Оськина Марина Валериевна
КГКУ "Центр содействия семейному устройству с.Вольно-Надеждинское"
воспитатель
Экспериментальная деятельность "Опыты с камнями"
Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.
Задачи: познакомить детей со свойствами камней. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности, развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают камень , как он используются человеком. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Развитие творческих способностей детей, с использованием природного материала.
Использование технологий:
-Познавательно – исследовательская технология. Исследование. Опыты с камешками.
-Здоровьесберегающая технология: Физминутка.
Материал: Подносы с разнообразными камнями, мисочки с водой, салфетки, брусочки пластилина, кусочки дерева.
Ход опытов:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали много поделок и картин из камней, мы искали камни, мыли их, сушили и красили, а сегодня я предлагаю поговорить о камнях и провести с ними опыты.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Где в природе можно увидеть камни?
-Какими бывают камни? Ответы детей – большими, маленькими, твердыми , хрупкими и т.д.
-Для чего нужны человеку камни и что из них можно построить? Ответы детей- дом, замок, дорожки выложить камнями.
-А где мы с вами собирали камни? Ответы детей – на море, на прогулке, по дороге в садик, на экскурсии по селу.
-А что вы видели на море?
Ответы детей – волны, море красивое, камни.
-Да, дети, мы видели на море камни, волны. Волна набегала на берег, перекатывала камни с места на место, и они стучали друг о друга. Вам понравилось на море?
Дети - Да..
Воспитатель-А сейчас пройдемте к столам, и посмотрим , что лежит перед нами.
— Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них камень. Возьмите камень, рассмотрите его, расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый.
-А почему морские камни гладкие? Ответы детей – их такими сделали морские волны.
-Да, дети, правильно, в морской воде камни бьются друг о друга , вода обтачивает их края, и они становятся гладкими, без единого уголка.
-Давайте сейчас узнаем твердый камень или нет, сравним его с пластилином.
Дети сжимают пластилин и камень, пластилин меняет форму, а камень нет.
-Так какой камень? А пластилин? Ответы детей – камень твердый, пластилин мягкий.
— Да, ребята, камень твердый, а пластилин мягкий. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камень в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с камнем?
Ответы детей - Камень утонул.
-А почему?
Ответы детей - Потому что он тяжелый.
-А если мы опустим в воду кусочки дерева, что станет с ними?
Дети опускают дерево в воду и видят, что оно не тонет.
Ответы детей – дерево не тонет, потому что оно легкое. Камень тяжелее дерева, а дерево легче.
-А сейчас вытащите камень из воды и сравните его с сухим камнем. Чем они отличаются?
Ответы детей – Мокрый камень темнее сухого.
-А где можно увидеть мокрые камни?
Ответы детей – В море, в реке, на дороге после дождя, в луже.
Физминутка:
«Гора»
У моря стоит гора-старушка (подняли руки вверх)
До небес ее макушка (потянуться на цыпочках)
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Ветер гору обдувает (дуют руками)
Стоит гора страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь, катятся камешки прочь (дети расходятся по сторонам)
Раскатились камешки, и с той поры ничего не осталось от нашей горы ( двумя руками показывают на пустое место).
-Вот какой бы большой не была гора, постепенно и ее разрушили ветер и дожди, но мы поедем весной на море и соберем все ее камушки для наших поделок.
Впереди нас ждут новые камни и работы. Встретимся на занятиях нашего кружка «Сундучок идей».
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт 10
Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.