Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3706 Конспект НОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Природные явления»

Опубликовано 01.03.2018

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 3 р.п. Семибратово».

__________________________________________________________

 

Конспект НОД в старшей группе

по опытно-экспериментальной деятельности

«Природные явления».

 

 

Подготовила: Тихомирова С.Н. – воспитатель


 

Март 2017 год.

Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
  2. Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.
  3. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
  4. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.
  5. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе эксперимента и делать выводы.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей словами:  гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты .

Предварительная работа:

  1. Чтение детской энциклопедии « Все обо всем».
  2. Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
  3. Беседы на тему: « Живая и неживая природа», « Откуда берется дождь», « Как появляется радуга».
  4. Наблюдения за неживой природой.
  5. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.
  6. Изготовление макета вулкана.
  7. Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.

Оборудование:

Видеоматериал  « Извержение вулкана, макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, красная гуашь, поддон, чайная ложка, воронка, видеоматериал « Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой, диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребенка.

Ход НОД:

- Ребята посмотрите, как много гостей. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

- А теперь давайте поприветствуем  друг  друга и подарим  друг другу свои улыбки.

- Скажем, друг другу « Здравствуй»

- Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три – волшебство скорей приди!

 ( Открывается занавес . На экране картинка лаборатории и со всем необходимым.)

 Слайд № 1. ( лаборатория)

 

- Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, где это мы?

Ответы детей ( лаборатория)

- А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает?

Слайд № 2.( лаборанты, ученые).

Ответы детей ( ученые, лаборанты проводят опыты, эксперименты)

- Что же мы здесь видим?

Дети отвечают ( колбы, баночки, лупы, весы и т.д.)

- Верно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, увеличительные стекла и многое другое – это все, что нужно для опытов.

- Ребята, а кто такие геологи?

Дети ( Геологи это люди, которые изучают богатства земли).

Слайд № 3.( геолог во время работы).

- А вы хотите сегодня побывать в роли геологов?

Дети ( Да).

- Давайте сначала вспомним, что мы с вами уже знаем о полезных ископаемых, добываемых в недрах земли.

 ( Глина, нефть, песок, мел, вода). ( Воспитатель дает детям посмотреть через лупу и потрогать некоторые полезные ископаемые).

- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит предмет, а вот, какой, мы сможем узнать отгадав загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( Глобус)

- Правильно, это глобус. А что такое глобус?

Дети ( Глобус - это копия нашей планеты Земля в уменьшенном виде).

- Какие цвета вы видите на глобусе? Что они означают?

Дети ( Желтый – песок; зеленый – трава и лес; коричневый – горы; синий – моря; белый – ледники).

- Молодцы ребята!

- Какого цвета на глобусе больше? ( синего). А почему?

( много морей и океанов).

   - Ученые и геологи еще не могут до конца узнать , что        находится в недрах земли. И судят об этом по  вулканическим выбросам.

- Ребята, а как вы думаете, где бывают вулканы? ( в горах)

- А вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Дети ( да)

- Тогда послушайте легенду о вулкане.

- Жил на свете бог по имени Вулкан.

Слайд № 4.( кузнец у наковальни).

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,

Слайд № 5. ( бьет тяжелым молотом по железу).

 бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.

Слайд № 6. ( гора).

Когда Вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. « Вулкан работает», со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением, как извержение вулкана.

- Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

- На какое геометрическое тело похож вулкан? ( конус)

- Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

Слайд № 7. ( кратер).

- На вершине горы большая чаша. Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это слово. ( дети повторяют слово кратер).

Слайд № 8. ( жерло).

Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. Давайте повторим это слово.

 ( дети повторяют слово жерло).

Слайд № 9. ( магма).

- А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. Давайте повторим это слово.

 ( дети повторяют слово магма).

- Вулканы бывают разных видов: действующие

Слайд № 10.( действующий вулкан)

и потухшие.

Слайд № 11.( потухший вулкан).

-  Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

- Ребята, а хотите посмотреть, как происходит мзвержение вулкана?

- Тогда внимательно смотрите.

Видео № 1. ( извержение вулкана воспитатель рассказывает ):

- Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам, все сжигая на своем пути.

- Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана?

Дети ( да).

- Тогда подойдите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан. Но пока он спит. Давайте разбудим его.

-А для этого нам понадобится пищевая сода, красная гуашь, средство для мытья посуды и уксус.

-Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем.

- В кратер нашего вулкана мы будем насыпать соду, затем добавим красную краску, средство для мытья посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? ( самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать его можно только взрослому.

- А теперь внимание!

( Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус.  Дети наблюдают за извержением вулкана.)

- Ребята, кажется наш вулкан «оживает».

- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.

- Молодцы ребята. Вы все внимательно слушали и помогли вулкану «проснуться». Теперь вы знаете, что такое вулкан т как он извергается.

- Ребята, в природе много всего удивительного. А хотите узнать, как образуется дождик?

-  Я предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.

Видео № 2. ( как образуется дождик).

- Ребята, кто мне скажет, как образуется дождик?

Слайд № 12.( круговорот воды в природе).

- Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. А высоко в небе очень холодно и пар превращается в капельки. Затем капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжелые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озерах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите. ( дети повторяют)

- Ребята, а теперь я вам предлагаю подойти к столу. Сейчас вы сами увидите, как образуется дождик.

- Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы будете аккуратно на крышку укладывать кубики льда. ( Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда).

-Ребята, смотрите, у нас пошел дождик. Мы с вами настоящие волшебники.

Слайд № 13. ( дождик).

- Ребята, а теперь давайте немного поиграем.

Физкультминутка: «Дождик».

Капля – раз, капля – два, ( хлопки руками на каждое слово)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом – (Бег)

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать, ( хлопки руками на каждое слово)

Капля каплю догонять.

Кап – кап, кап- кап.( свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, ( соединить руки над головой)

От дождя себя укроем.

- Молодцы!

- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:

Дождь прошел. Раздвинул тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга –

Это в небе……( Радуга)

Слайд № 14 ( радуга).

-  Давайте посчитаем сколько на радуге цветов?

Ответы детей.

- Правильно, семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определенном порядке. Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, достаточно выучить следующий стишок:

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый

Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

- Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?

Дети ( да).

Слайд № 15 ( как появляется радуга).

- Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

- Ребята, а вы хотите, чтобы радуга появилась у нас здесь, прямо в зале, да еще и весной, ведь мы ее наблюдаем только летом, когда тепло.

Дети ( да).

- Для этого нам потребуется обычный копьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

- Давайте попробуем.

( Воспитатель проводит опыт).

- А так же радугу можно увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под веселую музыку.

( Музыка)

- Ребята, а теперь я вам предлагаю сесть на стульчики и рассказать, что вам больше всего понравилось на нашем занятии и вспомнить, о чем я вам сегодня рассказывала. А в группе вы зарисуете свои впечатления о вулкане, дожде и о радуге.