весной растения начинают расти, так как становится всё больше света, тепла, воды; а летом удовлетворяются все потребности растений в свете, тепле, воде, почве, поэтому растения быстро растут. При составлении рассказов о растениях, временах года также использовали модели-схемы, которые помогали детям в рассказах перечислять все существенные признаки растения или времени года. Ещё один аспект экологического воспитания – формирование понятия «живое» на основе знаний о росте и развитии живых организмов, и воспитание отношения к объектам природы как к живому, понимание того, что нарушение целостности живого объекта ведёт к его гибели, желание сохранить живой объект, создать для него нужные условия.

Сначала, после наблюдений за комнатными растениями и опытов, мы предложили детям самим нарисовать, почему растение живое. Дошкольники по-разному изображали признаки живого. Затем мы подвели детей к тому, что люди договорились одинаково зарисовывать эти признаки, и показали графические модели. Для закрепления знаний играли в игры с использованием моделей: «Что неверно?», «Составь растение из частей», «Кто скорее подберёт модель растения, зверя, птицы?».

Опыт использования моделей в экологическом воспитании детей  показал, что использование моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления и речи. Работа с моделями на всех этапах обогащает конкретные представления детей. Действующие модели дают не только представление о внешних особенностях объекта, но и вскрывают его характер, его связь с внешним миром. Наглядная демонстрация моделей позволяет формировать у детей правильное, доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологической культуры.

Систематическое использование моделирования при ознакомлении с природой детей  на занятиях, во время наблюдений и опытов доказывает, что:

  • Упорядочивается и активизируется познавательная деятельность детей; дети  легче и более полно выделяют признаки объектов, лучше сравнивают.
  • Модели побуждают детей к обследованию, развивают обследовательские действия.
  • Модели способствуют выделению существенных признаков у растений, животных.
  • Модели помогают ребёнку рассматривать и описывать растение или животное в определённой последовательности, по плану, обучая тем самым логике рассматривания, рассказывания.
  • Развивается связная речь.
  • Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.
  • В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

 

Деревья – тоже, как люди, нуждаются в заботе и бережном отношении!

Берегите, природу, и она вам скажет спасибо!!!