Бурдыкина Елена Анатольевна
ГБОУ "Школа № 2000" ДО № 6 город Москва
Воспитатель
Конспект НОД по познавательному развитию (по ФЭМП) воспитанников средней группы ДОУ.
«От утра и до утра
Сутки знает детвора»
СКАЧАТЬ (с картинками)
Цель: формировать временные представления.
Задачи:
— расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), закреплять умение детей правильно употреблять эти термины в повседневной речи.
— упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и других небесных тел, состояние окружающего мира природы.
— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.
— воспитывать у детей желание прийти на помощь и быть отзывчивыми.
Предварительная работа:
— Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности»
— Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.
— Дидактическая игра «Когда это бывает?»
— Подвижная игра «День и ночь»
Оборудование и материалы:
Аудионоситель; игрушка «Домовёнок Кузька»; письмо от Хранителя времени с карточками – заданиями; круговые пазлы «ДЕНЬ - НОЧЬ» (2 шт.); схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток; изображения природы и деятельности человека в разное время суток; комплект карточек с изображением частей суток на каждого ребёнка.
Ход занятия
Выстраивание ситуации удивления:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я рада приветствовать вас сегодня!
(Слышны откуда-то плач и причитания. – Аудиозапись из мультфильма про Домовёнка Кузьку»)
Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мне кажется это вот из этого ларца. Но ларец открыть я не могу на нём весит замок.
(Слышны ещё громче причитания)
Воспитатель: Друзья мои, вы догадались, кто сидит в ларце?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это Домовёнок Кузька. Ребята, как же нам открыть ларец и помочь Кузьке? Давайте поищем ключик или что-то, что поможет нам открыть этот ларец.
(Дети находят конверт на котором изображён ключ и отдают воспитателю)
Воспитатель: Это письмо! Но от кого оно? Давайте почитаем.
«Я, Хранитель Времени! И очень рассердился и заколдовал вашего гостя. Он совсем не умеет беречь время и не смог правильно ответить ни на один мой вопрос. Если хотите ему помочь, то выполните мои задания и ларец сам откроется.
Хранитель времени»
Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Домовёнку Кузьке. Поможем расколдовать его? Ответим на задания Хранителя времени?
Дети: Да!
Воспитатель: Подойдите пожалуйста каждый к своему столу. Обратите внимание на карточки – они вам помогут. Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.
Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: А сколько их всего?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.
Дети:
— Утро, потому что Солнышко встает.
— День, так как Солнце высоко в небе.
— Вечер, Солнце садиться.
— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.
Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. А выполнить третье задание Хранителя времени поможет нам игра «Когда это бывает?»
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днём? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит).
Воспитатель: Ответы принимаются – они верны. А сейчас, пришло время отдохнуть, но с пользой!
Подвижная игра «Раз, два, три собери!»
(Две команды на скорость собирают круговой пазл «ДЕНЬ - НОЧЬ»)
Воспитатель: Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:
— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).
— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).
— Играем днем, а ночью …(спим).
— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).
Воспитатель: Ребята вы молодцы, со всеми заданиями справились! Хранитель времени готов расколдовать Кузьку! Закройте глаза и считайте до пяти!
Дети закрывают глаза, воспитатель открывает ларец и достает игрушку «Домовёнка Кузьку».
Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Кузенька, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание он хотел бы с вами выучить вот такое правило:
«Утро, день, вечер, ночь
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь!»
Итог.
Воспитатель спрашивает детей: что они запомнили, чем занимались, что было интересно, что вызвало трудности и т.д.
Приложение:
- Демонстрационный материал:
http://иллюстраторы.рф/sites/default/files/illustrations/user1297/19_01.jpg
https://media.istockphoto.com/vectors/morning-day-evening-night-vector
- Пазлы (картинку разрезаем по пунктиру на 8 частей) для подвижной игры «Раз, два, три – собери!»
http://ddu553.minsk.edu.by