Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 3 р.п. Семибратово».
__________________________________________________________
Конспект НОД в старшей группе
по опытно-экспериментальной деятельности
«Природные явления».
Подготовила: Тихомирова С.Н. – воспитатель
Март 2017 год.
Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
- Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.
- Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
- Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.
- Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе эксперимента и делать выводы.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты .
Предварительная работа:
- Чтение детской энциклопедии « Все обо всем».
- Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
- Беседы на тему: « Живая и неживая природа», « Откуда берется дождь», « Как появляется радуга».
- Наблюдения за неживой природой.
- Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.
- Изготовление макета вулкана.
- Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.
Оборудование:
Видеоматериал « Извержение вулкана, макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, красная гуашь, поддон, чайная ложка, воронка, видеоматериал « Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой, диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребенка.
Ход НОД:
- Ребята посмотрите, как много гостей. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
- А теперь давайте поприветствуем друг друга и подарим друг другу свои улыбки.
- Скажем, друг другу « Здравствуй»
- Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три – волшебство скорей приди!
( Открывается занавес . На экране картинка лаборатории и со всем необходимым.)
Слайд № 1. ( лаборатория)
- Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, где это мы?
Ответы детей ( лаборатория)
- А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает?
Слайд № 2.( лаборанты, ученые).
Ответы детей ( ученые, лаборанты проводят опыты, эксперименты)
- Что же мы здесь видим?
Дети отвечают ( колбы, баночки, лупы, весы и т.д.)
- Верно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, увеличительные стекла и многое другое – это все, что нужно для опытов.
- Ребята, а кто такие геологи?
Дети ( Геологи это люди, которые изучают богатства земли).
Слайд № 3.( геолог во время работы).
- А вы хотите сегодня побывать в роли геологов?
Дети ( Да).
- Давайте сначала вспомним, что мы с вами уже знаем о полезных ископаемых, добываемых в недрах земли.
( Глина, нефть, песок, мел, вода). ( Воспитатель дает детям посмотреть через лупу и потрогать некоторые полезные ископаемые).
- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит предмет, а вот, какой, мы сможем узнать отгадав загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( Глобус)
- Правильно, это глобус. А что такое глобус?
Дети ( Глобус - это копия нашей планеты Земля в уменьшенном виде).
- Какие цвета вы видите на глобусе? Что они означают?
Дети ( Желтый – песок; зеленый – трава и лес; коричневый – горы; синий – моря; белый – ледники).
- Молодцы ребята!
- Какого цвета на глобусе больше? ( синего). А почему?
( много морей и океанов).
- Ученые и геологи еще не могут до конца узнать , что находится в недрах земли. И судят об этом по вулканическим выбросам.
- Ребята, а как вы думаете, где бывают вулканы? ( в горах)
- А вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Дети ( да)
- Тогда послушайте легенду о вулкане.
- Жил на свете бог по имени Вулкан.
Слайд № 4.( кузнец у наковальни).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,
Слайд № 5. ( бьет тяжелым молотом по железу).
бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
Слайд № 6. ( гора).
Когда Вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. « Вулкан работает», со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением, как извержение вулкана.
- Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
- На какое геометрическое тело похож вулкан? ( конус)
- Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
Слайд № 7. ( кратер).
- На вершине горы большая чаша. Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это слово. ( дети повторяют слово кратер).
Слайд № 8. ( жерло).
Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. Давайте повторим это слово.
( дети повторяют слово жерло).
Слайд № 9. ( магма).
- А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. Давайте повторим это слово.
( дети повторяют слово магма).
- Вулканы бывают разных видов: действующие
Слайд № 10.( действующий вулкан)
и потухшие.
Слайд № 11.( потухший вулкан).
- Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
- Ребята, а хотите посмотреть, как происходит мзвержение вулкана?
- Тогда внимательно смотрите.
Видео № 1. ( извержение вулкана воспитатель рассказывает ):
- Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам, все сжигая на своем пути.
- Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана?
Дети ( да).
- Тогда подойдите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан. Но пока он спит. Давайте разбудим его.
-А для этого нам понадобится пищевая сода, красная гуашь, средство для мытья посуды и уксус.
-Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем.
- В кратер нашего вулкана мы будем насыпать соду, затем добавим красную краску, средство для мытья посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? ( самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать его можно только взрослому.
- А теперь внимание!
( Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают за извержением вулкана.)
- Ребята, кажется наш вулкан «оживает».
- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.
- Молодцы ребята. Вы все внимательно слушали и помогли вулкану «проснуться». Теперь вы знаете, что такое вулкан т как он извергается.
- Ребята, в природе много всего удивительного. А хотите узнать, как образуется дождик?
- Я предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.
Видео № 2. ( как образуется дождик).
- Ребята, кто мне скажет, как образуется дождик?
Слайд № 12.( круговорот воды в природе).
- Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. А высоко в небе очень холодно и пар превращается в капельки. Затем капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжелые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озерах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите. ( дети повторяют)
- Ребята, а теперь я вам предлагаю подойти к столу. Сейчас вы сами увидите, как образуется дождик.
- Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы будете аккуратно на крышку укладывать кубики льда. ( Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда).
-Ребята, смотрите, у нас пошел дождик. Мы с вами настоящие волшебники.
Слайд № 13. ( дождик).
- Ребята, а теперь давайте немного поиграем.
Физкультминутка: «Дождик».
Капля – раз, капля – два, ( хлопки руками на каждое слово)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом – (Бег)
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать, ( хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять.
Кап – кап, кап- кап.( свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, ( соединить руки над головой)
От дождя себя укроем.
- Молодцы!
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:
Дождь прошел. Раздвинул тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга –
Это в небе……( Радуга)
Слайд № 14 ( радуга).
- Давайте посчитаем сколько на радуге цветов?
Ответы детей.
- Правильно, семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определенном порядке. Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, достаточно выучить следующий стишок:
Каждый – красный
Охотник – оранжевый
Желает – желтый
Знать – зеленый
Где – голубой
Сидит – синий
Фазан – фиолетовый.
- Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?
Дети ( да).
Слайд № 15 ( как появляется радуга).
- Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
- Ребята, а вы хотите, чтобы радуга появилась у нас здесь, прямо в зале, да еще и весной, ведь мы ее наблюдаем только летом, когда тепло.
Дети ( да).
- Для этого нам потребуется обычный копьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.
- Давайте попробуем.
( Воспитатель проводит опыт).
- А так же радугу можно увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под веселую музыку.
( Музыка)
- Ребята, а теперь я вам предлагаю сесть на стульчики и рассказать, что вам больше всего понравилось на нашем занятии и вспомнить, о чем я вам сегодня рассказывала. А в группе вы зарисуете свои впечатления о вулкане, дожде и о радуге.