Анкудинова Екатерина Валерьевна
МБДОУ ЦРР-детский сад № 58
город Северск, Томская область
воспитатель
Экологическая викторина «Как живут растения зимой? »
СКАЧАТЬ (с картинками)
Цели: закрепить знания детей о природе, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материал: песочные часы, юла со стрелкой, конверты с заданиями, жетоны за правильные ответы.
Ход занятия.
Дети делятся на две команды: «Елочка» и «Березка». У каждой команды своя эмблема. Ведущий крутит юлу: где стрелочка остановится, то задание и выполняется. Задания выполняются двумя командами поочередно на время.
Конверт №1
Задание « Подбери слова »
Лес может быть густым, а может быть и ………..(редким)
Волк – зверь большой, а еж ………(маленький)
Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е. ………….(вьюга, пурга)
Какое дерево сбрасывает свои иголочки? …………(лиственница)
Домик в дереве? ……….(дупло)
Какие деревья зимуют зелеными? ……..(ель, сосна)
Конверт №2
Задание « Загадки»
Зимой и летом, одним цветом? (елка)
Зимой спит, а летом улей ворошит? (медведь)
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
Вьется веревка на конце голова? (змея)
Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке? (мышка)
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)
Конверт №3
Задание « Нарисовать закрытыми глазами дерево»
Конверт №4
Задание «Под музыку изобразить, как качаются деревья и сбрасывают листочки»
Конверт №5
Задание « Ответь на вопросы»
У какого животного есть иголки? (еж)
Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
Береза – лиственное или хвойное дерево? (лиственное)
Как деревья готовятся к зиме? (сбрасывают листочки)
Чем береза выделяется среди других деревьев? (цветом ствола)
Как деревья помогают животным, насекомым и птицам? (насекомые живут в дереве, птицы вьют гнезда, животные питаются листочками деревьев)
Конверт №6
Задание игра «Разрезанные картинки»
Кто быстрее соберет разрезанную картинку (деревья)
За каждое правильно выполненное задание команде дается жетон. В конце викторины подсчитывается количество жетонов.
Моделирование в процессе обучения дошкольников.
Овладение родным языком и развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Проблема развития речи дошкольников на сегодняшний день актуальна. Эффективное решение проблемы развития интеллекта и речи ребенка – моделирование, благодаря, которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения действительности.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст – период интенсивного становления и развития личности. Ребенок довольно рано встречается с символами, моделями, схемами : дорожные знаки, вывески в магазине, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, полиция). Благодаря этому приему дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Для обучения связной передачи содержания в пересcказывании, использую схематические изображения.
Перед началом работы были поставлены задачи:
Развивать мышление, воображение и память при использовании схем заместителей
Уметь использовать схемы при рассказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.
Результаты моделирования будут эффективными, если его использование будет в повседневной работе: в свободное время, в индивидуальной работе, в игровых моментах и в образовательной деятельности.
Систематизировать знания детей о потребностях растений помогло использование моделей. Если сначала на предложение нарисовать, что нужно, чтобы растение хорошо росло, дети рисовали землю в горшке, батарею отопления, лейку с водой, солнце, то постепенно мы подвели их к изображению потребностей растений схематическими (графическими) моделями.
Реализуя задачу формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни растений, проводили наблюдения за неживой природой, фиксируя их в календаре с использованием моделей. При закреплении знаний проводили целевые прогулки в природу в течение года, учили детей устанавливать зависимость состояния растений от наличия всех 4 условий: света, тепла, почвы, воды. Если вначале работы дети затруднялись ответить на вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему зимой растения не растут?, то после ознакомления с моделью, показывающей зависимость растений от тепла и света, поняли, что осенью растения засыхают, сбрасывают листья, так как им мало света, тепла; зимой не растут, так как нет питания (земля замёрзла), холодно, мало света; весной растения начинают расти, так как становится всё больше света, тепла, воды; а летом удовлетворяются все потребности растений в свете, тепле, воде, почве, поэтому растения быстро растут. При составлении рассказов о растениях, временах года также использовали модели-схемы, которые помогали детям в рассказах перечислять все существенные признаки растения или времени года. Ещё один аспект экологического воспитания – формирование понятия «живое» на основе знаний о росте и развитии живых организмов, и воспитание отношения к объектам природы как к живому, понимание того, что нарушение целостности живого объекта ведёт к его гибели, желание сохранить живой объект, создать для него нужные условия.
Сначала, после наблюдений за комнатными растениями и опытов, мы предложили детям самим нарисовать, почему растение живое. Дошкольники по-разному изображали признаки живого. Затем мы подвели детей к тому, что люди договорились одинаково зарисовывать эти признаки, и показали графические модели. Для закрепления знаний играли в игры с использованием моделей: «Что неверно?», «Составь растение из частей», «Кто скорее подберёт модель растения, зверя, птицы?».
Опыт использования моделей в экологическом воспитании детей показал, что использование моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления и речи. Работа с моделями на всех этапах обогащает конкретные представления детей. Действующие модели дают не только представление о внешних особенностях объекта, но и вскрывают его характер, его связь с внешним миром. Наглядная демонстрация моделей позволяет формировать у детей правильное, доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологической культуры.
Систематическое использование моделирования при ознакомлении с природой детей на занятиях, во время наблюдений и опытов доказывает, что:
- Упорядочивается и активизируется познавательная деятельность детей; дети легче и более полно выделяют признаки объектов, лучше сравнивают.
- Модели побуждают детей к обследованию, развивают обследовательские действия.
- Модели способствуют выделению существенных признаков у растений, животных.
- Модели помогают ребёнку рассматривать и описывать растение или животное в определённой последовательности, по плану, обучая тем самым логике рассматривания, рассказывания.
- Развивается связная речь.
- Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.
- В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.
Деревья – тоже, как люди, нуждаются в заботе и бережном отношении!
Берегите, природу, и она вам скажет спасибо!!!